Комитет по образованию Псковской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
“Псковский областной институт повышения квалификации работников образования”
УТВЕРЖДЕНО
решением Учёного совета
ГБОУ ДПО ПОИПКРО
от “__” __________ 2022 г.
Председатель Учёного совета
О.В. Урсова
______________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
повышения квалификации
«Функциональная грамотность младших школьников»
(72 часа)
Составители (или авторы):
Н.В.Чернушевич, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО ПОИПКРО, заслуженный учитель РФ
Псков
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ 4-6
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 6-8
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8-12
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ 12-15
5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 15
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 15
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 15-16
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 16-19
Актуальность
В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Особенностью современного этапа развития образования в мире, в том числе и в России, является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, процессам, предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности. Особенность функциональной грамотности состоит в том, что она касается любого обучающегося в начальной школе, независимо от места нахождения образовательной организации, условия обучения, уровня индивидуального развития ребенка. Принципиально важно понимание того, что функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта учащегося. Сущность грамотности – не сами знания, а четыре главные способности школьника: применять полученные знания, добывать новые знания и оценивать своё знание – незнание, готовность к самообразованию (применяю – добываю – оцениваю – готов к саморазвитию).
Однако прежде чем говорить о повышении уровня функциональной грамотности, следует определить, что подразумевается под данным понятием и каким образом можно изменять его уровень.
Программа повышения квалификации ориентирована на совершенствование профессиональных компетенций педагога по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов с учетом требований ФГОС, в рамках проведения оценки качества образования по повышению уровня функциональной грамотности школьников.
Краткая характеристика затруднений и профессиональных потребностей педагогов
Все перечисленные выше аспекты являются основанием для реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Функциональная грамотность младших школьников».
Дополнительная профессиональная программа «Функциональная грамотность младших школьников» разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Дополнительная профессиональная образовательная программа реализуется в объеме 72 академических часов.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
- Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ № 287 от 31.05.2021)
- Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- Национальной системой учительского роста.
Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций в области - Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Совершенствуемые компетенции:
1. Способность к творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения для реализации задач урока.
2. Умения целеполагания, планирования, рефлексии организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям:
Обобщённые трудовые функции |
Трудовые функции, реализуемые после обучения |
Код |
Трудовые действия |
Код А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего образования |
Общепедагогическая функция. Обучение |
А/01.6 |
Отбирать и структурировать содержание обучения, включать дополнительные дидактические единицы (в том числе сообщения средств массовой информации) в структуру школьных курсов по предметам начальной школы |
Воспитательная деятельность |
А/02.6 |
Выявлять воспитательный потенциал учебного предмета на уроках и во внеурочной деятельности школьников по предметам начальной школы (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология) включать его в рабочие программы |
|
Развивающая деятельность |
А/03.6 |
Учитывать возможности учебных предметов для развития универсальных учебных действий, как основы формирования функциональной грамотности |
|
Код В Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
Педагогическая деятельность по проектированию программ начального общего образования |
B/03.6 |
Проектировать новое учебное содержание |
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:
Знать:
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за
рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
- Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей - Владеть ИКТ компетентностями |
Уметь:
- Применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
- Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно- практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста
Дополнительная профессиональная программа предполагает:
− использование входной диагностики, с помощью которой определяется уровень Педагог, выявляются «точки роста»;
− распределенный контроль по разделам программы, по результатам которого для каждого слушателя определяется индивидуальная образовательная траектория, соответствующая его педагогическому мастерству и условиям образовательной организации;
− использование итоговой диагностики, с помощью которой определяется уровень «приращений» в знаниях и умениях слушателей, совершенствуемых компетенциях по результатам обучения.
Каждый раздел программы предполагает обязательное время на индивидуальную или групповую рефлексию; для преподавателя итоги рефлексии группы становятся основой для корректировки методов обучения и дают возможность осуществления обратной связи со слушателями.
Предполагается открытое (для всех членов группы) размещение результатов учебного продвижения, что позволит корректировать свои результаты, а также мотивировать слушателей к более успешному освоению курса. Оцениваются индивидуальные и групповые результаты.
Категория слушателей – педагоги начальных классов общеобразовательных организаций.
Форма обучения: очно-заочная.
Содержание курса |
||||||
№ п/п |
Наименование разделов (модулей) и тем |
Всего часов |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Самостоятельная работа, час |
Формы контроля |
|
Лекция, час |
Интерактивное (практическое) занятие, час |
|||||
1. |
Диагностика компетенций (входное тестирование) |
2 |
|
|
2 |
Входное тестирование |
2. |
Модуль 1. Основы законодательства Российской Федерации в области начального общего образования |
2 |
2 |
|
|
|
3. |
Модуль 2. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения в начальной школе. |
6 |
2 |
|
4 |
|
4. |
Модуль 3. Методы и принципы формирования функциональной грамотности в начальной школе |
6 |
2 |
|
4 |
|
5. |
Модуль 4 Методы и приемы формирования читательской грамотности младших школьников |
12 |
2 |
2 |
8 |
Практическая работа №1 |
6. |
Модуль 5. Методы и приёмы формирования математической грамотности младших школьников |
12 |
2 |
2 |
8 |
Практическая работа №2 |
7. |
Модуль 6. Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности младших школьников |
12 |
2 |
2 |
8 |
Практическая работа №3 |
8. |
Модуль 7. Методы и приёмы формирования финансовой грамотности младших школьников |
12 |
2 |
2 |
8 |
Практическая работа №4 |
9. |
Промежуточная аттестация |
2 |
|
|
2 |
Тестирование |
10. |
Модуль 8. Технологии оценивания уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников |
4 |
2 |
|
2 |
|
11. |
Итоговая аттестация |
2 |
|
|
2 |
Итоговый тест |
|
Всего часов |
72 |
16 |
8 |
48 |
|
Диагностика компетенций (2 часа) - Диагностика в виде тестовой работы с целью определения базовой компетентности слушателя курсов в области методики формирования и оценивания читательской грамотности в процессе обучения разным учебным предметам по НОО.
Не оценивается
Модуль 1. Тема «Основы законодательства Российской Федерации в области начального общего образования» (2 часа).
Краткое содержание темы: Государственная политика в сфере образования. Основы Законодательства Российской Федерации в области образования младших школьников. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Специфика содержания ФГОС начального общего образования. Особенности введения ФГОС начального общего образования. Нормативные документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС начального общего образования.
Модуль 2. Тема «Функциональная грамотность как планируемый результат обучения в начальной школе» (6 часов).
Краткое содержание темы: Основные понятия функциональной грамотности. Функциональная грамотность и оценка качества образования. Предпосылки развития функциональной грамотности обучающихся. Виды функциональной грамотности
Задание не оценивается
Модуль 3. Тема «Методы и принципы формирования функциональной грамотности в начальной школе» (6 часов).
Краткое содержание темы: Сравнение методов, приемов и техники работы с письменным текстом. Обзор и краткая характеристика методов и средств формирования функциональной грамотности школьников. Дидактические характеристики заданий. Информационные модели задач, интерпретация задач, позиционная задача.
Самостоятельная работа. Отработка умения по конструированию дидактического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности младшего школьника. Характеристика интергративных и предметных компонентов функциональной грамотности.
Задание не оценивается
Модуль 4. Тема «Методы и приемы формирования читательской грамотности младших школьников» (12 часов).
Краткое содержание темы: Практическая работа: Отработка умений по использованию приёмы работы с текстом и её содержанием. Проектирование диагностических работ; инструментарий формирующего оценивания для начальной школы. Дидактико - методический анализ заданий на проверку функциональной грамотности.
Перечень практических занятий
№ темы |
Наименование практического занятия |
Количество часов |
4. |
Практическая работа 1 |
2 |
Промежуточная аттестация, практическая работа –
Чек-лист промежуточной аттестации ЧГ
Задание 1. Выберите любое понятие курса и распакуйте его, используя любой графический способ. Например, денотатный графhttps://clck.ru/YUAFZ
Задание 2. Выберите текст, с которым Вы планируете работать с учениками. Разработайте фрагмент урока работы с этим текстом, используя стратегии смыслового чтения
Сценарий фрагмента урока по формированию читательской грамотности.
Автор урока |
|
|
|
Предмет |
|
|
|
Класс |
|
|
|
Тема |
|
|
|
Цель |
|
|
|
Формируемые читательские умения |
|
|
|
Этапы урока / этапы работы с текстом |
Действия (задания и вопросы) учителя |
Действия ученика |
|
Предтестовый |
|
|
|
Текстовый |
|
|
|
Послетекстовый |
|
|
|
Задание оценивается баллами
Модуль 5. Тема «Методы и приёмы формирования математической грамотности младших школьников» (12 часов)
Краткое содержание темы: Практическая работа. Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности. Математические методы; владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений. Методика построения урока математики направленного на формирование математической функциональной грамотности младшего школьника. Задача слушателя проектирование диагностических работ; инструментарий формирующего математической функциональной грамотности оценивания для начальной школы.
Перечень практических занятий
№ темы |
Наименование практического занятия |
Количество часов |
5 |
Практическая работа 2 |
2 |
Промежуточная аттестация, практическая работа –
Чек-лист промежуточной аттестации МГ
Задание1. Прочитайте текст
Катя собирается лететь на самолете. Она рассчитывает, что вес ее одежды будет не более 3-х кг. Подбери комплект одежды так, чтобы в него входили 5 предметов: блузка, пиджак, туфли, юбка и брюки. В ответе укажи номера предметов одежды. 1.Подчеркните или впишите верный ответ.
№ |
Предмет одежды |
Вес (г) |
1. |
Юбка |
600 |
2. |
Брюки |
750 |
3. |
Костюм: пиджак и юбка |
1200 |
4. |
Костюм: пиджак и брюки |
1300 |
5. |
Костюм: блузка и юбка |
750 |
6. |
Блузка |
250 |
7. |
Пиджак |
500 |
8. |
Туфли |
900 |
Задание 2.
Заполните таблицу вопросами разного уровня сложности для учеников 4 класса , используя предложенное задание:
Иван Владимирович выращивает яблоки трех сортов: Мечта, Богатырь, Медуница. Каждый сорт он выращивал на отдельном участке в течение 4 лет. Иван Владимирович заносит количество килограммов урожая, которое он получает с каждого участка за год.
Задание оценивается баллами
Модуль 6. Тема «Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности младших школьников» (12 часов)
Краткое содержание темы:
Практическая работа. Проектирование диагностических работ; инструментарий формирующего оценивания для начальной школы; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанных естествознанием. Классификация проблемных ситуаций. Формулировка задач. Дидактико-методический анализ заданий на проверку функциональной грамотности
Перечень практических занятий
№ темы |
Наименование практического занятия |
Количество часов |
6 |
Практическая работа 3 |
2 |
Промежуточная аттестация, практическая работа –
Чек-лист промежуточной аттестации Е-НГ
Задание. используя предложенный текст, составить задания разного уровня для учеников. Задания вписать в таблицу
Петя получил задание в школе вести дневник наблюдения за погодой в течение мая месяца. Он измерял температуру воздуха на улице и отмечал этот показатель на координатной плоскости ежедневно. Он ставил напротив каждого дня точки, соответствующие температуре в этот день, затем соединил точки между собой последовательно. Получился график температуры.
![]() |
Логические приемы |
Примеры заданий |
1. уровень - знание |
|
2. уровень - понимание |
|
3. уровень - применение |
|
4. уровень - анализ |
|
5. уровень - синтез |
|
6. уровень - оценка |
Задание оценивается баллами
Модуль 7. Тема «Методы и приёмы формирования финансовой грамотности младших школьников» (12 часов)
Лекции- 2 часа.
Содержание лекции - Основы финансовой грамотности: концептуальные основы. Содержание преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе. Современные подходы, принципы и методы преподавания основ финансовой грамотности.
Интерактивное практическое занятие – 2 часа
Содержание- Современные практики преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе в соответствии с требования ФГОС НОО.
Самостоятельная работа - 6 часов
Практическая работа -2 часа.
Промежуточная аттестация – тестовая работа
Модуль 8. Тема «Технологии оценивания уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников» (4 часа)
Содержание лекции: модели оценивания функциональной грамотности; методы и приемы формирующего оценивания; проектирование диагностических работ; инструментарий формирующего оценивания для начальной школы . Лекция. Независимая международная оценка уровня функциональной грамотности - Международное сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования – TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study); – Международная оценка образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment).
Самостоятельная работа· -2 часа
1) Содержание дистанционного обучения: функциональная грамотность и оценка качества образования; система оценивания уровней формирования функциональной грамотности младших школьников; способы объективной оценки предметных и метапредметных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста; формирующее оценивание; контроль динамики развития функциональной грамотности младшего школьника (педагогическая диагностика).
2) Формы организации дистанционной работы: слайд-презентации, практические задания, тестирование.
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Развитие готовности успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможности решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности, способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества, совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися Программы и является обязательной для завершающих обучение.
Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении соответствия результатов освоения Программы заявленным целям и планируемым результатам обучения. К итоговой аттестации допускается обучающийся, в полном объеме выполнивший учебный план по ДПП
Итоговое тестирование. Примерные вопросы
1.Какое из определений, на ваш взгляд, раскрывает понятие функциональной
грамотности
А. это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Б. это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать,
оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
В. это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные связи, стремление к дальнейшему образованию.
Г. способность применять все полученные в процессе учебы и жизни знания для
решения повседневных задач, успешно функционировать в современном обществе
2.Из какого официального источника взята эта цель: «Цель - качество образования,
которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном
исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …»
А. Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года».
Б. Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы)
(УТВЕРЖДЕНА постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот26 декабря
2017 г. № 1642).
В. Нет варианта
3 .Какое направление было приоритетным в исследовании PISA-2021?
А. читательская грамотность;
Б. математическая грамотность;
В. естественно-научная грамотность;
Г. глобальные компетенции;
Д. креативное мышление;
Е. финансовая грамотность.
обучающихся
4. Назовите новое исследование PISA – 2021 для 15-летних обучающихся
А. глобальные компетенции;
Б. читательская грамотность;
В. Естественно-научная грамотность;
Г. финансовая грамотность.
Д. креативное мышление;
5. В Российской Федерации данное исследование проводится ежегодно в соответствии с
Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся и проводится вне основного этапа проведения исследования, которое имеет 3-летний цикл:
Г. Общероссийская оценка по модели PISA – «PISA For Schools» («PISA для школ»)
6. С 2019 по 2024 год оценка качества по модели PISA - исследование, являющееся частью
реализации национального проекта «Образование» по направлению «Современная
школа», будет проведена в каждом субъекте Российской Федерации. В каком году в
Псковской области проведена региональная оценка общего образования по модели PISA?
А. в 2020 году;
Б. в 2021 году;
В. в 2022 году;
Г. в 2023 году;
7. Региональная оценка по модели PISA состоит из двух составляющих: проведения
социологических опросов образования в образовательной организации и компьютерное тестирование обучающихся. Назовите основные составляющие функциональной грамотности, по которым оценивают школьников:
А. читательская грамотность;
Б. критическое мышление;
В. креативное мышление;
Г. естественнонаучная грамотность;
Д. математическая грамотность.
8. Как называются задания для коллективного выполнения, появившиеся в PISA в
2015 году? В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве
партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать,
анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать,
переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует
с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.
А. коллаборативные
Б. коммуникативные
В. альтернативные
Г. креативные?
9. Читательская грамотность. Выберите из предложенных вариантов те характеристики текстов, которые говорят об их структуре:
А. описание;
Б. несплошные
В. сплошные;
Г. повествование;
Д. смешанные;
Е. множественные (составные).
10. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю
необходимо им предложить
А. нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы
из реальной жизни;
Б. задания повышенного уровня сложности из школьного учебника;
В. олимпиадные задания;
Г. творческие задания?
12. Выполните задание высокого уровня из демонстрационного варианта диагностической работы для учащихся 5 классов « Глобальные компетенции»
Гости заключительного концерта не только хвалили, но и критиковали проект.
Одна гостья сказала: «Думаю, что не нужны современному человеку народные
обычаи и традиции».
Придумайте примеры двух ситуаций, которые
подтверждают, что знание обычаев и традиций других народов может помочь
современному человеку.
Пример 1.____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пример 2._____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Для выполнения итогового задания даётся 3 попытки. Задание считается выполненным при условии верного решения 10 из 12 заданий теста
Период обучения 17 октября 2022 года – 06 ноября 2022 года |
|
Очная форма (с ДОТ) |
Заочная форма (с ДОТ ) |
ЛЗ, ПЗ |
СР, ПА, ИА |
16 часов |
56 часов |
Календарный учебный график заполнен с помощью условных обозначений:
ЛЗ – учебные занятия;
СР – самостоятельная работа слушателей;
ПР – практическая работа;
ПА - промежуточная аттестация;
ИА – итоговая аттестация.
Для проведения занятий привлекаются сотрудники кафедры дошкольного и начального образования.
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий |
Вид занятий |
Наименование оборудования, программного обеспечения |
Лекционная аудитория РЦДО Методический кабинет ПОИПКРО
|
Лекция, практическое занятие, консультация, самостоятельное изучение теоретических материалов, выполнение промежуточного и итогового заданий |
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, доска, веб-камеры, система дистанционного обучения Moodle |
Нормативные документы
1. «Образование» : паспорт национального проекта : [президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 08.10.2022)
2. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся : приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 6 мая 2019 года: [с изменениями от 24 декабря 2019 года. № 1718/716. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095/ (дата обращения : 08.10.2022)
3. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста : распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р. — URL: http://static.government.ru/media/files/QOjrSM8iUrAZ2bsImiNyGh0vKn0SjSAF.pdf (дата обращения: 08.10.2020).
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» с изменениями от 06.02.2020.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286.
Основная литература
1.Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 80 с.
2.Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность» / [Е.Л. Рутковская,А.В.Половникова, Е.С. Королькова, А.А. Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 56 с.
3.Особенности ознакомления младших школьников с международными исследованиями: сборник материалов для обучающихся начальной школы, включающий систему заданий и упражнений, диагностический инструментарий, методические рекомендации / под редакцией Л.В. Серых, С.А. Пульной, Г.А. Репринцевой. – Белгород, 2019. – 72 с.
4.Технологии формирования функциональной грамотности младших школьников : методическое пособие / А.А. Бучек, Л.В. Серых, С.А. Пульная, Г.А. Репринцева. – Белгород : ООО «Эпицентр», 2020. – 364 с.
5.Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности; Ковалёва Г. С.; Вестник образования Российской Федерации. – 2019г. - №163.
6.Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя; Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., М.И.Кузнецова и др.; под ред. Виноградовой Н.Ф. – М: Российский учебник: Вентана – Граф, 2018г. 288 с.
7.Формирование читательской грамотности в начальной школе: учебно – методическое пособие; Мостова О.Н., Шило Т.Б., Никитина О.З.; под ред. Мостовой О.Н., Кочановой А.Н. – СПб: ЛОИРО, 2019г. 133 с.
8.Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с
Дополнительная литература
1.Аркадьева, О. В. Реализация метапредметного подхода на уроках русского языка в условиях цифровизации / О. В. Аркадьева. – Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 11. - С. 31-34.
2.Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А. Е. Жумабаева, А. Б. Ы. Ы. Тоқан // Образование в XXI веке : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356
3.Карачевцева, А. П.Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника средствами интерактивной образовательной платформы "учи.ру" / А. П. Карачевцева // Педагогический поиск. - 2019. - № 5. - С. 6-9.
4.Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.- 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
5.Кулаева, Г. М. Учим читать цифровой текст на уроках в начальной школе / Г. М. Кулаева. – Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 11. - С. 40-43.
6.Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся [Текст]: сборник методических рекомендаций / Авт.-сост. О.Н. Бершанская, Т.Ю. Ерёмина, Г.А. Кобелева, Н.В. Носова, С.А. Окунева, А.В. Ряттель. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 135 с.
7.Мусс,Г. Н. Потенциал учебных предметов в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий / Г. Н. Мусс. – Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 5-11
8.Пичугин, С. С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики : современ. дидактические инструменты учителя нач. классов / С. С. Пичугин. – Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 38-46
9.Современные образовательные технологии: Практика формирования функциональной грамотности учащихся в условиях реализации новых предметных концепций (г. Лесосибирск, 9-10 ноября 2021 г.) – Лесосибирск, 2021. - 178 с
10.Царегородцева, Е. А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.
Электронные обучающие материалы. Интернет-ресурсы
1. Министерство просвещения Российской Федерации официальный сайт. – Москва. – URL: https://edu.gov.ru/
2.Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.