Цели урока:
· Сформулировать и доказать одну из важнейших теорем геометрии – теорему Пифагора и показать ее применение при решении задач;
· Развитие логического мышления, математической речи:
· Воспитание устойчивого внимания, любознательности.
Оборудование:
· Карточки- задания для индивидуальной работы;
· Карточки-задания для групповой работы;
· Презентация к уроку;
· Компьютер;
· Проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и задач урока
Эпиграф:
«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно их них – это теорема Пифагора»
Иоганн Кеплер
II. Подготовка к восприятию нового материала
1. Индивидуальная работа
1)D N C Задание:
Докажите, что PNKM - квадрат
M
P
A K B
2. Групповая работа
1 группа: Задание:
Найдите
площадь заштрихованной
фигуры
2 группа:
В Задание:
С А Найдите площадь четырехугольника
ABCD
D
3. Фронтальная работа
1) Сторона квадрата равна 3 см. Найдите его площадь.
2) Площадь квадрата равна 25 м2. Найдите его сторону.
3) Какой треугольник называется прямоугольным?
4) Как называются стороны в прямоугольном треугольнике7
5)
Назовите катеты и гипотенузу в треугольниках, изображенных на
рисунке
(треугольник не прямоугольный)
6) Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 3см и 4 см.
III. Изучение нового материала
Задача-исследование
- Какую зависимость мы с вами получили ?
- Прочтите правильно полученную формулу (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катета).
- Ребята вот это утверждение в геометрии получило название теорема Пифагора.
- С чем мы сегодня с вами на уроке познакомимся? Какова цель нашего урока? Для чего изучается теорема Пифагора?
Историческая справка
Кто же такой Пифагор? Когда была открыта эта теорема и почему она так
называется?
- Пифагор – древнегреческий ученый
- Родился он около 580 г до н.э.
- Занимался математикой, философией,
естественными науками
- Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связана с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда еще не знали ее доказательства, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путем на основе измерений. Пифагор по-видимому нашел доказательство этого соотношения. Сохранилось древнее придание, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам - даже сто быков.
- На протяжении последних веков были найдены различные другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста.
Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons asinorum – ослиный мост или eleguga – бегство убогих, так некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики заучивали теорему наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами» не были в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непроходимого моста.
- Теорему Пифагора учащиеся так же называли «ветряной мельницей», составляли стишки вроде этого:
Пифагоровы штаны
Во все стороны равны
И рисовали карикатуры:
- Предполагают,
что во времена Пифагора теорема звучала по-другому: «Площадь квадрата,
построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей
квадратов, построенных на его катетах».
- Вероятно, факт, изложенный в теореме Пифагора, был сначала установлен для равнобедренных прямоугольных треугольников. Квадрат, построенный на гипотенузе, содержит четыре треугольника. А на каждом катете построен квадрат, содержащий два треугольника. Из рисунка видно, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
(«Пифагоровы штаны во все стороны
равны»)
- О теореме Пифагора
Пребудет вечной истина, как скоро
Все познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век.
Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За света луч, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор,
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, ее почуя, вслед.
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь закрыв глаза дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор.
А. Шамиссо
- А сейчас докажем теорему Пифагора в современной формулировке.
Т е о р е м а. «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».
Дано: АВС - прямоугольный
D E АС= с
-гипотенуза
M АВ= b - катет
A ВС = а - катет
B N Доказать: с2 = а2 + b2
Доказательство
1. Достроим треугольник до квадрата со стороной (a + b)
2. Sкв = (a + b)2
3.
Sкв = SKACM + 4S ABC
Sкв = c2 + 4
∙ ab
Sкв = c2 + 2ab
4. (a + b)2 = c2 + 2ab
a2 + 2ab + b2 – c2 – 2ab = 0
a2 + b2 – c2 = 0
a2 + b2 = c2
ч.т.д.
IV. Закрепление нового материала
Задание 1. В прямоугольном треугольнике АВС, а, b – катеты, с – гипотенуза. Заполните таблицу.
|
b |
c |
5 |
12 |
? |
6 |
? |
8 |
? |
4 |
5 |
Ответы:
a |
b |
c |
5 |
12 |
13 |
6 |
8 |
8 |
3 |
4 |
5 |
Задача 2. № 487
Задача 3. № 493
V. Самостоятельная работа (разноуровневая)
Вариант 1.
х
6
8
Вариант 2.
10
Х
8
Вариант 3.
6
х 10
|
у
VI. Итог урока
- Что ты узнал сегодня нового?
- Сформулируй теорему Пифагора.
- Что тебе понравилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.