Урок истории 9 класс "Реформы Сперанского М.М."
Оценка 4.9

Урок истории 9 класс "Реформы Сперанского М.М."

Оценка 4.9
docx
27.06.2023
Урок истории  9 класс "Реформы Сперанского М.М."
Реформы Сперанского М.М..docx

Конспект по истории

Учитель: Завьялов Е.А.

Класс: 9

Тема урока: «Реформы Сперанского М.М.»

Целевая установка:

Образовательные: Выделять главные и второстепенные задачи внутренней политики Александра I в начальный период царствования; анализировать, показывать достоинства и недостатки реформ; дать оценку роли личности императора в проведении реформ.

Развивающие: Развивать умения анализа исторической информации; характеризовать историческую личность на примере Александра I; обобщать и самостоятельно формулировать выводы.

Воспитательные: Воспитывать гражданственность и чувство социальной ответственности; формировать собственную позицию в вопросах отечественной истории.

Примерный сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Приветствие учащихся

На заре XIXв. Россия могла стать конституционной монархией, осуществить модернизацию в экономике и занять достойное место в тройке мировых лидеров. Были планы, проекты и даже осторожные попытки реформ, но все этим и закончилось. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наша учебная цель урока: разобраться, каким оно было «прекрасное начало» XIX века для России.

Блиц-тест на экране. Фронтальная беседа с классом. (5 мин.)

- Чем вам запомнился российский император Павел I? 

- Почему Павел I стал жертвой дворцового переворота?

 

 

Первичный вывод: На фоне грандиозных перемен в странах Запада, Россия смотрелась, как колосс на глиняных ногах. При такой неконкурентной системе, где самодержавие ограничивалось личностными качествами царя и консервативным дворянством, Россия была обречена на превращение во второстепенную европейскую державу.

 

Приветствие учителя, подготовка к началу урока

 

 

 

 

 

он ограничил барщину 3 днями; запретил продажу крестьян без земли, а также разделять их семьи при продаже. Староверам разрешено, открыто совершать свои обряды и строить храмы. А вот избалованное Екатериной дворянство его возненавидело. Теперь - за пьянство и казнокрадство, благородных господ пороли. Он обязал дворян платить налоги и подушную подать! В 1797г. он вернул из ссылки писателя А.Н. Радищева и польского национального героя Т. Костюшко. В 1800г. закрыл ввоз в Россию иностранной литературы и запретил учебу за границей. В январе 1801г., после захвата англичанами Мальты, Павел принял решение о союзе с Наполеоном.

Основной

1.Новый император и «негласный комитет».

Об убитом царе вскоре начали забывать. Новый царь – новые надежды …

Новый император (Александр I 1801-1825г.)

- его воспитание контролировала бабка – Екатерина II

- был отдалён от родителей, ему прививались идеи просвещения;

- одним из воспитателей был Ф. Лагарп – либерал, широко образован

- отец привил ему любовь к парадам и маневрам

- был полон желания обновить страну

 

Работа с текстом учебника § 2 п.1

- На каких идеях воспитывался будущий император Александр Павлович?

- Кто оказал значительное влияние на формирование взглядов будущего императора?

 

Работа с Документом 

- Какие намерения были у наследника Александра в вопросах будущих преобразований в России? 

- Зачем стране парламент и конституция? 

 

На момент коронации Александру было 23 года и ему очень импонировали демократические взгляды. Поэтому состав будущего консультативного комитета император подбирал по схожим ему взглядам и интеллекту. Еще в 1800г. вокруг Александра сложилась группа молодых друзей, как и он воспитанных на идеях Локка, Руссо, Дидро и Монтескье.

Промежуточный вывод: Амбициозные мечты молодых реформаторов об ограничении самодержавия требовали четкого плана действий, политической воли и личного мужества самого императора. Что окажется сильнее – использовать исторический шанс и войти в историю Великим реформатором, или сохранить status quo , отойти в сторонку и посмотреть, что будет дальше? А пока присмотреться и заняться второстепенными, но нужными реформами.

Схема на доске.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/09/16/s_614385f49503b/phprnB33P_Aleksand-1.-Reformy-Speranskogo_html_a09e6941fff3f20b.png

 

 

«Личность Александра I» 

 

 

 

 

«управлять по законам и сердцу бабки своей - Екатерины II»

 

 

 

Читают учебник

 

 

 

 

 

Читаю исторический документ «из письма Александра I. 1797г.»

Дать Государственную думу и Конституцию

Парламент – это законодательный орган страны, в котором интересы населения представлены депутатами. Конституция это главный правовой Акт государства, в котором обозначены границы полномочий властей, права, свободы и обязанности всего населения. То и другое вместе это первый шаг к формированию гражданского, бессословного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переписывают схему в тетрадь.

Рефлексия

- Подумайте, почему Александр I, так и не решился созвать Государственную думу? (спланировать на д/з)

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Таблица к уроку

 

Реформы

Содержание реформ

Результаты, (особенности)

Реформа управления

1802 – УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТРЕСТВ

 

 

1802 - ИЗМЕНИЛИСЬ ФУНКЦИИ СЕНАТА

- коллегий учреждено 8 министерств

-основаны на единоличной власти, а не на принципе коллегиальности;

- министерствам подчинялись органы власти на местах

Построено централизованное управление огромной страной

 

 

 

СЕНАТ - теперь исполнял судебные функции, контролировать функции местных властей

1803-1804 г. –РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Созданы:

приходские школы - для крестьян, уездные училища – для мещан, губернские гимназии - для дворян.

Стран поделена на 6 округов со своим университетом.

Создана единая сеть учебных заведений

РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН

1801 г. – предоставлено право купцам, государственным крестьянам покупать ненаселённые земли

 

1803 г. – указ о вольных хлебопашцах

 

 

1804 г. – в Прибалтике крестьяне были признаны наследными владельцами своих земельных наделов

 

 

 

Помещикам было разрешено отпускать крепостных на волю с земельными участками

 

 

Взамен на наследное владение были определены размены крестьянских повинностей и платежей

 

 

Это был первых указ, дававший возможность освободить крестьян. Однако, он пост не применялся

 

 

Это был первый шаг к отмене крепостного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект по истории Учитель:

Конспект по истории Учитель:

Почему Павел I стал жертвой дворцового переворота?

Почему Павел I стал жертвой дворцового переворота?

Работа с текстом учебника § 2 п

Работа с текстом учебника § 2 п

Основной 1.Новый император и «негласный комитет»

Основной 1.Новый император и «негласный комитет»

Таблица к уроку Реформы

Таблица к уроку Реформы

РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН 1801 г

РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН 1801 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2023