Конспект по истории
Учитель: Завьялов Е.А.
Класс: 9
Тема урока: «Реформы Сперанского М.М.»
Целевая установка:
Образовательные: Выделять главные и второстепенные задачи внутренней политики Александра I в начальный период царствования; анализировать, показывать достоинства и недостатки реформ; дать оценку роли личности императора в проведении реформ.
Развивающие: Развивать умения анализа исторической информации; характеризовать историческую личность на примере Александра I; обобщать и самостоятельно формулировать выводы.
Воспитательные: Воспитывать гражданственность и чувство социальной ответственности; формировать собственную позицию в вопросах отечественной истории.
Примерный сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационный |
Приветствие учащихся На заре XIXв. Россия могла стать конституционной монархией, осуществить модернизацию в экономике и занять достойное место в тройке мировых лидеров. Были планы, проекты и даже осторожные попытки реформ, но все этим и закончилось. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наша учебная цель урока: разобраться, каким оно было «прекрасное начало» XIX века для России. Блиц-тест на экране. Фронтальная беседа с классом. (5 мин.) - Чем вам запомнился российский император Павел I? - Почему Павел I стал жертвой дворцового переворота?
Первичный вывод: На фоне грандиозных перемен в странах Запада, Россия смотрелась, как колосс на глиняных ногах. При такой неконкурентной системе, где самодержавие ограничивалось личностными качествами царя и консервативным дворянством, Россия была обречена на превращение во второстепенную европейскую державу.
|
Приветствие учителя, подготовка к началу урока
он ограничил барщину 3 днями; запретил продажу крестьян без земли, а также разделять их семьи при продаже. Староверам разрешено, открыто совершать свои обряды и строить храмы. А вот избалованное Екатериной дворянство его возненавидело. Теперь - за пьянство и казнокрадство, благородных господ пороли. Он обязал дворян платить налоги и подушную подать! В 1797г. он вернул из ссылки писателя А.Н. Радищева и польского национального героя Т. Костюшко. В 1800г. закрыл ввоз в Россию иностранной литературы и запретил учебу за границей. В январе 1801г., после захвата англичанами Мальты, Павел принял решение о союзе с Наполеоном. |
Основной |
1.Новый император и «негласный комитет». Об убитом царе вскоре начали забывать. Новый царь – новые надежды … Новый император (Александр I 1801-1825г.) - его воспитание контролировала бабка – Екатерина II - был отдалён от родителей, ему прививались идеи просвещения; - одним из воспитателей был Ф. Лагарп – либерал, широко образован - отец привил ему любовь к парадам и маневрам - был полон желания обновить страну
Работа с текстом учебника § 2 п.1 - На каких идеях воспитывался будущий император Александр Павлович? - Кто оказал значительное влияние на формирование взглядов будущего императора?
Работа с Документом - Какие намерения были у наследника Александра в вопросах будущих преобразований в России? - Зачем стране парламент и конституция?
На момент коронации Александру было 23 года и ему очень импонировали демократические взгляды. Поэтому состав будущего консультативного комитета император подбирал по схожим ему взглядам и интеллекту. Еще в 1800г. вокруг Александра сложилась группа молодых друзей, как и он воспитанных на идеях Локка, Руссо, Дидро и Монтескье. Промежуточный вывод: Амбициозные мечты молодых реформаторов об ограничении самодержавия требовали четкого плана действий, политической воли и личного мужества самого императора. Что окажется сильнее – использовать исторический шанс и войти в историю Великим реформатором, или сохранить status quo , отойти в сторонку и посмотреть, что будет дальше? А пока присмотреться и заняться второстепенными, но нужными реформами. Схема на доске.
|
«Личность Александра I»
«управлять по законам и сердцу бабки своей - Екатерины II»
Читают учебник
Читаю исторический документ «из письма Александра I. 1797г.» Дать Государственную думу и Конституцию Парламент – это законодательный орган страны, в котором интересы населения представлены депутатами. Конституция это главный правовой Акт государства, в котором обозначены границы полномочий властей, права, свободы и обязанности всего населения. То и другое вместе это первый шаг к формированию гражданского, бессословного общества.
Переписывают схему в тетрадь. |
Рефлексия |
- Подумайте, почему Александр I, так и не решился созвать Государственную думу? (спланировать на д/з)
|
Отвечают на вопросы. |
Таблица к уроку
Реформы |
Содержание реформ |
Результаты, (особенности) |
Реформа управления 1802 – УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТРЕСТВ
1802 - ИЗМЕНИЛИСЬ ФУНКЦИИ СЕНАТА |
- коллегий учреждено 8 министерств -основаны на единоличной власти, а не на принципе коллегиальности; - министерствам подчинялись органы власти на местах |
Построено централизованное управление огромной страной
СЕНАТ - теперь исполнял судебные функции, контролировать функции местных властей |
1803-1804 г. –РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ |
Созданы: приходские школы - для крестьян, уездные училища – для мещан, губернские гимназии - для дворян. Стран поделена на 6 округов со своим университетом. |
Создана единая сеть учебных заведений |
РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН 1801 г. – предоставлено право купцам, государственным крестьянам покупать ненаселённые земли
1803 г. – указ о вольных хлебопашцах
1804 г. – в Прибалтике крестьяне были признаны наследными владельцами своих земельных наделов |
Помещикам было разрешено отпускать крепостных на волю с земельными участками
Взамен на наследное владение были определены размены крестьянских повинностей и платежей |
Это был первых указ, дававший возможность освободить крестьян. Однако, он пост не применялся
Это был первый шаг к отмене крепостного права |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.