Тема: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется …" (обобщающий урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета).
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творчества Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, способствовать развитию навыка сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений.
Задачи:
· постичь тайны внутреннего мира каждого поэта через поэтическое слово (языковой анализ);
· сочетание мыслительного процесса, образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления;
· воспитание читателя, способного получать эстетическое наслаждение от подлинных произведений искусства (литература в системе разных видов искусства: живопись, музыка, художественное слово).
На занятии учителем используется совокупность методов:
· Метод творческого чтения – активизация художественного восприятия. Метод направлен на осознание собственных читательских впечатлений.
· Эвристический метод. Способствует первоначальному эмоциональному восприятию (понимание единства поэтического текста в многообразии компонентов). Прием – эвристическая беседа: учащиеся отвечают на поставленные вопросы, последовательно анализируя текст.
Виды работы на уроке:
· выразительное чтение поэтического текста;
· наблюдение над особенностями поэтического языка (лингвистический анализ текста);
· обмен впечатлениями;
· словесное рисование;
· выявление параллелей в творчестве поэтов.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, раздаточный материал для работы в группах.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску и определите тему нашего занятия: «… не дано пред…., как …. наше отзовется …"
Как вы понимаете эти слова? - Ответы учащихся
Ответы учащихся.
Учитель: верно, когда автор обращается к читателю, он может только надеяться на то, что последний поймет его замысел.
На предыдущих уроках вы изучали творчество замечательных русских поэтов Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Игорь Северянин однажды придумал эффектное определение: прозёванный гений. Так он называл авторов, которые не имели большого успеха у современников. Понять и полюбить их творчество смогли лишь читатели следующих поколений. Федор Иванович и Афанасий Афанасьевич – одни из главных кандидатов на это звание.
Давайте вспомним, как оба поэта вошли в русскую литературу. ( Краткое сообщение о каждом Настя Валитова и Ирина Жуланова. Либо любой желающий, можно с места)
Ответы учащихся.
- Что их объединяет? (Поэты, стихи о природе, в один день родились 5 декабря, с разницей в 17 лет.)
Без Тютчева нельзя жить! Он блистал, как сын природы, Играя взглядом и умом, Блистал, как летом блещут воды, Как месяц блещет над холмом. Н.Рубцов |
Ему (А.А.Фету) «дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт - музыкант, как бы избегающий тем, которые легко поддаются выражению словом». П.И.Чайковский |
1. Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над
грустно-сиротеющей землёю …
(Эпитет)
1. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках:
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Олицетворение)
1. Угадайте
стихотворение по рифмам:
злится - стучится
вон - трезвон
хлопочет - хохочет
злая - убегая.
(Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится,,,»)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все
засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима
еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась
ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне
и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
1. Угадай стихотворение по рифмам:
Берёзы – слёзы
Пора – кора
Минутой – лютый
Листвы – и ты
( А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы»)
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
1. Назовите
пропущенное слово из стихотворных строк:
Лишь … тонкий волос
Блестит на праздной полосе
( паутины, «Есть в осени первоначальной…»)
1. Назовите
пропущенное слово из стихотворных строк:
Весь опутан, весь окован
Легкой … пуховой
(цепью)
4. Поэтический пазл
(Каждой команде дается конверт со словами и нужно восстановить поэтические строчки поэта)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
Ф.И.Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
5. Музыкальная
Рома́нс (фр. romance) — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Продолжите зачины известных стихов, ставших романсами:
а) «На заре ты её не буди...»;
(«...На заре она сладко так спит»)
б) «Я встретил вас - ...»;
( «...и всё былое в отжившем сердце ожило»)
После выступления учащихся (по пункту № 3) можно предложить прослушать романсы на слова Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и дать им самостоятельно определить, кому принадлежат стихи (например, «Последняя любовь», «О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной…» и др.). Они должны обосновать свой выбор.
1. Артистическая
Представитель команд читают стихотворения поэтов, ( батл), по 4 строки Тютчев или Фет.
Большая часть любовной лирики Тютчева и Фета
носит ярко выраженный музыкальный характер ( «Я встретил вас…», « Я тебе ничего
не скажу…», « На заре ты её не буди…»), определяется вслед за Аполлоном
Григорьевым как «музыкально-неуловимая». Фет часто подчёркивал необходимость
музыкального звучания в лирике. Она ориентирована на романс, создана в традиции
романса и в русле этой традиции воспринимается
Музыкальность, символика и аллегория (АЛЛЕГОРИЯ -
это иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного
явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это
понятие, его основные черты.) лирики позволяют считать
поэзию Тютчева и Фета истоком символического направления XX века. Фет и Тютчев
воспринимались символистами как великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию,
страдание, боль превращают в красоту и радость:
Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…
- именно так, в неистребимой способности всё
«пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Фета и Тютчева.
Перед вами лежат отличительные особенности в поэзии Тютчева и Фета, заполните пожалуйста таблицу
Выберите из предложенного списка понятий те, которые, по
вашему мнению, наиболее ярко характеризуют творчество Фета и Тютчева.
Список понятий:
1. Фиксация момента, впечатления от увиденного. (Ф.)
2. Объективность изображения мира (Т.)
3. Ощущение сверкающего солнечного света (Ф.)
4. Четкость композиции (Т.)
5.Идеализация любви (Ф.)
6. Трагическое мироощущение. (Т.)
7. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия (Ф.)
8. Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души (Т.)
9. Колдовская музыкальность (Ф.)
10. Четкость красок и форм (Т.)
11. Мимолетность впечатлений, (Ф.)
12. Логизация хаоса (Т.)
13. Нечеткие, размытые формы и линии (Ф.)
14. «Тайновидец природы» (Т.)
15. Ощущение счастья бытия(Ф.)
16. Эстетизация окружающего мира.(Ф
12 Фет 1 3 5 7 9 11 13 15 16
Тютчев 2 4 6 8 10 12 14
Тест по жизни и творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, 10 класс
1.Кто первым напечатал подборку стихотворений Тютчева в журнале «Современник»?
А) Пушкин А.С. Б) Некрасов Н.А. В) Тургенев И.С.
2. Как называется родовое имение Ф.И.Тютчева?
А) Спасское – Лутовиново Б) Овстуг В) Мелихово
3. Кто из поэтов провел 22 года в Мюнхене на дипломатической службе?
А) Фет Б) Тютчев
4. Чья настоящая фамилия – Шеншин?
А) Фет Б) Тютчев
5. Кто имел большое влияние на творчество Ф.Тютчева?
А) немецкие романтики Б) Пушкин А,С, В) немецкие натурфилософы
6. К кому обращены эти строки Ф.Тютчева:
Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему ещё молиться мог.
А) Е.Денисьевой Б) Эрнестине Дёрнберг В) Амалии Лерженфельд
7. Кто из поэтов утверждал: «Целый мир от красоты»?
А) Фет Б) Тютчев
8. Кто был обвинен демократическими критиками в «художественной безыдейности»?
А) Фет Б) Тютчев
9. Найдите соответствия. (Одно стихотворение «лишнее»)
1. Фет |
А) Не
то, что мните вы, природа: |
2. Тютчев |
Б) На
заре ты её не буди, |
В) Какая
ночь! Все звёзды до единой |
|
Г) Мы с
тобой бестолковые люди: |
|
Д) Полнеба
обхватила тень, |
10. Допишите фамилии поэтов, о которых идет речь:
А) Философская глубина, космическая масштабность свойственны … .
Б) Чуждый абстрактных идей, влюбленный в мелочи окружающего мира …. .
Ответы
А
Б
Б
А
В
Б
А
А
1-бв 2-ад
1 – Тютчев 2 - Фет
ОСЕНЬ
А. А. Фет
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
8 октября 1883
ОСЕННИЙ
ВЕЧЕР
Ф. И. Тютчев[5]
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
10 Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830
3. Поэзия А. А. Фета
Природа в стихотворениях поэта:
Время года |
Как представлено в творчестве |
русская весна |
пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи |
русское лето |
сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью |
русская осень |
пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях |
русская зима |
бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле |
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. |
|
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?
1 |
преклонение перед чистой красотой |
2 |
нарочитая красивость, даже банальность. |
3 |
постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» |
4 |
стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах |
5 |
поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом |
Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». |
Что такое природа в стихотворениях Фета?
• сумрачные осенние дни • первый весенний цветок • томительный среднерусский полдень |
• короткая северная ночь • плач комара • хриплый призыв коростеля |
Фет о творчестве: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». «Целый мир от красоты». «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться» |
4. Поэзия Ф.И. Тютчева
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева
• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий. |
• Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. |
• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. |
• Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. |
|
По горизонтали
2. Фамилия, которую Фет носил первые 14 и
последние 19 дни жизни
5. В стихотворениях Тютчева часто сочетаются
любовь и …
7. Мясяц рождения Фета
9. Имя первой жены Тютчева
12. Какой приём часто используется в
стихотворениях Тютчева и Фета
14. Как ещё называют любовно - трагедийный цикл
стихотворений Тютчева
15. Фамилия первого учителя Тютчева
По вертикали
1. Фет - представитель … поэзии
3. Кто дал Фету благословление на серьёзную
литературную работу
4. Первый сборник стихотворений - … пантеон
6. С редакцией какого журнала сотрудничал Фет
8. Как звали девушку, которой был посвящён
Денисьевский цикл
10. Одна из основных отличительных черт
Денисьевского цикла
11. Чему противостоит природа в стихотворениях
Тютчева
12. Одно из основных направлений лирики Фета
13. Какой тип композиции чаще всего используется
в стихотворениях Тютчева
Перед вами лежат отличительные особенности в поэзии Тютчева и Фета, заполните пожалуйста таблицу
Фёдор Иванович Тютчев |
Афанасий Афанасьевич Фет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
Фет 1 3 5 7 9 11 13 15 16
Тютчев 2 4 6 8 10 12 14
12
Фет 1 3 5 7 9 11 13 15 16
Тютчев 2 4 6 8 10 12 14
12
Фет 1 3 5 7 9 11 13 15 16
Тютчев 2 4 6 8 10 12 14
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.