Урок "Кто такие птицы"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Урок "Кто такие птицы"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
01.03.2020
Урок "Кто такие птицы"
Тема урока «Кто такие птицы?». На уроке использовались:компьютер, проектор, фонограмма голосов птиц. УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 1 часть, тетрадь на печатной основе 1 часть. В классе 10 учеников. Цель урока: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1.Познакомить с особенностями строения тела птиц. 2.Учить определять принадлежность птиц к своей группе. 3.Учить выделять существенные признаки птиц. 4.Продолжать обучение практическому исследованию предметов. Для решения этих задач использовались приемы работы в группах, в парах. На уроке наблюдался высокий уровень активности и самостоятельности учащихся.Все задачи выполнены в полном объеме. Урок достиг цели. Уровень выполнения задач высокий. Все этапы урока выполнены. На уроке было комфортно и интересно.
конспект Кто такие птицы.docx

                                                Конспект урока

 

                                            « Кто такие птицы?»

1.Мателега Раиса Борисовна.

2.МБОУ «Вистинская СОШ».

3.Учитель начальных классов.

4.Предмет: окружающий мир.

5.Класс: 1.

6.УМК: «Школа России».

7.Тема урока: Кто такие птицы?

8.Номер урока в теме: 1.

9.Тип урока: урок усвоения новых знаний.

10.Форма проведения: урок-исследование.

11.Цель урока: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями.

12.Задачи урока:

 

1)Образовательные:

- Познакомить с особенностями строения тела птиц.

-Учить определять принадлежность птиц к своей группе.

-Учить выделять существенные признаки природных объектов.

-Продолжать обучение практическому исследованию предметов.

 

2)Развивающие:

-Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения.

-Формировать приемы учебной деятельности.

 

3)Воспитательные:

-Воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе, любовь к животным.

13.Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные.

14.Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах, индивидуальная.

15.Оборудование: Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику 1 класса(автор А.А.Плешаков), компьютер, проектор, фонограмма с голосами птиц, раздаточный материал (карточки), пазлы «Птицы», перья птиц, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

 

16.Планируемые результаты:

 

Предметные: учащиеся научатся узнавать и описывать  птиц , получат возможность исследовать строение пера птиц, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний, рассматривать иллюстрации в учебнике и  извлекать из них нужную информацию, отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

 

Метапредметные:действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению, принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Название

используемых ЭОР. Время.

I. Организационный момент.

-Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Учащиеся хором произносят

стихотворение, настраиваются на урок.

10 сек

II. Актуализация знаний.

-Найдите в каждой группе насекомых, рыб.

Что вы знаете о насекомых? О рыбах?

Назовите отличительные особенности насекомых и рыб.

Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Найди лишнее».

-Объясните свой выбор.

  (Работа в группах.)

1)Учащиеся находят в первой и во второй группе сначала насекомых, а затем рыб. Называют отличительные особенности насекомых и рыб.

Насекомые – это животные, у которых 6 ног.

Рыбы -это животные, тело которых покрыто чешуей ( у большинства).

 

2)Каждая группа получает

карточки «Найди лишнее».

1группа: лещ, бабочка, карась,

судак, камбала, плотва.

2группа: кузнечик, муравей,

жук-олень, щука, стрекоза, шмель.

 

 

 

Слайд1

 

3 мин

III.Формулирование темы и цели урока.

Кто остался на картинках? Назовите одним словом.

Сформулируйте тему нашего урока.

-Кто же такие птицы? Узнаем их основные признаки. Это нам сегодня и предстоит выяснить.

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чемзанимаются учёные?

-Птицы.


Учащиесяформулируют тему урока «Кто такие птицы?»


-Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы.

Слайд 1.

Звучит фонограмма «Голоса птиц».

Слайд 2.

2мин

 

 

IV. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

-Рассмотрите рисунок.(летучая мышь, аист, стрекоза). Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего?

Значит, все они птицы?

- А знаете ли вы животное, похожее на белку- это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка?

-У нас возникло противоречие, т.е.проблема: «Кого же мы можем назвать птицей?»

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. Тогда что?


- У них есть крылья, и они умеют летать.




-Нет, не птицы.

 

 

 

 

 

 

Выдвижение гипотез.

Вывод: Птицы- животные, тело которых покрыто перьями.

Слайд 3,4,5

3мин












слайд 6



V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.



 

1) Ознакомление со строением птиц.

-Назовите части строения птиц.

При необходимости учитель дополняет ответы.

- А теперь каждый из вас проверит себя, собрав пазл-птицу.

1.Фронтальная работа.

Учащиеся называют, опираясь на свой опыт

2.Индивидуальная работа.

У учащихся на столах конверты с пазлами «Птицы».

Собирают пазлы.

 

Слайд 7

5мин

 

2)Практическая работа.

-Рассмотрите внимательно перья и ответьте на вопросы: все ли они одинаковые? Чем различаются? Чем похожи?  

-Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки.

-Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.

-Найдите и покажите

1)маховые перья,

2)контурные перья,

3)пуховые перья.

- Сравните их.

- Попробуйте сломать перо. Удаётся?

Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья?

- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим.

- Обмакните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?

Рассмотрим  рисунок. Из каких частей состоят перья?

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите. Бородки соединены  другс другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует). Аккуратно разъедините их.

Работа в парах.

На столах у учащихся лежат перья.

-Нет, одни перья мягкие, пушистые, другие- жёсткие и упругие.









-Нет.



-Они лёгкие.


Учащиеся разрезают перо.

-Внутри перо полое, пустое.



-Перья защищают птицу от воды и сырости.



Учащиеся находят составные части пера.


слайд 8


6мин













 









 



 

VI.Физминутка

Игра «Летает, не летает».

 

Учитель называет птиц.

Если птица летает-ученики показывают движением, если нет-стоят.

Слайд 9

50 сек

 

 

VII.Применение полученных знаний.

 

 

 

1.Отгадайте загадки:

ПестраякрякушкаСпинкою зеленовата

Ловит лягушек.              Животиком желтовата

Ходит вразвалочку,       Черненькая шапочка

Спотыкалочку.(утка)     И полоска шарфика.

                                                   (синица)

 

2. Работа по учебнику.


-Рассмотрите рисунок на стр.37. Про всех ли птиц были загадки? Про каких не было?

Опишите этих птиц по плану.

Учащиеся отгадывают загадки, называют птиц.(Один из подготовленных учащихся выходит и рассказывает об этой птице ).

 

 

 

 

-Нет.
Не было про дятла, воробья, сову, ласточку.

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Описание птицы по плану:

-название

-размеры(большая, средняя, маленькая)

-окраска оперения

-особенности частей тела(клюва, глаз, хвоста)

Работа в парах.

Один описывает птицу по плану (учебник стр.37), второй должен угадать по описанию птицу.

Выслушивают 2-3 учащихся.

 

4мин

.

.

4.Творческая работа.Придумайте сказочную историю по рисунку.(стр.37)

 

 

5.Это интересно.

1)Пингвин и страус.

-Эти животные не умеют летать, но они являются птицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Почему?

2)Во многих городах построены памятники птицам. Например памятник голубю стоит в Москве, Самаре, Калуге, Казани, Владивостоке, Вязьме, Ангарске, Санкт-Петербурге.

Выслушивают 2-3 учащихся.

 

 

Рассказывают подготовленные ученики:

1)Страусы не умеют летать и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегаю так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

2)Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Они не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.

Пингвин и страус – птицы, потому что их тело покрыто перьями.

3мин

 

 

 

Слайд10

2мин

VIII. Итог урока.

- С какой новой группой животных мы познакомились?

- Что мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы?

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

А вы знаете, что во многих городах поставлены памятники птицам.

- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?

 

 

 

 

 

1.Учитель называет части птицы.(голова, туловище, хвост, крылья, лапки)

2.Затем учитель показывает части птицы.

-В начале урока мы выдвинули гипотезу:«Птицы- животные, тело которых покрыто перьями».

На протяжении всего урока мы как настоящие учёные наблюдали, исследовали, размышляли, делали выводы. Как вы думаете: удалось ли нам подтвердить правильность нашей гипотезы? Если «да», то поставьте на магнитную доску солнышко, « нет»-тучку, «не знаю»-капельку.

Птицы.

-Птицы-это животные, тело которых покрыто перьями.


-Птицы приносят человеку пользу, уничтожая вредных насекомых.

-Быть другом птицам –это значит подкармливать их, строить скворечники и не обижать их.
-На уроке мы ставили цель:

-  Узнать кто такие птицы?

-Чем они отличаются от других животных?

-Цели урока мы достигли.
На доске крупное изображение птицы.

1.Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их.

2. Учащиеся называет части птицы.




Учащиеся выходят кмагнитной доске и прикрепляют знаки.

Слайд 11

 

3мин

IX.Рефлексия.

 





















- Сейчас я попрошу вас оценить свои

достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия птиц, их строение и основные признаки, то возьмите жёлтый смайлик. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёный. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красный.



- Спасибо за урок.

 


Самооценка.

(8 смайликов –желтых)


1мин





















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Самоанализ урока по окружающему миру в 1 классе.

Тема урока «Кто такие птицы?». На уроке использовались:компьютер, проектор, фонограмма голосов птиц. УМК «Школа России», учебник  «Окружающий мир» А.А.Плешакова 1 часть, тетрадь на печатной основе 1 часть. В классе 10 учеников.

Цель урока: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями.

 Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.Познакомить с особенностями строения тела птиц.

 2.Учить определять принадлежность птиц к своей группе.

 3.Учить выделять существенные признаки птиц.

4.Продолжать обучение практическому исследованию предметов. Для решения этих задач использовались приемы работы в группах, в парах. На уроке наблюдался высокий уровень активности и самостоятельности учащихся.Все задачи выполнены в полном объеме.

Урок достиг цели. Уровень выполнения задач высокий. Все этапы урока выполнены. На уроке было комфортно и интересно.


 

Конспект урока «

Конспект урока «

Оборудование : Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику 1 класса(автор

Оборудование : Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику 1 класса(автор

Ход урока : Этапы урока

Ход урока : Этапы урока

Слайд1 3 мин III

Слайд1 3 мин III

А теперь каждый из вас проверит себя, собрав пазл-птицу

А теперь каждый из вас проверит себя, собрав пазл-птицу

VII.Применение полученных знаний

VII.Применение полученных знаний

Почему? 2)Во многих городах построены памятники птицам

Почему? 2)Во многих городах построены памятники птицам

VIII. Итог урока. - С какой новой группой животных мы познакомились? -

VIII. Итог урока. - С какой новой группой животных мы познакомились? -

Самоанализ урока по окружающему миру в 1 классе

Самоанализ урока по окружающему миру в 1 классе
скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей