Конспект по истории
Учитель: Завьялов Е.А.
Класс: 9
Тема урока: «Отечественная война 1812 года.»
Целевая установка:
образовательные: рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;
развивающие: развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.
воспитательные: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Примерный сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационный |
Приветствие учащихся Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.).
Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество Какой смысл мы вкладываем в эти слова? Какой же смысл вложил историк А.И.Михайловский-Данилевский в 1839 году, в название своего труда «Описание Отечественной войны в 1812 году», впервые используя термин «Отечественная война»? А какой характер, по совокупности стратегических черт, по-вашему мнению, имели «наполеоновские войны»? О каких планах Наполеона идёт речь, исходя из его приказа «по Великой армии» от 10.06.1812: «…Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее…»
|
Приветствие учителя, подготовка к началу урока
Моё Отечество», «Славлю Отечество!», «Любовь к Отечеству»
любовь к своей Родине
он описал освободительный характер войны
захватнический
завоевать мир, «раздавить», захватить Россию |
Основной |
Сформулируйте тему и цели урока Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной. Мы с вами осветим следующие вопросы: 1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года. 2. Характер войны, соотношение сил. 3. Вторжение Наполеона в Россию. 4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии. 5. Бородинское сражение. 6. Совет в Филях и оставление Москвы. 7. Партизанское движение и народное ополчение. 8. Отступление и гибель «Великой армии». По ходу урока мы будем с вами выполнять задание по контурной карте, а в конце урока вы заполните анонимную анкету, в которой выразите свое отношение к Отечественной войне 1812года. 1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года. А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени? Беседа с учащимися. - Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века? - Какое направление внешней политики было проблемным и почему?
- Что такое континентальная блокада? - Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России? 1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России; 2. Россия оказалась в изоляции; 3. авторитет Александра резко упал Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны. - Назовите причины войны. Запись на доске и в тетрадях Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени. Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом. - Какого было соотношение сил? - Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий? - Каков был характер войны для России и Франции? - Как расположена была русская армия перед началом войны? Запись на доске и в тетради: 12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России. - В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны. Просмотр анимации о нашествии французской армии - диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» Задание: внимательно проследите по карте в атласах на с.1 за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны в ходе анимации. Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения. Запись на доске и в тетради: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение. Запись на доске и в тетради: 1 сентября 1812 года - совет в Филях. Вывод. Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать. |
Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года».
европейское и ближневосточное В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду
прекращение торговых отношений с Англией
Читают пункт. Беседуют с учителем.
Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев
Делают записи в тетрадь. |
Рефлексия |
Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали на уроке? Получили ли вы полное представление о Отечественной войне 1812 г?
|
Ответы детей
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.