Тема: "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам"
Цели урока: формировать понятия об изменении глаголов прошедшего времени по родам. Совершенствовать умение распознавать времена глаголов, правильно употреблять в речи глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение. Воспитывать самостоятельность, терпимость, взаимоуважение
Оборудование: ИД, презентация.
Ход урока. Организационный момент.
1. Чистописание. Человек, умеющий читать, - счастливый человек.
К .Паустовский.
- Как вы понимаете данное высказывание? (Ответы детей)
-Действительно, очень точно подмечено, что человек, который умеет читать – самый счастливый человек на свете, т.к. он может не выходя из дома, побывать в разных уголках нашей огромной планеты, полететь в космос, опуститься на дно океана, отправиться в далекое будущее или прошлое. (Запись высказывания)
2. Словарная работа. Разгадайте кроссворд.
1) Зимняя обувь из шерсти –ВАЛЕНКИ;
2) – нахождение в действии; - занятие, труд, деятельность;
- служба, занятие в каком-нибудь предприятии;
- продукт труда, готовое изделие;
-материал, находящийся в процессе изготовления;
- качество, способ исполнения – РАБОТА;
3) Письменная принадлежность- графитная палочка, обычно оправленная в дерево – КАРАНДАШ;
4) – применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы с порохом; - летательный аппарат- РАКЕТА.
5) Предмет одежды – кусок ткани или вязаное трикотажное полотно квадратной формы – ПЛАТОК.
6) – произведение живописи в красках;
- то же, что и фильм;
- изображение чего-либо в литературном произведении;
- то, что можно увидеть, представить себе;
- вид, состояние, положение чего-либо;
- подразделение акта в драме – КАРТИНА.
7) Верхняя одежда, обычно ниже колен – ПАЛЬТО.
8) Высокая обувь, охватывающая голень – САПОГИ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5)П |
|
1)В |
А |
Л |
Е |
Н |
6)К |
И |
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
2)Р |
А |
Б |
О |
Т |
А |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
О |
|
|
|
7)П |
|
4)Р |
И |
|
8)С |
|
К |
|
|
3)К |
А |
Р |
А |
Н |
Д |
А |
Ш |
|
|
|
|
Л |
|
К |
А |
|
П |
|
|
|
|
|
Ь |
|
Е |
|
|
О |
|
|
|
|
|
Т |
|
Т |
|
|
Г |
|
|
|
|
|
О |
|
А |
|
|
И |
|
|
|
Лягушка показывает свой кроссворд на экране, а дети меняются своими листочками друг с другом, и происходит взаимопроверка.
2. Синтаксический разбор предложения.
1. Повторение пройденного.
Соберите предложение из слов, а затем выполните синтаксический разбор.
По земле бегут веселые ручейки.
- выпишите из данного предложения глагол, определите его морфологические признаки.
Бегут – глагол, н.ф.- бежать, мн. число, наст. время.
2. Новый материал.
На доске запись:
Лампочка………………… комнату. Осветило
Фонарь……………………. площадку. Осветила
Солнце …………………… лес. Осветил
Учитель обращает внимание на глаголы, записанные на доске справа. Дети определяют время глаголов (прошедшее), число (ед.число), выделяют глагольный суффикс –л-, окончания глаголов.
Далее учитель обращает внимание детей на левую часть доски, где записаны предложения с пропущенными словами. Все вместе определяют подлежащее в каждом предложении и его характеристики (число, род, окончание имен существительных).
Далее учитель ставит перед учениками задачу: как определить, какой глагол необходим в каждом предложении? Дети говорят, что для этого будут пользоваться помощью имен существительных и вопросов, которые зададут от них к глаголам.
Учащиеся выписывают в свои тетради предложения и выделяют все показатели, что и на доске.
- А какой вывод можно сделать из проделанной работе?
- Глаголы в прошедшем времени ед.числа изменяются по родам: бывают в мужском, женском, среднем роде.
7.Чтение правила из учебника, 219-220
8. Закрепление изученного материала.
1) на доску вывешивается таблица, в каждый столбик которой необходимо добавить свои глаголы нужного рода:
Муж.род |
Жен.род |
Сред.род |
Он (что сделал?) |
Она (что сделала?) |
Оно (что сделало?) |
Играл |
Играла |
Играло |
Работал |
Работала |
Работало |
Далее учащиеся самостоятельно записывают глаголы в свои тетради, при этом выделяя глагольный суффикс –л- и родовые окончания глаголов.
9. Запись под диктовку.
Пришла весна. Пригрело солнце. Зазеленела трава. И наше деревце тоже зазеленело.
Вывод: Если имя существительное того или иного рода, то и глагол, который к нему относится, стоит в том же роде и числе.
10. Творческая работа в группах.
Учитель предлагает детям объединиться в группы и раздает им «Чудо-квадраты» (по теме «Насекомые и птицы).
С |
О |
М |
А |
В |
О |
С |
Г |
О |
Л |
Б |
К |
У |
Р |
Е |
Г |
А |
Ь |
Б |
У |
А |
О |
Л |
Л |
Й |
Р |
И |
Ф |
С |
И |
Б |
К |
А |
А |
С |
И |
А |
Х |
И |
Б |
О |
Ч |
Т |
С |
А |
Н |
М |
У |
Н |
А |
П |
А |
О |
Ч |
К |
И |
Ц |
А |
О |
А |
С |
У |
К |
Р |
Ь |
Л |
О |
О |
Р |
Ц |
Н |
Е |
Г |
И |
С |
О |
В |
В |
Р |
И |
Ч |
В |
Я |
Р |
Ё |
Й |
Е |
К |
У |
С |
Е |
Р |
К |
О |
Л |
С |
Т |
А |
А |
У |
Задание: найдите имена существительные, обозначающие названия птиц или насекомых, придумать к ним глаголы, которые могли бы рассказать об их прошлой жизни, т.е. глаголы должны быть прошедшего времени. А какого они должны быть рода вам помогут сами эти имена существительные.
Например: Сокол – он мой- м.род.
Он что делал? – парил, летал, клевал,…
Проверка: от каждой группы по 1 ученику зачитывают имена существительные и глаголы, которые они к ним подобрали. Главное – слушать, и не повторяться.
11. Итог урока. А теперь давайте подведем итог урока: что нового вы узнали сегодня на уроке о глаголе?
12. Домашнее задание. Упражнение №501, стр.220, правило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.