Конспект урока
« Кто такие птицы?»
1.Мателега Раиса Борисовна.
2.МБОУ «Вистинская СОШ».
3.Учитель начальных классов.
4.Предмет: окружающий мир.
5.Класс: 1.
6.УМК: «Школа России».
7.Тема урока: Кто такие птицы?
8.Номер урока в теме: 1.
9.Тип урока: урок усвоения новых знаний.
10.Форма проведения: урок-исследование.
11.Цель урока: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями.
12.Задачи урока:
1)Образовательные:
- Познакомить с особенностями строения тела птиц.
-Учить определять принадлежность птиц к своей группе.
-Учить выделять существенные признаки природных объектов.
-Продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2)Развивающие:
-Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения.
-Формировать приемы учебной деятельности.
3)Воспитательные:
-Воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе, любовь к животным.
13.Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные.
14.Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах, индивидуальная.
15.Оборудование: Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику 1 класса(автор А.А.Плешаков), компьютер, проектор, фонограмма с голосами птиц, раздаточный материал (карточки), пазлы «Птицы», перья птиц, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
16.Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся узнавать и описывать птиц , получат возможность исследовать строение пера птиц, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний, рассматривать иллюстрации в учебнике и извлекать из них нужную информацию, отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению, принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Название используемых ЭОР. Время. |
I. Организационный момент. |
-Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Учащиеся хором произносят стихотворение, настраиваются на урок. |
10 сек |
II. Актуализация знаний. |
-Найдите в каждой группе насекомых, рыб. Что вы знаете о насекомых? О рыбах? Назовите отличительные особенности насекомых и рыб. Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?
Игра «Найди лишнее». -Объясните свой выбор. |
(Работа в группах.) 1)Учащиеся находят в первой и во второй группе сначала насекомых, а затем рыб. Называют отличительные особенности насекомых и рыб. Насекомые – это животные, у которых 6 ног. Рыбы -это животные, тело которых покрыто чешуей ( у большинства).
2)Каждая группа получает карточки «Найди лишнее». 1группа: лещ, бабочка, карась, судак, камбала, плотва. 2группа: кузнечик, муравей, жук-олень, щука, стрекоза, шмель.
|
Слайд1
3 мин |
III.Формулирование темы и цели урока. |
Кто остался на картинках? Назовите одним словом. Сформулируйте тему нашего урока. -Кто же такие птицы? Узнаем их основные признаки. Это нам сегодня и предстоит выяснить. -Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чемзанимаются учёные? |
-Птицы.
|
Слайд 1. Звучит фонограмма «Голоса птиц». Слайд 2. 2мин
|
IV. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы. |
-Рассмотрите рисунок.(летучая мышь, аист, стрекоза). Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего? Значит, все они птицы? - А знаете ли вы животное, похожее на белку- это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка? -У нас возникло противоречие, т.е.проблема: «Кого же мы можем назвать птицей?» - Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. Тогда что? |
Выдвижение гипотез. Вывод: Птицы- животные, тело которых покрыто перьями. |
Слайд 3,4,5 3мин
|
V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы. |
|
||
1) Ознакомление со строением птиц. |
-Назовите части строения птиц. При необходимости учитель дополняет ответы. - А теперь каждый из вас проверит себя, собрав пазл-птицу. |
1.Фронтальная работа. Учащиеся называют, опираясь на свой опыт 2.Индивидуальная работа. У учащихся на столах конверты с пазлами «Птицы». Собирают пазлы. |
Слайд 7 5мин
|
2)Практическая работа. |
-Рассмотрите внимательно перья и ответьте на вопросы: все ли они одинаковые? Чем различаются? Чем похожи? -Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. -Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие. -Найдите и покажите 1)маховые перья, 2)контурные перья, 3)пуховые перья. - Сравните их. - Попробуйте сломать перо. Удаётся? Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. - Обмакните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? Рассмотрим рисунок. Из каких частей состоят перья? - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите. Бородки соединены другс другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует). Аккуратно разъедините их. |
Работа в парах. На столах у учащихся лежат перья. -Нет, одни перья мягкие, пушистые, другие- жёсткие и упругие.
-Нет.
-Они лёгкие.
-Внутри перо полое, пустое.
-Перья защищают птицу от воды и сырости.
Учащиеся находят составные части пера. |
|
VI.Физминутка |
Игра «Летает, не летает».
Учитель называет птиц. |
Если птица летает-ученики показывают движением, если нет-стоят. |
Слайд 9 50 сек |
|
|
||
VII.Применение полученных знаний.
|
1.Отгадайте загадки: ПестраякрякушкаСпинкою зеленовата Ловит лягушек. Животиком желтовата Ходит вразвалочку, Черненькая шапочка Спотыкалочку.(утка) И полоска шарфика. (синица)
2. Работа по учебнику.
Опишите этих птиц по плану. |
Учащиеся отгадывают загадки, называют птиц.(Один из подготовленных учащихся выходит и рассказывает об этой птице ).
-Нет. |
2мин
|
|
3.Описание птицы по плану: -название -размеры(большая, средняя, маленькая) -окраска оперения -особенности частей тела(клюва, глаз, хвоста) |
Работа в парах. Один описывает птицу по плану (учебник стр.37), второй должен угадать по описанию птицу. Выслушивают 2-3 учащихся. |
4мин |
. . |
4.Творческая работа.Придумайте сказочную историю по рисунку.(стр.37)
5.Это интересно. 1)Пингвин и страус. -Эти животные не умеют летать, но они являются птицами.
-Почему? 2)Во многих городах построены памятники птицам. Например памятник голубю стоит в Москве, Самаре, Калуге, Казани, Владивостоке, Вязьме, Ангарске, Санкт-Петербурге. |
Выслушивают 2-3 учащихся.
Рассказывают подготовленные ученики: 1)Страусы не умеют летать и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегаю так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. 2)Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Они не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Пингвин и страус – птицы, потому что их тело покрыто перьями. |
3мин
Слайд10 2мин |
VIII. Итог урока. |
- С какой новой группой животных мы познакомились? - Что мы узнали о птицах? - Кто же такие птицы? - Что вам понравилось на уроке? - Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? А вы знаете, что во многих городах поставлены памятники птицам. - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?
1.Учитель называет части птицы.(голова, туловище, хвост, крылья, лапки) 2.Затем учитель показывает части птицы. -В начале урока мы выдвинули гипотезу:«Птицы- животные, тело которых покрыто перьями». На протяжении всего урока мы как настоящие учёные наблюдали, исследовали, размышляли, делали выводы. Как вы думаете: удалось ли нам подтвердить правильность нашей гипотезы? Если «да», то поставьте на магнитную доску солнышко, « нет»-тучку, «не знаю»-капельку. |
Птицы. -Птицы-это животные, тело которых покрыто перьями.
-Быть другом птицам –это значит подкармливать их, строить
скворечники и не обижать их. - Узнать кто такие птицы? -Чем они отличаются от других животных? -Цели урока мы достигли. 1.Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. 2. Учащиеся называет части птицы.
|
Слайд 11
3мин |
IX.Рефлексия.
|
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия птиц, их строение и основные признаки, то возьмите жёлтый смайлик. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёный. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красный.
- Спасибо за урок. |
(8 смайликов –желтых) |
|
Самоанализ урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема урока «Кто такие птицы?». На уроке использовались:компьютер, проектор, фонограмма голосов птиц. УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 1 часть, тетрадь на печатной основе 1 часть. В классе 10 учеников.
Цель урока: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Познакомить с особенностями строения тела птиц.
2.Учить определять принадлежность птиц к своей группе.
3.Учить выделять существенные признаки птиц.
4.Продолжать обучение практическому исследованию предметов. Для решения этих задач использовались приемы работы в группах, в парах. На уроке наблюдался высокий уровень активности и самостоятельности учащихся.Все задачи выполнены в полном объеме.
Урок достиг цели. Уровень выполнения задач высокий. Все этапы урока выполнены. На уроке было комфортно и интересно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.