Тема: В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй»
Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча со скоростью, соответствующей скорости разговорной речи; формировать представление о творчестве В. Драгунского; развивать умение читать выразительно; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности, формирования интереса к книге и чтению.
Оборудование: учебник, конверты с заданиями для работы в центрах, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всем старательны. Т. Козлова
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают рассказ А. Седугина «Про умную собаку».
Самооценка чтения (Я читал… без ошибок, выразительно, с правильной интонацией).
III. Речевая разминка
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Чтение с разной интонацией:
· спокойно;
· радостно;
· вопросительно;
· шепотом.
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
- Что мы будем делать сегодня?
- Да. Речь пойдёт о спорте. Мы познакомимся с одним очень интересным человеком и прочитаем его весьма занимательный рассказ.
V. Вступительное слово учителя
- А кто пишет книги?
- Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет (Драгунский). Вы знаете кто это? А как вы думаете, какой этот человек?
Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»... Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется тексты для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио...
Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего
писателя. В 16 лет он уже работал токарем, потом лодочником — катал на лодке
людей по Москве-реке… Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил
театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей. Особенно любил
Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего
наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали —
во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили:
рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать
книгами. Когда появились его книги, читатели получали такое же удовольствие,
как и слушатели в зале.
В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,—
мальчик Дениска (именно так звали сына писателя). Веселые и необыкновенные
истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось,
были неисчерпаемы. Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных
рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский. Эта книга
выходит с 1959 года.
- А теперь давайте прочитаем, что ещё об этом замечательном писателе говорит нам наш учебник. (Читает 1 ученик).
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением из книги «Денискины рассказы» - «Третье место в стиле баттерфляй».
- А как вы понимаете слова «баттерфляй»?
- Это английское слово. Оно переводится как «бабочка». А в спорте так называют стиль спортивного плавания.
- А почему же именно это английское слово стало названием стиля плавания?
- Умение держаться на воде, хорошо плавать необходимо для человека. А как возникла и развивалась история плавания как вида спорта?
- На I Олимпийских играх в 1896 году состоялся первый турнир пловцов, и с тех пор плавание входило в программу всех Олимпиад. Символом Олимпийских игр являются 5 переплетённых колец разного цвета. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов земного шара, их встречу на играх. Первые состязания по плаванию выглядели не так, как сейчас: участники соревновались в открытом водоеме, без дорожек и стартовых тумб. Первенство оспаривали лишь мужчины, и только в одном стиле плавания — вольным стилем.
- Кто из вас любит плавать? Почему?
- Какие виды плавания вы знаете? (Вольный стиль, стиль брасс, стиль кроль, стиль баттерфляй.)
VI. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй»
1. Чтение произведения учителем.
2. Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Порадовались ли вы за мальчика?
Физкультминутка
К речке летом мы спустились ( ходьба на
месте)
Наклонились и умылись. ( наклон вперёд)
А теперь поплыли дружно,(имитируют движение
пловца)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,( имитация плавания
брассом)
Одной, другой – это кроль (имитируют стиль
«кроль»)
Вышли на берег крутой (бег на месте)
И отправились домой.
3. Обсуждение прочитанного.
- Как воспринял победу мальчика папа?
- Из чего видно, что Денис дорожил мнением отца, прислушивался к его желаниям?
- Когда вы радовались за мальчика?
- Как сам герой описывает свое хорошее настроение?
- Как папа определил хорошее настроение сына?
- Как вы думаете, прав ли был отец?
- Что нужно сделать Денису, чтобы снова обрадовать отца? (Научиться хорошо плавать и доказать отцу, что он может занять не только третье, но даже первое место.)
4. Чтение рассказа учащимися:
а) по одному предложению (упражнение «плечо»);
б) чтение по одному абзацу хорошо читающими учащимися;
в) «жужжащее чтение» до конца текста.
- Почему у мальчика пропало настроение?
- Что огорчило Дениса?
VII. Работа в центрах
Центр письма
Найдите в тексте самое длинное слово и сосчитайте в нем количество гласных букв.
Ответ: кораблекрушение – 7 гласных.
Центр творчества
Придумайте продолжение рассказа. Используйте подсказки:
Прошло несколько месяцев. Денис каждый день (что делал?) ____________
Наконец наступил день (чего?) ______________
Денис приплыл (какой?) __________________
Все поздравляли (кого?) __________________
Центр чтения
Найдите в тексте юмористический отрывок и прочитайте его продолжение:
«Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это не трудно было…»
VIII. Проверка выполненных заданий. Оценка работы центра.
Один учащийся из центра оценивает общую работу:
«Мы работали дружно, сообща, старательно и поэтому справились с нашим заданием».
IX. Подведение итогов урока.
- Среди выдающихся пловцов нашего времени немало белорусских мастеров по плаванию и по прыжкам в воду. Иной раз кажется, что даже секундомеру не угнаться за быстрыми пловцами. Однако ему придется еще больше поторопиться на Олимпийских играх, ведь рекорды не ждут. А устанавливать их — вам и вашим ровесникам. В наше время секции плавания для будущих олимпийцев открыты повсюду, всегда сверкают дорожки бассейнов.
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Что нового вы узнали
на уроке?
- Кого мы можем похвалить за урок?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
X. Рефлексия
- Кому было интересно на уроке, вы узнали что-то новое, можем отправиться в плавание. Дети имитируют плавательные движения. Чем интереснее вам было, тем быстрее плывите. Кому было не интересно, скучно, те присели возле парт.
XI. Домашнее задание
Подготовить чтение рассказа В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй» по ролям.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.