Урок литературного чтения Учитель Ермолина М.К.
Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»
Тема: Волшебная тайна Моцарта (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
Цель: На примере произведения Г. Цыферова подвести учащихся к пониманию возможности каждого человека развивать в себе творческие способности.
Предметные результаты:
1. Познакомить учащихся с одним из произведений Г.Цыферова
2.Развитие умения работать со словарем урока
3.Развитие умения определять жанра сказки по определенным признакам и обосновывать свое мнение
Личностные результаты
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
3. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
4.Использовать словарь урока в активном словаре
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника заголовка и именем автора
3.Выполнять самопроверку и самооценку
4.Выполнять учебное задание используя эталон
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Этап урока |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент 2 мин |
Общая готовность детей к уроку. Концентрация внимания детей.
|
Внимательно рассмотрите фрагменты и ответьте на вопрос: Что их объединяет? Как можно назвать всё одним словом? Слайд 1
Что такое волшебство? О чем узнаем на уроке?
|
Волшебство
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация. Самоопределение к деятельности 5 мин |
Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; - думаю, что могу сделать или нет. Фиксирование затруднения или удивления, выражение их в речи, самостоятельное формулирование темы урока |
Узнали ли вы, кто изображён на этом портрете? Что вы знаете об этом человеке? Какой вопрос у вас возникает? Слайд 2 Тема урока: Волшебная тайна Моцарта»
|
. Моцарт
Что объединят Моцарта и волшебство? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом до чтения 5 мин |
Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. Антиципация чтения. Появление целей урока. |
Работа с ребусом Отгадав ребус, вы узнаете имя автора, который поможет нам ответить на этот вопрос.
Знакомы ли вы с этим автором. В каком жанре пишет Г.Цыферов? Что можем предположить о произведении, зная это.
Работа с тестом Сделай прогноз по произведению. Обведи ответ, который на твой взгляд, кажется верным
Зачитывание 2-3 прогнозов учащимися Что ждём от чтения произведения? |
Цыферов Геннадий
Пишет сказки о реальных предметах
1. Жанр произведения А) стихотворение Б) сказка В) рассказ Г) не могу ответить 2. Герои произведения А) маленький Моцарт Б) сверчок В) маленький Моцарт и Сверчок Г) не могу ответить 3. Действия в произведении происходят А) в стародавние времена Б) в наши дни В) не могу ответить
Что объединяет Моцарта и волшебство?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом во время чтения 15 мин |
Первичное восприятие текста Составление «маршрута» чтения» ( работа со словарными словами и выражениями) Составление словаря урока. самостоятельная формулировка вопросов по содержанию текста, ответы на вопросы с опорой на текст, аргументирование своей точки зрения.
Перечитывание текста
|
Работа с маршрутом чтения Прочитать произведение нам поможет маршрут чтения. Посмотрите на слова и выражения, на которых нам следует остановиться. Слайд 3
Начинаем работу
Работа со словарём урока Какое настроение возникло у вас после прочтения текста? Попробуем выбрать из текста слова, которые передают настроение произведения.
Составление вопросов по содержанию текста Проверим внимательность чтения. Составьте вопросы для одноклассников.
|
Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).
Вечерний час Волшебная Добрый Заиграл Прекрасно, прелесть Слух и сердце Улыбнулся Мелодия Знаменитый музыкант
Как начинался вечер в доме Моцартов? С кем встретился маленький Моцарт? Как встретил мальчика сверчок? Прочитай. Почему автор называет скрипку Сверчка волшебной? О чём мечтал мальчик, слушая музыку Сверчка? Почему рассердился маленький Моцарт? Как к этому отнёсся Сверчок? Сколько лет было Вольфгангу? Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Почему? Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды Сверчка? Какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? Почему именно ему?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физ.минутка |
|
Как же узнал Моцарт тайну? Давайте вспомним. Для этого выберем нужные движения и покажем, что делал маленький Моцарт в тот вечерний час. Слайд 4
|
Дремал Вдруг! Услышал звук.. Встал Поздоровался Воскликнул Рассердился и топнул ножкой Смутился |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом после чтения 10мин |
Концептуальная беседа по тексту
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Организация коллективной дискуссии. Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста.
Слушание музыкального произведения, творческое задание |
Работа с эталоном Какие из наших прогнозов оправдались. Свой ответ начините словами « Я считаю, что….. потому что…..» Слайд 5 О каком времени рассказывает автор? По заголовку В каком жанре написано это произведение. Докажите. Похожа ли эта сказка на большинство сказок? Почему?
Слушание музыки Хотите ли вы услышать музыку Моцарта? Слушая, попробуйте охарактеризовать её. В помощь вам я добавлю слова в наш словарь урока
солнечная необычная талантливая Работа с эталоном Поделитесь своими мыслями. Вставьте пропущенные слова и составьте характеристику музыке Моцарта. Я считаю,.. что музыка ___________, потому что, когда я её слушаю я представляю_________ Слайд 6 Музыка одна, а представления разные. Как вы думаете почему?
Попробуйте сейчас ответить на вопрос урока.
А мы можем стать волшебниками? Подумаем, в чем же? 1 ряд - в учебе 2 ряд - по отношению к другим людям 3 ряд - в творчестве
|
Устаревшие слова Содержание и герои
Сказка
Она не похожа на большинство сказок. Ведь Моцарт - не сказочный персонаж, он жил на самом деле.
Слушают В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Мир музыки, мир звуков - это всегда тайна, загадка. Всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, то есть передать в музыке свои мысли и чувства.
Ответы учащихся
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока, рефлексия |
Работа с эталоном Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся).
Организация подведения итогов урока учащимися. |
Подведем итог урока. В парах сформулируйте вывод по эталону. Помогут вам ваши знания и словарь урока. Слайд 7
Молодцы. А теперь Кто считает, что он узнал сегодня на уроке много нового покажет знак «Виктории» -победы. Прокомментируйте. Кто считает, что он готов стать волшебником дотронется до сердца. Прокомментируйте. Спасибо за откровенность.
|
На примере жизни и творчества……, мы можем убедиться, что каждый человек может стать……..
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Необходимый уровень Повышенный уровень Максимальный уровень
|
Слайд 8 1.Прочитать сказку по ролям 2.Познакомиться со сказками Г.Цыферова о маленьком Моцарте 3.Узнать факты из жизни Моцарта
|
Выбор домашнего задания |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.