Анализ занятия педагога дополнительного образования (методическая разработка)

  • Повышение квалификации
  • Особые потребности
  • doc
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка составлена с целью оказания помощи педагогическим и методическим работникам в организации и проведении методического контроля посещаемых занятий. Разработка содержит в себе описание методики посещения и анализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы анализа и самоанализа учебного занятия. Методическая разработка составлена для методистов и педагогов учреждений дополнительного образования.
Иконка файла материала методичка по анализу занятия.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ занятия педагога дополнительного

образования

(методическая разработка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная методическая разработка составлена с целью оказания помощи педагогическим и методическим работникам в организации и проведении методического контроля посещаемых занятий. Разработка содержит в себе описание методики посещения и анализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы анализа и самоанализа учебного занятия. Методическая разработка составлена для методистов и педагогов учреждений дополнительного образования.


Содержание

1. Введение……………………………………………………….…4

2. Основные требования к современному занятию……………....5

3. Подготовка к посещению занятия………………………………6

4. Методика посещения и анализа занятия……………………….10

5. Вопросник для анализа занятия. Вариант 1……………………13

6. Вопросник для анализа занятия. Вариант 2……………………14

7. Схема самоанализа учебного плана…………………………....15

8. Схема анализа учебного занятия методистом………………...17

9. Схема анализа воспитательного мероприятия………………..18

10. Заключение………………………………………………….…19

11. Список литературы…………………………………………....20

 

Введение

 

Анализ занятия — важнейший компонент контроля за деятельностью педагога, за качеством знаний обучающихся. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу педагога, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в учебно-воспитательном процессе, подготовить обмен опытом.

Судить о работе преподавателя по одному занятию (хорошему или плохому) невозможно. Более полное представление о его педагогическом мастерстве даёт посещение 3-4 занятий.

Анализ занятия должен быть направлен на усовершенствование учебного процесса, выполнение мероприятий по улучшению качества получаемых обучающимися знаний, оказание методической помощи педагогам, не имеющим педагогического образования, молодым специалистам, оказание помощи или поддержки в творческих поисках более опытным педагогам, выявление, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.

Цель данной методической разработки: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий.

Данная методическая разработка может быть использована методистами и педагогами дополнительного образования при подготовке и проведении анализа или самоанализа занятий.


Основные требования к современному занятию

 

Занятие – основная форма организации учебного процесса. От его качества зависит степень усвоения учебного материала обучающимися. Оно должно отвечать следующим требованиям:

- Чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей.

- Единство образовательных и воспитательных задач.

- Определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки обучающихся. На выполнение поставленных задач, отрицательно сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объём.

- Выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности обучающихся, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению.

- Формирование у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

- Осуществление межпредметных связей.

- Связь теоретических знаний с практикой.

 

Подготовка к посещению занятия

 

К посещению занятия необходимо тщательно подготовиться, а именно:

- просмотреть календарно-тематический план педагога и ознакомиться с соответствующим разделом программы.

- ознакомиться с анализом ранее посещённых занятий того преподавателя, к которому запланировано пойти на занятие.

Посещения занятий следует строить тематически, а не просто из соображений количества и очерёдности проверок, как это нередко бывает. Тематические посещения занятий могут быть трёх видов, охватывать три основные группы тем посещения:

·      Темы общепедагогического содержания, например, организация занятия, формирование интереса к изучаемому материалу и др.

·      Проверка состояния преподавания и уровня усвоения программного материала.

·      Проверка работы отдельных педагогов; проверка и оказание помощи начинающим педагогам.

 

При посещении занятий методист ставит перед собой определённую цель. Нельзя формулировать цель таким образом, чтобы она навязывала педагогу определённую систему деятельности, заставляла его «подстраиваться» под проверяющего. Когда, например, говорится, что целью проверки является изучение использования на занятии технических средств обучения или, например, элементов программированного обучения, то такая постановка вопроса сама по себе является фактором навязывания преподавателю определённой системы деятельности. Об использовании ТСО и элементов программированного обучения можно судить только по итогам как минимум полугодия. В качестве целей посещения и анализа подходят цели, отражающие основные направления деятельности педагога, основные учебно-воспитательные задачи, решаемые им в ходе занятия, например:

·           Общее ознакомление с методами работы педагога;

·           Изучение форм, методов и средств формирования ЗУН на занятии;

·           Контроль за качеством преподавания и качеством знаний;

·           Изучение документального обеспечения учебного процесса;

·           Контроль выполнения тематического плана, календарно-тематического плана;

·           Изучение УМК (учебно-методического комплекса);

·           Изучение приёмов, стимулирующих активность и самостоятельность детей на занятии;

·           Использование физминуток на занятии;

·           Использование игровых моментов на занятии (для дошкольного и младшего школьного возраста);

·           Изучение роли педагога в создании микроклимата на занятии.

 

Так же анализируется место данного занятия в системе занятий и его структура. В ходе анализа следует обратить внимание на:

  • Связь с предыдущим и последующим материалом.
  • Целесообразность и обоснованность избранного типа и структуры занятия.
  • Рациональность распределения времени между отдельными элементами занятия.

 

Посещающий занятие методист должен рассмотреть деятельность обучающихся на занятии. Анализируя все виды деятельности обучающихся на занятии, подчёркивается:

  • активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы обучающихся;
  • эмоциональная вовлечённость обучающихся;
  • развитие специальных навыков и умений;
  • уровень культуры, рациональности и эффективности труда обучающихся;
  • уровень организованности и дисциплинированности.

При анализе следует обратить внимание на организацию занятия, к которой предъявляются следующие требования:

  • организационная чёткость занятия, рациональность использования времени, умение дорожить каждой минутой.
  • наличие обратной связи с обучающимися и её уровень, организация контроля за деятельностью обучающихся на занятии.
  • методы активизации обучающихся на занятии и интенсификации учебного процесса.
  • умелое обращение с ТОО и специальным оборудованием,
  • состояние документации (КТП, планов-конспектов занятий, журнала),
  • выполнение основных психологических и гигиенических требований к занятию,
  • умение владеть группой, дисциплина обучающихся, причины её нарушения.

 

Методист, посещающий занятие, должен оценить профессиональные качества и культуру педагога.

Педагог – руководитель и организатор учебного и воспитательного процесса. Поэтому при анализе занятия необходимо отметить:

  • владение педагогом материалом, умелое использование межпредметных связей.
  • качество речи педагога:  оптимальность темпа, чёткость дикции, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
  • педагогическая культура, построение взаимоотношений с обучающимися, такт и внешний вид преподавателя.

В заключении анализа даётся оценка занятия, при определении которой следует исходить из основных требований к современному занятию.

В результате проведённого анализа должны быть сделаны выводы и предложения, даны конкретные указания, как закрепить и усовершенствовать то положительное, что было на занятии, избежать в дальнейшем, недостатков.

Очень важно, чтобы схема анализа занятия была доступна для педагога до момента планирования и проведения занятия. Педагог вправе знать, какие требования будут ему предъявлены проверяющим после посещения занятия. Следует стремиться к тому, чтобы выполнялось единство требований всех проверяющих в данном учебном заведении.

 

Методика посещения и анализа занятия

 

Наблюдая занятие, методист должен быть корректным, доброжелательным к педагогу, придерживаться определённых правил поведения. Входить и выходить из учебного помещения можно только после окончания занятия вместе с педагогом. Появление посещающего после начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание обучающихся. Поэтому лучше садиться за последнюю парту или стол. Это одновременно даст возможность наблюдать за работой всей группы детей, определить, насколько чётки и ясны изображения на доске, наглядности, как прослушивается голос педагога.

Во время объяснения педагога нельзя заниматься просмотром заданий, выполняемых обучающимися. Недопустимо вмешиваться в работу педагога, исправлять его ошибки во время занятия.

Посещающий должен проконтролировать занятие полностью, от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Ценность заключения по посещённому занятию зависит не только от умения наблюдать, но и от умения фиксировать свои наблюдения. Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий педагога и обучающихся, успеха не имеют. Занятие - органическое целое, и фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности педагога и обучающихся.

Другой вопрос, что при анализе занятия, в зависимости от цели этого анализа, можно рассмотреть и один какой-то определённый вид деятельности педагога или обучающихся, например, методика опроса, развитие навыков самостоятельной работы и пр.

 

На занятии производится только черновая запись, наблюдения записываются без определённой системы, по мере восприятия.

После занятия педагогу могут быть заданы вопросы для уточнения отдельных неясных моментов занятия. Затем уже можно приступить к обработке своих заметок по занятию. Анализ занятия должен, в первую очередь, раскрывать содержание занятия, его научно-методическую выдержанность, соответствие программе, а затем уже переходить к характеристике методических приёмов и общей организации занятия.

После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с педагогом, в которой следует остановиться, главным образом, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы педагога требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приёмов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым педагог владеет и с помощью которого добивается успеха. В результате проведённой беседы с педагогом должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы данного педагога, что хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Анализ занятия проводится в день контроля или, как исключение, на следующий день. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированны и тактичны. Сделанные при посещениях выводы докладываются на педагогических советах или на заседаниях цикловых комиссий.

Ход беседы с преподавателем по подведению итогов проверки рекомендуется проводить по следующему плану:

1. Вступительное слово руководящего анализом методиста. Сообщение цели, стоящей перед анализом данного занятия.

2. Краткий отчёт педагога, проводившего занятие, о степени выполнения намеченного плана и достижения поставленных им целей и задач. Педагог сообщает о том, какой новый элемент введён им в процесс

 

обучения и воспитания обучающихся, какими приёмами совершенствуется методика проведения занятий и т. д.

Выступления присутствующих (если были) на занятии; замечания и предложения относительно положительных и отрицательных сторон занятия.

Обобщение и заключение по анализу посещённого занятия. Решаются спорные вопросы, если они были. Методист обобщает высказывания присутствующих на занятии и глубоко анализирует все этапы и элементы занятия, делает выводы по занятию и рекомендует литературу, направленную на повышение качества преподавания.

Заключительное слово педагога, проводившего занятие. Педагог высказывает своё мнение по выступлениям присутствующих на занятии.

 

Вопросник для анализа занятия. Вариант 1.

 

1.                   Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?

2.                   Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?

3.                   Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?

4.                   Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?

5.                   Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?

6.                   Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?

7.                   Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, добиться его эффективности?

8.                   Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на вопросы обучающихся?

9.                   Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки?

10.               Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем она обусловлена?

11.               Ваши дальнейшие действия.

 

Вопросник для анализа занятия. Вариант 2.

 

1.                   Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?

2.                   Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?

3.                   Адекватно ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?

4.                   Насколько активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?

5.                   Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?

6.                   Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?

7.                   Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?

8.                   Как контролировалась работа детей? Весь ли труд обучающихся был проверен и оценен? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?

9.         Какова психологическая атмосфера занятия?

10.       Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?

 

Схема самоанализа учебного занятия

1.         Общие сведения:

·                     краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

·                     характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2.         Тема учебного занятия:

·                     место в учебном курсе;

·                     степень сложности вообще и конкретно для данной группы.

3.         Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.

4.         Содержание учебного занятия:

·                     соответствие содержания его цели;

·                     дидактическая обработка содержания;

·                     как учебный материал развивает творческие способности детей;

·                     создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению; формированию каких знаний и умений содействует материал.

5.         Тип учебного занятия:

·                     какой тип занятия избран;

·                     место занятия в учебном курсе;» способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

6.         Структура учебного занятия:

·                     этапы учебного занятия;

·                     их последовательность;

·                     главный этап занятия и его характеристика;

·                     обеспечение целостности занятия.

7.         Методы обучения:

·                     соответствие применяемых методов цели занятия;

·                     эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;

·                     результативность используемых методов.

8.         Система работы педагога:

·                     умение организовать работу детей;

·                     управление группой; определение объема учебного материала для обучающихся;

·                     поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности
общения и др.);

·                     роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9.         Система работы учащихся:

·                     организованность, активность;

·                     отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.

10.       Общие результаты учебного занятия:

·                     выполнение запланированного объема;

·                     степень реализации цели занятия;

·                     общая оценка результатов и эффективности занятия;

·                     рекомендации по улучшению качества учебного занятия.

 

Схема анализа учебного занятия методистом.

 

  1. Тип занятия и его место в учебном курсе.
  2. Реализация дидактических целей занятия.
  3. Содержание занятия (научность, доступность, последовательность).
  4. Соответствие типа, методов, приемов и средств обучения.
  5. Активность и самостоятельность учащихся, организация их творческой деятельности.
  6. Уровень усвоения материала детьми.
  7. Индивидуальная работа с детьми на занятии.
  8. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
  9. Развитие и воспитание детей на занятии.
  10. Связь учебного материала с жизнью.
  11. Эмоциональный климат на занятии.

 

Схема анализа воспитательного мероприятия

 

  1. Общая характеристика детской группы:

·       состав;

·       возраст;

·      учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

  1. Место и время проведения.
  2. Тема, цель, форма проведения.
  3. Анализ качества подготовки мероприятия:

·      наличие плана;

·      определение задач;

·      активность детей и педагога;

·      участие и заинтересованность родителей и др.

5.  Анализ хода мероприятия:

  • содержание и воспитательная направленность;
  • отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество,
    инициатива;
  • характеристика педагогических средств;
  • проявление   профессиональных  качеств   педагога,   степень  его
    авторитета;
  • создание условий для влияния на детей.

6.   Выводы, замечания и предложения:

  • оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;
  • недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения;
  • пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

 

 

 

Заключение

 

Целью современного дополнительного образования детей является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном дополнительном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению детей; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские программы; родителям и детям предоставлена возможность выбирать желаемое направление дополнительного образования детей.

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; – четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную

деятельность;

– наличие благоприятной психологической атмосферы;

– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

В данной разработке представлены варианты анализа и самоанализа учебного и воспитательного занятия.

 

 

Список литературы

 

1. Буйлова, Л.Н., Кочнева, С.В. Организация методической службы в
учреждении дополнительного образования. - М., ВЛАДОС, 2001.

2. Кулькевич, С. В. Дополнительное образование детей: методическая
служба [Текст]: практич. пособие для руководителей ОУ ДОД,
методистов и специалистов по дополнительному образованию детей,
студентов педагогических учебных заведений. Слушателей ИПК / С. В.
Кулькевич. В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-
324с.

3. Макарова, Т.Н. Планирование и организация етодической работы в школе./М.: Центр «Педагогический поиск», 2003-160с.

4. Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.-127с.