Конспект по истории
Учитель: Завьялов Е.А.
Класс: 5
Тема урока: «Афинская демократия при Перикле».
Целевая установка:
Образовательные: Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии;
Развивающие: Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;
Воспитательные: На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.
Примерный сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационный |
Начнем урок с исторической разминки. 1.Год Марафонской битвы 2. Как в Афинах называли Совет знати? 3.Какое слово переводится как «власть народа»? 4.Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах? 5. Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу? Переход к изучению новой темы Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия - это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.
|
Приветствие учителя, подготовка к началу урока. - 490 г. до н.э. - ареопаг - демократия
- Фемистокл
- педагог
|
Основной |
На доске: тема урока. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника п. 1 § 40 а) Прочитать текст. б) Ответить на вопрос: - Чем занималось Народное собрание в Афинах? в) Заполнить таблицу (схема на доске).
1. Работа с историческим документом. а) С.193, «Из речи Перикла перед согражданами». б) Беседа по вопросу к документу. 1. Рассказ учителя. При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин. Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах. Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстаять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека. Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады. |
Выполняют самостоятельную работу.
Ответы 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объявляло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.
Слушают учителя.
|
Рефлексия |
Закрепление изученного материала
- Можно ли считать Афинское государство образцовым? |
Ответы детей.
- Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.