Шишкина Светлана Ивановна
МБОУ СОШ № 56, учитель начальных классов
Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся начальной школы
Аннотация:
В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам осуществления естественнонаучного образования.
Ключевые слова: проектно- исследовательская работа, научно -исследовательская деятельность, урочная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, развитие, исследование, проект, образование, стандарты.
Естественнонаучная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является метод проектов, который ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
В последние годы в образовании все чаще поднимается вопрос о важности и необходимости естественнонаучного образования, в том числе в начальной школе, которая формирует фундамент образования человека.
Интеграция основ естествознания, с одной стороны, и компонентов социальной науки – с другой, является очень значимой сферой образовательного процесса в начальной школе. При этом дети не только любят деятельность, основанную на научных методах и результатах исследований природы от простого наблюдения до примитивной обработки данных, но и сама эта деятельность стимулирует их интерес к природе и окружающей среде.
В результате решаются задачи: обучающие: дать возможность освоить основные этапы работы над проектом, типы проектов, критерии оценивания;
развивающие: развивать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и намечать пути ее решения, навыков работы в команде.
Одна из основных целей – формирование естественнонаучной грамотности и достижение метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО.
Формирование естественнонаучной грамотности во многом совпадает с задачей реализации требований ФГОС к результатам образования приобретение опыта применения научных методов познания; умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Естественнонаучная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
Основные компетентности, определяющие естественнонаучную грамотность: понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или естественнонаучного метода познания); умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения; умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.
Данные компетентности характеризуют новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями. Владение метапредметными естественнонаучными умениями позволяет успешно реализовать их на любом предметном материале.
Данные задачи предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям самого учителя. Очевидно, что учебная деятельность должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование изменений; формулирование выводов на основе имеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования;
Метод проектов как раз и позволяет осуществлять данные виды деятельности. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В МБОУ СОШ №56 проектная деятельность осуществляется согласно Положению о проектно-исследовательской деятельности. Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно- воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации. Направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
Цель проектно-исследовательской деятельности: создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации
Опираясь на основные компетентности, определяющие естественнонаучную грамотность, можно выделить следующие группы заданий:
«Как узнать?». Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, т.е. способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику предлагают найти способы установления каких-то фактов, определения физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования проблемы.
«Попробуй объяснить» соответствует группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определенном объеме научных знаний, но и способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и дается объяснение или описание.
«Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путем прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам.
Еще один общий для всех предметов вид заданий – это задания, формирующие читательскую грамотность, или читательскую компетентность, т.е. набор умений, которые обеспечивают понимание текстов различного содержания. К текстам относятся как обычные вербальные тексты, так и графики, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы. Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого «смысловое чтение». Сформированность читательской грамотности является необходимым условием и фундаментом для других видов функциональной грамотности в том числе естественнонаучной грамотности. Эти задания можно назвать «О чем тут говорится?»
Сгруппированные по видам деятельности и соответствующим рубрикам задания можно предлагать учащимся как на уроке, так и в качестве домашних заданий.
Учитель, который ставит задачу формирования естественнонаучной грамотности учащихся, сам должен обладать набором компетентностей. Только при этом условии он сможет целенаправленно использовать задания по естественнонаучной грамотности в учебном процессе и, тем более, самостоятельно разрабатывать такие задания, направленных на формирование естественнонаучной и читательской грамотности учащихся, так называемых компетентностно-ориентированных заданий.
Интеграция основ естествознания, с одной стороны, и компонентов социальной науки – с другой, является очень значимой сферой образовательного процесса в начальной школе. При этом дети не только любят деятельность, основанную на научных методах и результатах исследований природы от простого наблюдения до примитивной обработки данных, но и сама эта деятельность стимулирует их интерес к природе и окружающей среде.
В начальной школе такой процесс, в первую очередь, происходит на уроках предмета «Окружающий мир». На уроках, уже в 1 классе, дети не просто изучают информацию об окружающем их мире, а знакомятся с первыми способами познания этого мира: учатся наблюдать, задавать вопросы, искать ответы в книгах. А уже второклассники учатся планировать и проводить эксперимент: выдвигать гипотезы, проводить опыт с контрольной и экспериментальной группой, наблюдать за ходом эксперимента. Третьеклассники уже учатся фиксировать результаты опытов, наблюдений в различных формах: текст, таблица, диаграмма, карта, схема, модель, рисунок.
В своей практике эффективно реализую различные виды проектов. В первом классе на уроках проектная деятельность учащихся носит подготовительный характер т.к. ученики ещё не умеют читать и писать, а также не обладают в достаточной мере такими психологическим операциями как анализ, синтез. Поэтому все проекты носят творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей интерес к поставленной проблеме. Опираясь на помощь родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Проекты в первом классе носят кратковременный характер.
Во втором классе уровень знаний учащихся существенно возрастает, а следовательно расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом.
В классе учатся дети с разными способностями и возможностями, а следовательно необходим дифференцированный подход. Объём проектной работы, её сложность, доля самостоятельности ученика – всё это определяю для каждого ребёнка индивидуально.
По сравнению со 2 классом, в 3 классе проектная деятельность больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа участников вносят свой вклад.
В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. В дальнейшем каждый ученик выполняет свою проектную работу.
Анализ полученных результатов по проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира показал, что повысился уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности: решение проблем (постановка проблем, целеполагание, планирование и оценка результата), информационная (поиск и обработка информации), коммуникативная (устная презентация, продуктивная коммуникация – работа в группе). Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведёт к развитию коммуникативных навыков, создаётся обстановка общей увлечённости. Каждый ученик вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.
Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых естественнонаучных компетенций учащихся.
В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса
Естественнонаучное образование не может в полной мере реализоваться только на уроках. В начальной школе реализуется ряд программ внеурочной деятельности. В нашей школе реализуется курс «Учусь создавать проекты». Данная программа помогают повысить интерес ребят к исследовательской и проектной деятельности, а также выявлять детей, проявивших интерес к такой деятельности.
Ученики, владеющие исследовательским опытом, умеют наблюдать, экспериментировать, доказывать и проверять гипотезы, сотрудничать с учителем и одноклассниками, работать в группе, планировать деятельность, у них расширяется кругозор.
Проектно – исследовательская деятельность учит детей ставить и решать проблемы, которые, в свою очередь, требуют приобретения новых знаний и умений в рамках самостоятельного или совместного со взрослыми исследовательского поиска. Такая деятельность решает не только задачи естественнонаучного образования, но и раскрывает личность ребенка, повышает уверенность в себе, интерес к учебной деятельности, помогает ученикам чувствовать себя спокойнее в нестандартных ситуациях, повышает познавательный и творческий интерес.
Как правило, большинство исследовательских работ имеет естественнонаучную направленность. Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей любят изучать природу, мир вокруг. Учащиеся нашей школы имеют возможность делиться опытом не только с одноклассниками, но и другими ребятами общеобразовательных учреждений района и региона, принимают участие в конкурсах проектов «Хочу всё знать!», научно-исследовательских конференциях различного уровня.
В процессе естественнонаучного образования осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения. Использование исследовательской деятельности в учебном процессе помогает усилить индивидуализацию обучения, позволяет решать и такие задачи, как дальнейшее развитие у школьников коммуникативных, организаторских способностей; функциональной грамотности.
Список источников и литературы
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010
2.Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностноориентированного образования: метод. пособие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ. шк. - Самара: Учебная литература, 2006.
3.Н.В.Матяш, В.Д. Симоненко. «Проектная деятельность младших школьников». Москва изд. Центр «Вентана- Граф». 2002 г.-103 с.
4.Понятовская Ю.Н. Методическое пособие по курсу «Здоровое питание от А до Я»
5.Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов /Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.
6.Сборник примерных программ для начальной школы/ Под ред. А.Б. Воронцова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 384 с.
7.Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA Пентин А. Ю. , Ковалева Г. С. , Давыдова Е. И. , Смирнова Е. С.
(https://vo.hse.ru/data/2018/03/26/1164862749/04%20Pentin.pdf, дата обращения 17 мая 2020г)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.