Конспект по истории
Учитель: Завьялов Е.А.
Класс: 9
Тема урока: «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1813 – 1825 гг.»
Целевая установка:
сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Александра I после Отечественной войны 1812 г., причинах перемен, произошедших в его политическом курсе; охарактеризовать реформаторскую деятельность Н. Н. Новосильцева и А. А. Аракчеева.
Примерный сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационный |
Приветствие учащихся
Тестовое задание |
Приветствие учителя, подготовка к началу урока
|
Основной |
На экране презентация Итогом войны стал Венский конгресс и создание Священного союза трех государей: российского, прусского и австрийского. В Вене 1 октября 1814 г. открылся конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве Франции и Европы. В самый разгар споров союзников о территориях 1 марта 1815 г. Наполеон самовольно покинул остров и высадился со своими сторонниками на юге Франции. Через три недели он фактически без единого выстрела вошел в Париж. 18 июня 1815 г. в битве при Ватерлоо Наполеон потерпел поражение, был пленен и сослан на остров Святой Елены, где и прожил до конца своих дней. Почему русский самодержец ввел конституцию на территории автономной области, а не во всей империи? Учитель отмечает, что работу над текстом российской конституции царь поручил Н. Н. Новосильцеву. «Уставная грамота Российской империи». Работа с учебником. Можно ли считать, что с введением в действие этого документа Российская империя стала бы ограниченной монархией?
Создание поселений натолкнулось на резкое сопротивление солдат и крестьян Наиболее крупным протестом стало восстание летом 1819 г. близ Харькова, подавленное властями. Крестьяне должны были содержать солдат действующей армии. Запрещение крестьянам заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению. Вопрос: Докажите, что военные поселения ограничивали возможности свободного развития хозяйства. |
Учащимся предлагается на основе текста учебника выписать в тетрадь основные вопросы, решенные на Венском конгрессе. По окончании работы учащиеся отвечают на вопросы. 1. Как Заграничный поход русской армии повлиял на международный авторитет России? 2. С какой целью был создан Священный союз? Внимание учащихся обращается на карту.
Учащиеся заслушивают сообщение об этом государственном деятеле
С 1820 г. начинается усиление реакционного курса. Крестьянам было запрещено жаловаться на жестокость помещиков, последние получили вновь право ссылать крепостных в Сибирь. В армии началась жесткая муштра, в результате в 1820 г. вспыхнуло восстание в Семеновском полку. Усилились гонения на просвещение и печать. В 1821 г. в Казанском и Петербургском университетах были уволены в отставку передовые профессора |
Рефлексия |
1. Почему император отошел от либерального курса во внутренней политике? 2. Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объективные причины изменения внутреннего курса императора? 3. Можно ли считать, что Россия была не готова к кардинальным переменам политического строя и введению конституции?
|
Отвечают на вопросы
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.