Урок изобразительного искусства во 2 классе "Сказочная птица"
Оценка 4.7

Урок изобразительного искусства во 2 классе "Сказочная птица"

Оценка 4.7
docx
изобразительное искусство
20.09.2020
Урок изобразительного искусства во 2 классе "Сказочная птица"
Знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах; продолжить отрабатывать умения пользоваться техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
Сказочная птица.docx

 

Тема урока: Изображение и фантазия. Сказочная птица

 

Цель: Создание условий для изображения фантастического персонажа (сказочной птицы) на основе реального объекта. Привить навык использования фантазии, воображения при выполнении учебной задачи.

Задачи: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах; продолжить отрабатывать умения пользоваться техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

 

Планируемые результаты:

Предметные:  использование различных художественных материалов, приёмов и техник; изображение сказочной птицы по памяти, по представлению и на основе фантазии;  применять практические навыки выразительного использования линии , пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе);

 Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей; осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

логические: выполнять универсальные логические действия;

общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

Коммуникативные: Вести диалог с одноклассниками и учителем, уметь договариваться.

Основные понятия: Фантазия, реальность.

Оборудование: краски, крупные и мелкие кисти, листы бумаги, фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, презентация, компьютер, телевизор.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М. Врубель «Царевна-Лебедь»; методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», стихотворения, фольклор.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

 

Ход урока

1. Организация начала урока.

Отгадывание загадок.

А начнём наш урок с проверки вашей готовности к уроку.

Я уверена, что вы любите разгадывать загадки. Я их загадываю, а вы ищете отгадку на своём столе и прикасаетесь к ней.

1. Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружён.

Это друг надежный ваш

И художник - ... (карандаш) (Слайд 2)

 

2. Нанесет она узор

Очень  трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит... (акварель) (Слайд 3)

 

3. Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится... (ластик) (Слайд 4)

 

2. Мотивация к деятельности. (Слайд 5)

- А сейчас у нас с вами прозвучит звуковая загадка. Закройте глаза и прислушайтесь. (звучит запись "Голоса птиц. Соловей")

-Что мы услышали?

- Как вы думаете, почему я вам предлагаю послушать голоса птиц?

Далее на слайде появляются загадки о птицах. Отгадывая их дети понимают, что разговор пойдёт о птицах.

- Попробуйте угадать, о каких птицах идёт речь:

В клетке целый день сидит,

И под нос себе твердит,

Кеше пить быстрее дай,

Кто же это? (Попугай)

 

По ночам летает на охоту

Днем не видит, да и спать охота. (Сова)

 

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

 

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь: 

- Я тут! Я начеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький ... (петух).

 

Удивительный Факир

Изумил хвостом весь мир.

Распустил хвоста колоду

Яркой радуге в угоду. (Павлин)

3. Формулировка темы урока. Целеполагание.

- Каких мы с вами посмотрели птиц: настоящих или выдуманных? Как по- другому их можно назвать? (реальные).

- Что же такое реальность? (Слайд 6)

Реальность - это окружающая нас действительность.

- Как вы думаете, а могут быть птицы не реальные, выдуманные? (обсудите в парах).

- Можете ли вы привести примеры таких птиц, где вы их встречали? (обсудите в парах).

- Придумайте красивое название таким птицам, это и будет темой нашего урока. (Сказочная птица)

- Как вы понимаете слово фантазия? Приведите примеры. (обсуждение в парах).

- Чему же на уроке сегодня мы можем научиться? Давайте определим цель нашего урока. Выберите из предложенных те, которые подходят нашей теме. (Слайд 7)

Дети предлагают варианты.

 

4. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

- Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?

Обучающиеся: - Мы рисовали птиц родного края.

Учитель: - Как называют художников, изображающих животных?

Обучающиеся: - Их называют анималистами.

Учитель: - Правильно, а как произошло это слово?

Обучающиеся: - От латинского слова «анимал» - животное.

Учитель: - Каких художников-анималистов вы знаете?

Обучающиеся: - Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов(Слайд 8-10)

 

– У творческих людей, а художники к таковым относятся, очень развито воображение, их фантазия не имеет границ. Они умеют изображать сказочный мир. Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала следующее стихотворение:

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного.

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Что вдохновляет художников придумывать фантастические образы? А помогаем им в этом наблюдение за природой, изучение реальности.

– Я вам предлагаю игру «Реальность – фантазия». Если мое высказывание – это реальность, вы хлопаете в ладоши, а если фантазия – топаете ногами.

•  Учитель в классе.

•  Папа чинит табуретку.

•  В городском парке на дереве сидит русалка.

•  Продавец продает хлеб лешему.

•  Бабушка вяжет носки.

•  Баба Яга гуляет по городу и угощает детей конфетами.

•  Самолет летит в небе.

– А теперь ваши варианты, кто готов продолжить?

– На прошлом уроке мы говорили о реальных животных и рисовали павлина. Кто из наших мастеров нам помогал? (Мастер Изображения.)

– Сегодня мы продолжим работать с Мастером Изображения и будем рисовать сказочных птиц.

 

5. Выявление места и причины затруднения.

– Давайте вспомним, какие птицы живут в сказках? (Жар-птица, птица феникс, Царевна Лебедь, золотой петушок.) (Слайд 11-13)

- А слышали ли вы о таких птицах как Феникс, Сирин, Гамаюн? Сейчас вы поработаете в группах и расскажете  остальным ребятам о той волшебной птице, которую будет изучать ваша группа.

Работа в группах (Слайд 14 - пустой)

Повторение правил работы в группе.

Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастической птицей, чтобы рассказать о ней классу.

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел).

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565466d897edc/konspiekturokaizobrazitielnoghoiskusstvaizobrazhieniieifantaziiafantastichieskoiezhivotnoie_1.png

 

Жар-птица- сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром , крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском сад, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи огней.

 

Феникс— мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Картинки по запросу картинка птица феникс

 

Гамаюн — в народных легендах вещая птица. Считалось, что Гамаюн пророчит счастье и может предсказывать будущее, но не всякий может ее услышать и понять.

Картинки по запросу картинка птица  гамаюн

 

ФИНИСТ – бессмертная птица счастья и вечной молодости. В русских сказках это Финист-ясный сокол – образ возрождения и обновления человека. Днём сказочный Финист превращается в птицу, ночью – в прекрасного царевича. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, заветов предков и справедливости.

https://ic.pics.livejournal.com/raasta/66398982/49168/49168_600.jpg

 

 

6. Построение проекта выхода из затруднения.

Выступление групп.

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

– Я вам предлагаю рассмотреть изображения птиц (учебник, с. 62).

– Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и превратил ее в птицу сирин – волшебную птицу счастья. Докажите, какие черты сходства есть у ястреба с сирин. Что необычного, сказочного внес в изображение сирин художник?

– Мастер Изображения увидел в деревне индюка и создал из глины эту нарядную дымковскую игрушку (учебник, с. 63). В чем сходство с живой птицей? Какие элементы добавил художник?

– Посмотрите на щепные птицы счастья). Мастер делает такую птицу из бруска обычного дерева. Для этого брусок расщепляет на тонкие пластины-перышки. Образы каких реальных птиц использовал в своей работе Мастер Изображения? (Лебедь, цапля.) В чем сходство, что добавил художник?

– Создавая свою сказочную птицу, художник опирается на реальные образы, на настоящих птиц и вносит элементы, которые делают работу сказочной, а образ фантастическим. Вдохновляет художника природа, а создает образ фантазия.

– Какие материалы использует в своих работах Мастер Изображения? (Краски, глину, дерево, камень, железо, нитки, бумагу.)

– Давайте рассмотрим примеры сказочных птиц. Какие необычные формы, фантастические элементы применили в работе художники?

– Что можете сказать о цвете?

Физкультминутка (Слайд 15)

Глянул птенчик из гнезда –             Голова вниз.

Ух, какая высота!                              Покачивание головой.

Пускай высота –                                Взмах правой рукой.

Вылетай из гнезда                             Махи обеими руками.

На мир посмотри –

Раз, два, три…                                   Повороты головы вправо,

                                                            влево, вперед.

8. Самостоятельная творческая работа учащихся.

– Поймать нам птицу счастья не удастся, а вот создать ее самим вполне реально. Помогут вам в этом природа и ваша фантазия. (Слайд 16)

Чтоб красиво рисовать,

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

Рисовать теперь пора.

– Какие материалы вам помогут достичь цели урока? (Краски.)

Советы Мастера Изображения: (Слайд 17)

1. Продумать, какую птицу возьму за основу.

2. Сделаю эскиз.

3. Добавлю сказочные, фантастические элементы.

4. Продумаю цветовую гамму.

5. Раскрашу. Не забуду раскрасить фон или нарисовать элементы окружающей среды.

– Возьмите за основу любую птицу и, соблюдая эти советы, приступайте к работе. Желаю удачи. (Учитель во время работы оказывает индивидуальную помощь.)

 

9. Включение в систему знаний.

      Как мы назвали сегодня свой урок?

      Что означают слова: фантазия, реальность?

      Какие сказочные птицы вам запомнились?

       

 

10. Рефлексия.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки: (Слайд 18)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу?

– Ты справился с работой или есть недочеты?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

Работы вывешиваются на доску.

– Как будто в райском саду очутились! Сколько замечательных птиц! Какие все красивые!

– Чья работа вам больше всего понравилась? Почему?

– Кто удачно подобрал цвета в работе?

2. Обобщение по теме урока.

– Кто помог вам создать образ?

– Какие материалы использует Мастер Изображения для создания сказочных образов?

– Какие материалы нужны были в работе вам?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднения?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Изображение и фантазия

Тема урока: Изображение и фантазия

Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный,

Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный,

Как вы думаете, а могут быть птицы не реальные, выдуманные? (обсудите в парах)

Как вы думаете, а могут быть птицы не реальные, выдуманные? (обсудите в парах)

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва

Посмотрите на щепные птицы счастья )

Посмотрите на щепные птицы счастья )

Как бы ты оценил свою работу? –

Как бы ты оценил свою работу? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020