Конспект по истории
Учитель: Завьялов Е.А.
Класс: 5
Тема урока: «Греко-персидские войны»
Целевая установка:
Образовательные: Раскрыть причины греко-персидских войн, основной ход событий, причины победы греков в войне.
Развивающие: Продолжить работу по формированию умений и навыков работы с исторической картой, понятиями и датами, работы в группе, обучить учащихся составлять хронологическую таблицу, выделять главное в рассказе.
Воспитательные: Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, дать моральную оценку войнам как способу разрешения противоречий между людьми.
Примерный сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
Мотивационный |
Учитель организует работу с картой (работа с учеником у доски и с атласами) слайд 1: · Покажите, до какой реки на востоке доходили владения персов? · До какого моря на западе? · Какие знакомые вам страны находились под гнётом Персидского царя? · Найдите Грецию. Сравните её размеры с размерами Персидского царства и сделайте вывод из этого сравнения. А теперь, внимание на экран ( слайд 2). Что вы видите на экране? Почему случаются войны на земле? Какие войны вам известны из истории? Войны древнего мира – это межгосударственные войны с целью захвата территорий и ограбления завоеванных стран (слайд 3). В V в. до н.э. над Грецией нависла угроза быть порабощенными могущественной Персидской державой. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока. Учащиеся называют тему урока. Запишите в тетради: «Греко-персидские войны»- слайд 4. С помощью учителя учащиеся формулируют проблему урока: Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? слайд 5. - Что нужно узнать, чтобы решить проблему? Варианты предложений учащихся. |
Приветствие учителя, подготовка к началу урока
Отвечают на вопросы.
|
|||||||||||||||
Основной |
Персидский царь Дарий I стремился к новым завоеваниям, к установлению господства персов на Эгейском море. Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, требует от вас земли и воды». В двух самых крупных городах Греции решили не подчиняться захватчикам. Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне убили их и сбросили с высокой скалы. А спартанцы бросили послов в глубокий колодец со словами «Там, на дне, вы найдёте достаточно и воды, и земли» слайд 7. - Как вы думаете, к чему привели эти действия? – Какими были причины войны?
2.Основные события. Марафонская битва. Прежде чем мы начнем изучать основные события греко-персидской войны, давайте составим таблицу нашего исследования. Будет она называться: Основные события греко-персидских войн. Слайд 8
Комментированное чтение текста учебника (с.161). О событиях в с. Марафон в 490 г. до н. э. мы узнаем просмотрев видеоролик (анимированную карту) – «Марафонская битва». - Почему победили греки? Ещё не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!». В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнёс он и пал мёртвым. В память об этом событии на Олимпийских играх ввели соревнования по марафонскому бегу - на 42 км. 195 м. слайд 9. Эта победа вселила уверенность в греков, воодушевила всю Элладу. Работа с понятиями: стратег, фаланга, триера. Физминутка. В эти годы в Афинах выделяется умный и энергичный человек по имени Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и понимал, что персы войну не закончили. Он призывал греков забыть взаимную вражду и объединиться. С именем Фемистокла связано создание афинского военного флота. слайд 10. К началу новой войны с персами у афинян было 200 триер. Новый поход был организован сыном Дария I Ксерксом через 10 лет после Марафонской битвы. слайд 11. Бой в Фермопильском ущелье. У Ксеркса был хороший флот и огромное войско, набранное из покоренных народов. Они не хотели завоёвывать Грецию для персов, поэтому персидские командиры гнали воинов в бой кнутами. Войско вышло из г. Сарды, подошло к проливу Геллеспонт (работа с картой). Войско Ксеркса двигалось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот. Были заняты почти все области Северной Греции. Греки не отважились на открытый бой. - Какой единственный путь вёл из Северной Греции в Среднюю? Работа с учебником: Чтение о сражении у Фермопил, §35, п. 3. (учебник). Учитель: Почему победили персы? Слайд 12 Подвиг 300 спартанцев спас греческое войско от разгрома, но не мог спасти страну от разорения. Фермопильский проход ведёт из Северной Греции в Среднюю. В Средней Греции находится п-ов Аттика, где располагается город Афины. Победив у Фермопил, персы устремляются в Среднюю Грецию, а значит Афины тоже будут завоёваны. Аттика была отдана без боя. Персы вытоптали ячменные поля, вырубили оливковые деревья и виноградники, сожгли деревни. слайд 13. По приказу Фемистокла всех женщин, детей и стариков перевезли на о. Саламин под защиту флота. Когда персы вошли в город Афины, город был пуст. Саламинское сражение. Решить исход войны могло только морское сражение. Было решено дать сражение в узком Саламинском проливе. Афиняне должны были победить или умереть. Участвовали в сражении 340 греческих триер и 720 персидских кораблей. Триеры имели преимущества перед кораблями персов. Демонстрация видеоролика (анимированной карты) – «Саламинская битва». Участником битвы был великий греческий поэт Эсхил, который впоследствии описал это сражение в поэме «Персы». Поражение персидского войска заставило Ксеркса спешно покинуть Грецию с частью своего войска. Он боялся, что греческие корабли преградят ему путь отхода в Персию. - Какую причину, победы греков в Саламинском сражении вы считаете главной? В следующем 479 г. до н.э. объединенные войска греков сразились с войсками персов у города Платеи. Греки разбили врага и изгнали его из страны (слайд 14). Но война длилась ещё 30 лет. В военных действиях большую роль играли боевые корабли. Поэтому греческие приморские государства объединили свои флоты и создали морской союз для борьбы с персами. В союз вступили сотни государств, но Афины были самыми сильными из союзников. Спарта в союз не вступила, потому что не имела хорошего флота. Морской союз довёл войну до победного конца: все греческие государства стали независимыми от персов, военным кораблям персов запрещено было плавать по Эгейскому морю. Союз захватил в свои руки торговые пути, по которым с берегов Черного моря привозили зерно, рабов и др. товары. |
Отвечают на вопросы.
Для Персии: завоевание новых земель, захват рабов, нажива. Для греков: защита своей свободы, независимости, демократии.
Учащиеся заполняют таблицу в ходе изучения основных событий войны. Благодаря полководческому таланту Мильтиада и большой любви к родине победили греки.
Слушают учителя.
Узкий Фермопильский проход было удобно защищать; слева поднимались высокие отвесные скалы, справа - обрыв к морю.
Персы победили потому, что в отряде греков оказался предатель, который подсказал персам тайную тропу обхода греков.
Ответы детей.
|
|||||||||||||||
Рефлексия |
IV. Закрепление изученного материала. Учитель: Мы изучили тему о греко-персидских войнах. Давайте проверим как вы заполнили таблицу .
V. Подведение итога: Проверка проблемного задания: Почему маленькая и раздробленная Греция победила огромную, могучую Персию? Рефлексия (слайд 16) Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением выбирая фразы: Сегодня я узнал… Было интересно… Меня удивило… Теперь я могу… |
Отвечают на вопросы
Учащиеся: 1.Греки боролись за свободу Родины. 2.Греческие города - государства объединились в военный союз. 3.Военный флот имел преимущества перед персидским. 4.У персов в войске преобладали воины завоёванных народов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.