УРОК-конспект русского языка в 5 классе «Не с глаголами»
Оценка 4.7

УРОК-конспект русского языка в 5 классе «Не с глаголами»

Оценка 4.7
doc
09.11.2021
УРОК-конспект русского языка в 5 классе «Не с глаголами»
развернутый3.doc

УРОК-конспект русского языка в 5 классе «Не с глаголами»

…нельзя верить, чтобы такой язык

не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего  обучения.

Известный отечественный языковед Л.В. Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо». Действительно, ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил.

Грамотное письмо – признак культурного человека. Это утверждение должно быть аксиомой для каждого школьника. Но чтобы грамотно писать, необходимо знать орфографические правила и уметь применять их.

Не может быть приставкой (пишется слитно) и частицей (пишется раздельно). Прежде всего нужно установить, употребляется ли слово без не. Результаты ЕГЭ показывают, что 15 % выпускников допускают ошибки в опознавании и написании именно подобных случаев.

Итак, первое: определяем, употребляется ли слово без не.

Если слово употребляется без не, то необходимо определить, к какой части речи оно принадлежит, так как от этого зависят дальнейшие рассуждения:

1. Имена существительные, прилагательные и наречия (на о, е) пишутся с не раздельно только тогда, когда в предложении есть противопоставление:

Дул не шквальный, а умеренный северный ветер; никому не нужные (усиленное отрицание).

2. В остальных случаях слова указанных частей речи в п.1. пишутся с не слитно. Данные слова можно заменить синонимами без не:

Мы услышали негромкий шепот (тихий).

3. Раздельно с не пишутся глаголы, краткие причастия, полные причастия с зависимыми словами или противопоставлением, деепричастия:

Не знать;  не убрано; не убранное на место; не зная.

4. Слитно с не пишутся наречия (негде) и неопределенные местоимения (нечего; при наличии предлога пишем раздельно: не с чем).

Данные орфографические правила возможно представить в виде вариантов орфограмм:

НЕ слитно и раздельно:

Не раздельно, если:

глагол: не был, не видел.

НЕ слитно:

когда слово без не не  употребляется: незабудка, ненавидеть, нездоровится, неистовствовать.

В теме «Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными» дается памятка, содержащая три позиции: 1. Не употребляется не только с глаголами, но и с другими частями речи; 2. С именами существительными и прилагательными не пишется слитно, если слово не употребляется без не, если не является приставкой; 3. Не пишется отдельно, если является словом-отрицанием [Разумовская 2005: 41-42].

Упражнение поискового характера

(повторительно-обобщающее упражнение)

Задание: найти и подчеркнуть в тексте орфограммы «слитное и раздельное написание не с глаголами». Объяснить орфограмму (устно).

Упражнение, построенное на приеме классификации

ЗАДАНИЕ: Найти имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Синтетические упражнения

ЗАДАНИЕ:  подберите примеры к следующим вариантам орфограмм:

1.     не с глаголом пишется раздельно;

2.     не с глаголом пишется слитно, если без не не употребляется;

Диктант

 (Не)мог, (не)истовствовать, (не)должен… .

Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих.

Абсолютная грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная грамотностьэто умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность выпускников, во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не регулируется правилами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.:  Советская Энциклопедия, 1969. – 608 с.

2.     Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2008. – 241 с.

3.     Бешенкова Е.В. НЕ… – слитно или раздельно? // Русская речь. – 2002. – № 4. – С.14-16.

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

УРОК-конспект русского языка в 5 классе «Не с глаголами» …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

УРОК-конспект русского языка в 5 классе «Не с глаголами» …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Раздельно с не пишутся глаголы, краткие причастия, полные причастия с зависимыми словами или противопоставлением, деепричастия:

Раздельно с не пишутся глаголы, краткие причастия, полные причастия с зависимыми словами или противопоставлением, деепричастия:

Диктант (Не)мог, (не)истовствовать, (не)должен…

Диктант (Не)мог, (не)истовствовать, (не)должен…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021