Урок истории 9 класс "Общественное движение при Николае I. Выступление Декабристов 1925 гг."
Оценка 4.8

Урок истории 9 класс "Общественное движение при Николае I. Выступление Декабристов 1925 гг."

Оценка 4.8
docx
27.06.2023
Урок истории 9 класс "Общественное движение при Николае I. Выступление Декабристов 1925 гг."
Общественное движение при Николае I. Выступление Декабристов 1925 гг..docx

Конспект по истории

Учитель: Завьялов Е.А.

Класс: 9

Тема урока: «Общественное движение при Николае I. Выступление Декабристов 1925 гг.»

Целевая установка:

Образовательная: на примере восстания декабристов показать наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой. Рассмотреть причины, истоки движения, конституционные проекты декабристов, ход восстания, следствие и суд над декабристами

Развивающая: развивать навыки работы с источниками, подготовки сообщений, умение выделять причинно-следственные связи

Воспитательная: воспитывать уважение к людям, отстаивающим свою позицию

 

Примерный сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Приветствие учащихся

 

Для того, чтобы преступить к изучению нового материала следует воспроизвести знания, полученные в ходе прошлого урока.

Ученикам раздаются карточки с заданием на актуализацию знаний

В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1. Русский народ возлагал на царя огромные надежды.

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.

Тема нашего урока: «Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806гг». (запись в тетрадях)

(запись в тетрадях)

1777-1825-годы жизни Александра I;

1801—1825 гг. — правление Александра I

Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11 на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?

 

Приветствие учителя, подготовка к началу урока

 

 

Выполняют задание

 

 

Записывают в тетрадь тему урока

 

Записывают в тетрадь основные даты

 

Основной

1. Личность императора Александра I

В ходе рассказа учителя ,учащиеся составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы.

На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование. Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий. Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.

Александр был любимцем Екатерины. Юный наследник получил европейское образование, от отца переняллюбовь к военному делу, но сам не обладал талантами полководца. По мнению известного историка В.О. Ключевского, будущего императора «учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать». Двойственность, подозрительность и непостоянство в мыслях и поступках стали чертами характера наследника и проявились впоследствии в его политических действиях. Александр 1 был красив, умен, молод, легко очаровывал людей. В то же время он отличался подозрительностью, приверженностью к самовластию. К судьбам даже  близких  ему людей монарх был равнодушен.

Проверка выполнения задания

Задание: сформулируйте важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. Литературу.
Проверка выполнения задания.

- Исходя из проблем России, с какими целями вступил Александр I на престол?
Цели царствования Александра: - отмена крепостного права; - введение конституции; - ликвидация последствий правления Павла I; - развитие образования в стране
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.

Проблемный  вопрос: почему А.С.Пушкин дает такую характеристику  началу правления нового императора: «Дней Александровых прекрасное начало»?

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования  в России.

2.Негласный комитет

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

Задание: прочитать текст учебника на с.7; ответить на вопросы:

1.Как назывался кружок близких друзей Александра I?

2. Кто входил в его состав?

3.Что объединяет названных членов Негласного комитета?

4. С какой целью был учреждён «Негласный комитет»?

 

Слушают рассказ учителя. В ходе рассказа оформляют таблицу и ее заполняют

 

Изучают документ, формулируют важные проблемы России.

Примерный ответ:

- растущая отсталость России,

- натуральное хозяйство,

- крепостное право, слишком похожее на рабство,

- полное бесправие населения страны.

Формулируют цели правления Александра I

Читают текст учебника, отвечают на вопросы.

Примерные ответы учащихся:

1) Негласный комитет

2) В кружок вошли:

А.А.Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, прекрасный знаток политики и политических наук;

П.А. Строганов – в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права;

Н.Н.Новосильцев способный чиновник. Уверенно ориентирующийся в придворных интригах;

В.П. Кочубей – способный чиновник, человек передовых взглядов.

3) Они все друзья, прирожденные политики,

4) Негласный комитет был создан с целью обсуждения преобразований и дальнейшего развития страны

Работа в группах, заполнение таблицы

 

Примерные ответы учащихся:

1. После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества - реформа высших органов власти - появление так называемого "Негласного комитета", реформа Сената, учреждение министерств (упраздненных его отцов - Павлом I), реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса (закон 1803 года "о вольных хлебопашцах").

2.Союзником императора был Негласный комитет.

3.Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно в первые годы правления Александра I.

 

Рефлексия

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Пример: шевелить мозгами, хлопать ушами и т.д Выставление и комментирование оценок.

Характеризуют свою работу с помощью фразеологизмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект по истории Учитель:

Конспект по истории Учитель:

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания

Поэтому характер монарха сильно изменился

Поэтому характер монарха сильно изменился

Задание: сформулируйте важнейшие проблемы

Задание: сформулируйте важнейшие проблемы

Основной 1. Личность императора

Основной 1. Личность императора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2023