«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Изучая все лучшее, что было наработано нами, мы пытаемся воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.
Переступив порог школы, первоклассники сразу встречаются с игрой. На уроке знаний ребята путешествуют через весь земной шар на веселом поезде, встречаются с островами школьных предметов, вернувшись в родной Санкт-Петербург с его красивыми домами и улицами, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную гимназию.
Родная наша гимназия начинает новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.
Одной из наших находок был обобщающий урок в 3-м классе на свободную тему “Десять заповедей”. Дети припомнили все, что читали об этом за три года: из полузабытых рассказов учебной книги и внеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Учащиеся готовились к нему в течение недели, и общий разговор убедил их, что десять заповедей можно разделить на три условные группы. Почему о десяти заповедях можно сказать, что они составляют “костяк” нравственности христианина, его конституцию?
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с жителями Дома ветеранов, который расположен в микрорайоне (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты).
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.
В школе проводятся свои праздники:
· сентябрь (День знаний);
· октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);
· ноябрь (Дни толерантности);
· декабрь (Крещенские посиделки);
· январь (Рождество Христово);
· февраль (Неделя патриотической песни);
· март ( День матери);
· апрель (Пасха);
· май (День Победы).
Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Наш классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.
На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.
Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:
· Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.
Что вы можете сказать о таких мальчиках?
· В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.
Как должна была поступить Оля?
После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.
В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).
А в конце нашей викторины была прочитана (я бы назвала ее нравственной проповедью) статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.
Этот классный час мы проводили с выпускниками начальной школы, ребятами 4-го класса. Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.
Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.
Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады.
Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения Кемеровской области в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
В конце каждого учебного года мы подводит итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Необходимо формировать и развивать у учащихся гражданские качества патриота своей страны. Наша страна-великая многонациональная держава. Очень разнообразен и национальный состав классов. Педагог должен учитывать это, планируя воспитательную работу с учащимися. Нужно знакомить с обычаями, традициями и культурой разных народов. Необходимо заинтересовать учащихся и работать над формированием уважительного отношения к культуре разных народов.
Всю свою работу мы стараемся посвящать воспитанию чувства любви к родному Отечеству. «Мы дети одной большой державы». Мы гордимся своей страной и умеем уважать другие народности. Мы должны научиться понимать друг друга»…
Предлагаемый ниже сценарий праздника “ Мосты дружбы» для учеников начальных классов, ставит своей целью активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения. Такие мероприятия помогают учащимся овладеть умением держаться на сцене, публично выступать перед аудиторией, защищая свои идеи, проекты, достижения. К мероприятию учащиеся готовятся заранее. В начале года дети получают задание собрать материал по странам ближнего зарубежья и России. Изучают символику, традиции, обычаи, достопримечательности. Оформляют материал в виде сообщений, стенгазет, готовят презентации. Шьют национальные костюмы, приготовляют национальные блюда, разучивают национальные танцы. Помогают учащимся в этой работе педагоги-организаторы, родители, классные руководители. Итогом данной работы является проведение мероприятия «Мосты дружбы», где ребята показывают свои знания, которые накопили за целый год. Данное мероприятие проводится в виде заочного путешествия по странам и государствам, с показом презентации. Каждый класс представляет свою страну: дети одеваются в национальные костюмы, показывают национальные танцы, отгадывают задания, обмениваются мнениями. В конце подводятся итоги, объявляются победители, проводится чаепитие вместе с родителями за круглым столом.
.
Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников
«Мосты дружбы»
Цели:
¨ Активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения
Задачи:
¨ Познакомить с символикой Российской Федерации
¨ Сориентировать на ценности человеческой личности
¨ Сформировать положительную мотивацию
¨ Формировать системные представления о государственных символах России
¨ Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране и странам ближнего зарубежья
¨ Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас
¨ Развивать потребности в нравственном совершенствовании
¨ Воспитывать чувство любви к родному Отечеству
¨ Воспитывать чувство уважения друг другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности
Оборудование:
· Мультимедийная установка
· Диск с презентацией «Символы России»
· Флаги разных государств
· Гербы разных государств
· Фонограммы с музыкой
· Конверты с заданиями
· Таблички для жюри
· Жетоны для команд
· Медали
· грамоты
Ход праздника
1 ВЕДУЩИЙ:
-Здравствуйте! Мы приветствуем собравшихся в этом зале. Посвящаем нашу встречу Дню толерантности и говорим сегодня о дружбе разных стран и людей разных национальностей.
2 ВЕДУЩИЙ :
-Мы говорим на разных языках, различаются наши: культура и обычаи, но хот мира и процветания для своего народа, своей Родины.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Давайте постараемся стать ближе друг для друга, давайте интересоваться историей развития и культурой других стран, давайте стремиться к сотрудничеству и будем с детства учиться «наводить» мосты интернациональной дружбы.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Россия всегда была и будет надежным другом других стран.
Мы живём в стране могучей-
Самой светлой, самой лучшей.
Широки ее просторы-
Есть леса, поля и горы.
О, Россия-мать-родная
Родина, судьба моя.
Для тебя стихи слагаю-
Процветай –земля моя!
1 ВЕДУЩИЙ:
-Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Давайте послушаем стихи русских поэтов.
Дети читают стихи.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
/С.Есенин/
В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему-то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.
/Я.Козловский/
Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги-грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?
/А.Плещеев/
Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивается лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз-
Суховатой липой пахнет от колес
Слушают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!...
1 ВЕДУЩИЙ:
-Откуда произошло само слово РОДИНА?
Выступление детей.
-Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город пламени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу .
РОДИТЬ-произвести на свет потомство.
РОДИТЕЛИ-отец и мать, у которых рождаются дети.
2 ВЕДУЩИЙ:
Мы живем в стране могучей-
Самой светлой, самой лучшей.
Широки ее просторы-
Есть леса, поля и горы.
О, Россия-мать-родная
Родина, судьба моя.
Для тебя стихи слагаю-
Процветай-земля моя!
1 ВЕДУЩИЙ:
-Каждый человек живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать, что символизируют, иметь представление об их истории. Наши символы-часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Судьбы десятков людей, их деятельность, творчество нашли отражение в создании государственной символики России.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Давайте совершим заочное путешествие по символам государства российского /ПРЕЗЕНТАЦИЯ –ПРИЛОЖЕНИЕ№1/
-Какова же история флага?
-Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:верхняя-белого, средняя-синего, нижняя-красного цвета.
-А что символизируют цвета Российского флага?
-История современногороссийского флага ведет свое летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVIIв). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий –малороссам (украинцам), белый-белорусам.
-Еще одним символом государства российского является герб.
-У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел-символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней поры, когда Россия стала хранительницей и преемницей. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца-защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов-русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла-царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
Внутри Российского герба-герб Москвы. На нем, красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб-эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова гимна написал С.Михалков. Государственные гимны существуют во всех странах мира.
Обычно музыка гимна-торжественная, эмоционально приподнятая, а слова величавые.
Автор слов гимна России-знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России-композитор А.Александров. Кроме того, А.Александров –организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.
Гимн –главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
1 ВЕДУЩИЙ:
Россия-это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, заказников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Но мы говорим не только о России. Вы подбирали материал, делали стенгазеты и узнавали о наших соседях-странах Ближнего зарубежья.
-Посмотрим, как поработают и покажут себя представители шести классов.
-В нашей игре принимают участие 6 команд.
Представление команд и капитанов.
Представление жюри.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Итак, мы начинаем нашу игру.
КОНКУРС «СИМВОЛИКА»
-Первый конкурс называется «Символика».
Каждой команде выдается конверт. В конверте находится флаг и герб государства. Участникам нужно определить к какому государству относится данный флаг и герб.
/ПРИЛОЖЕНИЕ №2/
Жюри оценивает конкурс.
КОНКУРС «СТОЛИЦА»
-Второй конкурс называется «Столица». Каждой команде выдается конверт. В конверте находятся буквы. Из букв нужно составить название столицы и определить к какому государству она принадлежит.
/ПРИЛОЖЕНИЕ №3/
Конкурс оценивает жюри
КОНКУРС «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
-Третий конкурс называется «Национальный костюм». Каждой команде выдается мозаика. Участникам нужно собрать мозаику , назвать национальный костюм и определить к какой стране он принадлежит.
/ПРИЛОЖЕНИЕ №4/
Конкурс оценивает жюри
КОНКУРС «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
-Четвертый конкурс называется «Угадай по описанию». Каждая команда получает карточку с описанием страны. Участникам нужно отгадать, к какой стране подходит это описание.
КАРТОЧКА №1
2/3 территории-леса. Много заповедников. Национальный заповедник-Беловежская пуща. Проживают люди разных национальностей. Президент Лукашенко. Крупные города-Витебск, Брест, Минск. Денежная единица-белорусский рубль. БЕЛОРУССИЯ/
КАРТОЧКА №2
Страна Закавказья. Граничит с Азербайджаном. Более половины территории-степи. Крупная река-Аракс, высокая гора-Арарат. Глава страны президент, денежная единица-драм. В настоящее время экономика страны находится в кризисе .Россия и Белоруссия-важные торговые партнеры. /АРМЕНИЯ/
КАРТОЧКА №3
Страна Средней Азии. Омывается Каспийским морем, граничит с Россией. 3% территории-лес. Остальная –степи, пустыни. Проживают люди разных национальностей. Глава-президент Назарбаев, денежная единица-тенге. /КАЗАХСТАН/
КАРТОЧКА №4
Страна Кавказа. Граничит с Россией. Богата нефтью. Омывается каспийским морем. 50% территории-горы. Есть пустыни, степи. На территории страны много рек. Самая крупная-Кура. Глава –президент. Денежная единица-манат./АЗЕРБАЙДЖАН/
КАРТОЧКА №5
Страна Средней Азии. Это горная страна. Степи, полупустыни. Горы –Памир, Алтайские горы. Богата нефтью, ураном, ртутью. Нет выхода к морю. Реки:Сырдарья, притоки Амударьи. Глава президент.Денежная единица-сомони.Город Душанбе. /ТАДЖИКИСТАН/
КАРТОЧКА №6
Страна занимает первое место в мире по занятости.60%-леса. Богата полезными ископаемыми. Более 100 народов проживает в ней. Глава страны-президент. Денежная единица-рубль. Крупные реки:Волга, Иртыш, Лена. Города:Новосибирск, Санкт-Петербург, Новгород.
Конкурс оценивает жюри
КОНКУРС «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
-Каждая команда представляет свою страну. Это стихи, песни, танцы, показ национальных костюмов, национальная кухня. /ПРИЛОЖЕНИЕ №5/
Жюри оценивает команды.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Вот и подошла наша игра к концу. Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
1ПРИПРИ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
5 команда
6 команда
ФОТОРЕПОРТАЖ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.