Урок-повторение по теме «Лексика» 6 класс.
Оборудование: ватманы, клей, ножницы, фломастеры.
Ход урока:
Приветствие. Сегодня проведём обобщающий урок-повторение по теме «Лексика».
1. Конкурс 1: «Викторина-разминка
Ребята, начнем мы наш сегодняшний урок с конкурса - разминки в форме викторины.
В этом конкурсе побеждает команда, набравшая большее количество очков. За правильный ответ команде присуждается 1 очко. Отвечает первый поднявший руку из любой команды. Если ответ неверный –отвечает следующий поднявший руку.
1-- В каком слове сорок гласных? (Сорока)
2. --В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)
3. -- Кто написал стихотворение “Бородино”? (М.Ю.Лермонтов)
4. -- Что стоит в слове перед корнем? (Приставка)
5. -- Какой писатель родился 31 февраля 1940 г. ? (Никакой)
6. -- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Ямы)
7. -- Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой самим? (Имя)
8. -- Сколько падежей в русском языке? (6)
9. -- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)
10. -- Назовите главного героя сказки “По щучьему веленью”? (Емеля)
11. -- Сколько спряжений у глагола? (2)
12. -- Чем заканчивается день и ночь?(ь)
13. -- Назовите автора произведения “Муму”. (И.С.Тургенев)
14. -- Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)
15. -- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
16. -- Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
17. -- Печь – это глагол или существительное? (И то и другое)
18. -- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (Колобок
Определи значение фразеологизмов-антонимов.
2. Укажите значение фразеологизма одним словом. Выполните морфемный анализ 3 любых слов-ответов.
тише воды, ниже травы –
рукой подать –
без задних ног (спать) –
без сучка без задоринки –
с открытой душой –
зимой снега не выпросишь –
звезда первой величины –
3. Укажите в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными лексическими значениями. Как называются эти слова?
1.Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин)- Лекции-очень важный вид обучения.
2.Мы пошли за вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.(А.С.Пушкин)- Отец усовершенствовал коленчатый вал.
3.Тракторы перепахивали пар.- Пар выбивался из-под крышки кастрюли.
4.В каждой паре пословиц
укажите синонимы. Какими частями речи они выражены?
1.Когда едешь в путь, будь осторожен.- Всякая дорога вдвоём веселей.
2.Я к нему оком, а он боком.- Свой глаз-алмаз.
3.Что испёк, то и кушай.- Чем больше ешь, тем больше хочется.
5. Ответь письменно на вопросы:
1. Какие слова называют диалектизмами? Профессионализмами? Жаргонизмами?
2.Чем отличаются историзмы от архаизмов?
3.Запишите как можно больше неологизмов.
6.Резервное задание. Кроссворд.
Заполни горизонтальные строки антонимами. Что получилось в третьей графе по вертикали?
1.Горький.2.Начинать.3.Буря.4.Рыхлый.5.Трудолюбивый.6.Короткий.7.Свет.
Ответы:
1. а) ни свет ни заря;
б) жить своим умом, зарабатывать своим горбом;
в) непочатый край;
г) важная птица;
д) смотреть сверху вниз.
2. тише воды, ниже травы – робкий;
рукой подать – близко;
без задних ног (спать) – крепко (спать);
без сучка без задоринки – легко, гладко;
с открытой душой – чистосердечный;
зимой снега не выпросишь – корыстолюбивый, жадный;
звезда первой величины – широкоизвестный, прославившийся;
3. Омонимы.
4. Путь-дорога. Око-глаз. Кушай-ешь.
5.
6.1.Сладкий.2.Кончать.3.Затишье.4.Плотный.5.Ленивый.6.Длинный.
7.Темнота= АНТОНИМ.
Конкурс 7:«Собери пословицу».
На экране- перепутанные пословицы. Участникам необходимо за 1 минуту собрать пословицы.
1. семь раз отмерь- а речь короткая.
2. без грамоты хоть плачь - а корень свеж.
3. веревка хороша длинная – а один раз отрежь.
4. старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.
5. бояться несчастья – в лес не ходить.
6. волков бояться- и счастья не видать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.