Урок истории 5 класс "Ослабление Эллады. Возвышение Македонии"
Оценка 4.8

Урок истории 5 класс "Ослабление Эллады. Возвышение Македонии"

Оценка 4.8
docx
27.06.2023
Урок истории 5 класс "Ослабление Эллады. Возвышение Македонии"
Ослабление Эллады. Возвышение Македонии..docx

Конспект по истории

Учитель: Завьялов Е.А.

Класс: 5

Тема урока: «Ослабление Эллады. Возвышение Македонии»

Целевая установка:

объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Примерный сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Приветствие учащихся

 

Тестовое задание

Приветствие учителя, подготовка к началу урока

 

Основной

Упадок Греции в IV веке до н. э.

Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название - пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин.

Последствия этих войн для Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. 1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными.

1. Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.  

Работа с картой. Найдите Македонию на карте. Опишите словами – где находится Македония

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

  Филипп создал большую и боеспособную армию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни - они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?).  

  Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

2. Потеря Грецией независимости.

Внутренние  греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества  к угрозе македонского завоевания».

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Исократ

Демосфен

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу».  Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?)

3. Приход к власти Александра.

Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.  

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Читают учебник.

- Греция была истощена междоусобными войнами. Между тем, в это же время усиливается северный её сосед - Македония.

 

Работа с картой.

- на севере Балканского полуострова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

 

- Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Рефлексия

1. В чем сила македонской армии?

2. Кому они принадлежали слова «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость»? Как вы их понимаете?

3. Что сделал Демосфен для защиты своей Родины? Можно ли его назвать героем, а его деяния подвигом?

4. Назовите дату битвы при Херонее, каковы ее итоги и последствия для Греции?

5. Почему Македония смогла подчинить Грецию?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект по истории Учитель:

Конспект по истории Учитель:

Македонский царь Филипп стремится покорить соседей

Македонский царь Филипп стремится покорить соседей

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы

Исократ Демосфен «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан»

Исократ Демосфен «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан»

Рефлексия 1. В чем сила македонской армии? 2

Рефлексия 1. В чем сила македонской армии? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2023