Урок ИЗО "Великие темы жизни. Историческая картина" 7 класс
Оценка 5

Урок ИЗО "Великие темы жизни. Историческая картина" 7 класс

Оценка 5
docx
17.03.2022
Урок ИЗО "Великие темы жизни. Историческая картина" 7 класс
урок Великие темы жизни. Историческая картина Козлова Е.М. МБОУ Школа 149.docx

7 класс

«Великие темы жизни. Историческая картина»

Подготовила: Козлова Елена Михайловна учитель ИЗО

МБОУ «Школа № 149 города Донецка»

Цель:

Духовное развитие личности ребенка.

Создать условия для формирования у учащихся представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве; способствовать расширению знаний учащихся о творчестве великих русских художников, пониманию значения живописной картины как события и общественной жизни, развитию умения устно выражать свою эстетическую позицию, рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа.

Тип урока: Изучение новых знаний

Задачи:

1.     Сформировать представление об историческом жанре в живописи.

2.     Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

3.     Воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре России.

                                               Ход занятия:

1.     Организационный момент

2.     Опрос

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с крупнейшим в мире музеем русского искусства. Кто скажет, как он называется? (Третьяковская галерея в Москве)

- В каком году была основана Третьяковская галерея? (1856 г.)

- Кто был основателем этого музея? (П.М. Третьяков)

- Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее? (Жанр тематической и исторической картины)

3.     Актуализация опорных знаний

         Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены важнейшие исторические события. Создать полотно, посвященное страницам истории невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. Исторический живописец должен знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достойно воссоздать историческое событие на полотне.

         В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном.

         В любом произведении искусства главное - чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни.

От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд.

         Именно с таким художником, творчество которого стало драгоценным вкладом в историю нашей национальной культуры, мы и познакомимся сегодня.

4.     Объяснение нового материала

         Одним из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи является Василий Иванович Суриков. Каждая картина Сурикова: «Уро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и т.д. – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

         Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановимся на одной из наиболее значительных его картин: «Утро стрелецкой казни».

(Класс заранее был поделен на группы и ребята получили определенные задания).

Знакомимся с работой наших поисковых групп.

Группа «Библиографы»

На Ваганьково молитвенно почтили память художника В.И. Сурикова Хранители п...

         Василий Иванович Суриков родился 12(24) января 1848 года в Красноярске. Крещён 13 января во Всехсвятской церкви.

         В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. Родом он был из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии – потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Талант и упорство, привели Сурикова, как некогда великого М.И. Ломоносова, из заснеженной Сибири в Петербург, в академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

         Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка.

         Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.

Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков.

Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина.

        

 

Группа «Историки»

                https://b1.culture.ru/c/641251/2.jpg    

Конец XVII века в России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 года, стрелецкое восстание 1698 года и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между Петром I и царевной Софьей, который обернулся казнью более тысячи стрельцов, поверивших Софье.

         В полотне «Утро стрелецкой казни» нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

 

Группа «Искусствоведы»

         Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени

                  https://porosenka.net/uploads/e/8/e887f2987de9b055b17f40c8d10cb2cd.jpeg https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/065b/000e71c2-8a3366d8/hello_html_m7de9e1ce.jpg 

 

                   https://vzryvmozga.ru/wp-content/uploads/portrety-strelcov.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04ba/000918f1-1cc57a78/1/img16.jpg

         В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

         Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

         Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага – царя. А тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. Пересечение их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.

         Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, в конвульсивно сжатым ртом ….

         Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты – «начало славный дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С. Пушкин).

 

5.     Закрепление материала.

1.     Найдите ошибку и зачеркните:

Исторический жанр – это изображение значительных событий или героев прошлого, подробностей быта.

2.     C творчеством какого художника, мы познакомились на уроке?

3.     Как называются картины?

     https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3f7545d8d7e85cebfb3c109a531e5e6b-5877978-images-thumbs&n=13&exp=1  https://b1.culture.ru/c/641251/2.jpg 

                                   https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/01/24/regnum_picture_1453668090440912_normal.jpg

6.     Домашнее задание

             На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории.

         Подумайте о том, какие исторические события и почему вы хотели бы нарисовать.

 

 

 

 

 

Использованные источники:

1.     Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.

2.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: в 4 ч.: учебник для учащихся 5-8 кл. – Обнинск: Титул, 1996.

3.     https://yandex.ru/search/?text

4.     https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/vielikiie-tiemy-zhizni-v-tvorchiestvie-russkikh-khudozhnikov-k-briullov-posliednii-dien-pompiei

5.     https://infourok.ru/modulniy-urok-po-izo-v-klasse-velikie-temi-zhizni-633765.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Великие темы жизни. Историческая картина»

Великие темы жизни. Историческая картина»

В любом произведении искусства главное - чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни

В любом произведении искусства главное - чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни

Отец — коллежский регистратор Иван

Отец — коллежский регистратор Иван

Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец

Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец

Использованные источники: 1.

Использованные источники: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2022