Урок литературного чтения
Оценка 4.6

Урок литературного чтения

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
30.10.2020
Урок литературного чтения
Урок литературного слушания в 1 классе «Сказки К.И. Чуковского. К.Чуковский «Муха-Цокотуха».
конспект.docx

Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа

с. Елизаветино Аткарского района Саратовской области

 

 

 

 

 

Урок литературного слушания                 в 1 классе

«Сказки К.И. Чуковского. К.Чуковский «Муха-Цокотуха».

 

 

Подготовили:

Темергалиева С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

12.12.18

 

Урок литературного слушания, 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…

Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным

и постоянным праздником среди рабочих будней.

А.С. Макаренко

Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Уроки литературного слушания направлены на формирование труднейшего вида речевой деятельности – слушания художественного слова, важная роль которому отводится в ФГОС НОО. Цель уроков слушания – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение. Умение слушать художественное произведение позволяет ребёнку эмоционально воспринимать произведение, задумываться о нравственных категориях – добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение. Уроки слушания – это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

 

Тема: Сказки К.И. Чуковский. К.Чуковский«Муха-Цокотуха».

 

Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.Чуковского, для ознакомления со сказкой К.Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

 

Задачи:

-формировать у детей живой интерес к театральной игре;

 -способствовать развитию памяти, диалогической речи и двигательной активности;

 -способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместной театральной деятельности

  -передать характер героев;

-развивать умение распознавать и передавать эмоциональные состояние.Оборудование:

  • портрет К.И.Чуковского
  • книги К.И.Чуковского
  • аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха»
  • плакат с нарисованным сказочным островом
  • чудо-дерево
  • жетоны, на которых изображены герои сказки «Муха-Цокотуха»
  • лист бумаги и цветные карандаши
  • карточка с заданием

 

 

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок литературного слушания.

Какие хорошие  ученики сидят в этом классе!

Какая ровная у них осанка!

Какие замечательные гости пришли на них посмотреть!

Как аккуратно лежат на партах школьные принадлежности!

Я вижу, вы готовы трудиться. Можно начинать урок.

Что мы будем делать на уроке литературного слушания?

2. Постановка целей и задач урока. Знакомство с биографией писателя

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок на таинственный остров Чукокколо.

- Мы вспомним произведения К.И.Чуковского.

- Посмотрите на портрет этого автора.

Ребята, а что такое сказка? (Литературный жанр)

- Какие бывают сказки? (Народные и авторские)

 

Сказка – одна из самых замечательных выдумок человека и одно из самых больших украшений нашей жизни. Будь ты взрослый или ребёнок – у тебя всегда есть любимые сказки и любимые сказочные персонажи.

-Ребята, а у вас есть любимые сказки? Какие?

 

Учитель: (слова под музыку)

Все дети любят сказки,
Их любим ты и я,
Ведь сказки – это чудо,
Не правда ли, друзья?
Злодеи, принцы и принцессы
Придут лишь палочкой взмахни.
В волшебном мире зазеркалья
Для малышей живут они.

 

Чтобы попасть на остров сказок нужно произнести заклинание: «А у наших у ворот чудо-дерево растёт».

- Из какого произведения эти строки? («Чудо-дерево»)

Учитель выставляет книгу на доску. (Дерево на доске)

 

- К какому жанру относится это произведение? Это народная или литературная сказка? (Литературная)

- Кто автор этой сказки? (К.И. Чуковский)

 

Учитель. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

 

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

 Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

 Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Писателем К.И.Чуковский стал случайно. А вышло это так.

 Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так случай помог Чуковскому стать писателем.

И второй случай. Работая у себя в кабинете, Чуковский услышал, что его дочь плачет,не желая умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и сказал ей, сам того не ожидая:

«Надо, надо умываться,

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам,

Стыд и срам…»

Так появилось стихотворение «Мойдодыр».

 

- Ребята, вы догадались, герои чьих сказок живут на острове? (Герои сказок Корнея Чуковского)

3. Путешествие по произведениям К.И. Чуковского

А какая сказка без волшебства и какое волшебство без загадки? Ворота острова открываются и нас встречают загадки. (Иллюстрации отгадок появляются на острове).

- Вот иголки и булавки
выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.  (ёж)

- Ах, не трогайте меня:
обожгу и без огня! (крапива)

- Был белый дом
чудесный дом,
и что-то застучало в нём,
и он разбился, и оттуда
живое выбежало чудо –
такое тёплое, такое
пушистое и золотое. (яйцо, цыплёнок)

- Загадки К.И.Чуковского вы можете прочитать в книге «Шёл Кондрат в Ленинград»

4. Речевая разминка

Отправляемся дальше. Наш путь лежит через реку, где живёт герой многих сказок Чуковского – коварный, злой, с большими зубами; обитает в южных жарких странах. Кто это? (Крокодил)

А в большой реке крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит-

  Солнце краденое….

 

- Героем каких ещё сказок К. Чуковского является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

5. Игра «Послушай, назови» из какого произведения слова.

Великий Умывальник,

 Умывальников начальник

 И мочалок командир!..

-Кто это?

 

В Африке разбойник,

   В Африке злодей…

   Он бегает по Африке

   И кушает детей…

 

…Долго, долго крокодил

  Море синее тушил

  Пирогами, и блинами,

  И сушеными грибами…

 

6. Подготовительная работа  к восприятию сказки.

- Кроме загадок и сказок К.И.Чуковский писал ещё и стихи.

- Что объединяет все эти книги? (автор, стихотворная форма)

- Проделав длинный путь, мы подошли на отдых к костру. Самое время послушать сказку.

Но сначала нам надо дать отдых нашим глазкам.

7. Физминутка: гимнастика для глаз (Презентация)

 

- Садитесь поудобнее. Слушаем сказку, которую читает сам автор.

8. Слушание сказки.

Звучит аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха».

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- Когда мы ощущаем радость?

- Когда мы ощущаем грусть?

- Какая же это сказка?

9. Словарная работа

Крендель

Злодей, лапти

10. Работа над обложкой и содержанием сказки

А сейчас нам предстоит оформить обложку.

- Кто является автором произведения?

- Как называется это произведение?

- К какому жанру оно относится? Докажите. Нарисуем круг вместо слова «сказка».

- Прочитайте начало сказки.

- Так ли начинаются народные сказки? А как?

- Прочитайте концовку сказки.

- А как заканчиваются народные сказки?

- Значит, какая это сказка? (Авторская)

- Кто являются героями сказки? (Насекомые; паук не относится к насекомым)

- Значит, о ком эта сказка? (О животных)

- Каким цветом закрасим круг? (Коричневым)

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

11. Подчеркни правильный ответ

- Почему Муху назвали Цокотухой? Это слово придумал сам автор.

- Какой вы себе её представляется?

- Чему учит эта сказка?

12. Театрализация сказки

Ребята, а давайте представим себя в роли испуганных гостей, изобразим их поведения и действия.

Постановка «Муха-Цокотуха».
Вед.: Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
«ТАНЕЦ МУХИ-ЦОКОТУХИ»
(муз. Карело-финская полька)

Вед.: Пошла Муха на базар и купила самовар.
(Муха кладёт копейку на стол)
Муха: приходите ко мне, гости, я вас чаем угощу.
Вед.: Приходил к Мухе в гости кузнечик.
«ТАНЕЦ КУЗНЕЧИКа»
(муз.В.Шаинского, сл.Н.Носова)

Кузнечик: Здравствуй, Муха, именинница! 
Принестебе я вареньица!
Муха: Здравствуй, гость дорогой! Я тебя чаем угощу с пирогом, да с крендельком! Проходи! (Садятся за столик).
Вед.: Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки.
«ТАНЕЦ ПЧЕЛКИ»
(рус.нар.танецКардриль)

Блошки: Здравствуй, Муха-именинница,

Вот тебе сапожки

А сапожки не простые,

В них застёжки золотые

Муха: Здравствуйте, гости дорогие! Я вас чаем угощу с пирогом, да с крендельком! Проходите! (Садятся за столик).
Вед.: Бабочка-красавица к Мухе прилетала
И цветы любимые для нее сорвала.
«ТАНЕЦ БАБОЧЕК»
(муз.Л.Боккерели, «Менуэт»)

Бабочки: Здравствуй, Муха-именинница!
С днем рожденья поздравляем, и цветы тебе вручаем!
Муха: Здравствуй, гостья дорогая! Я тебя чаем угощу с пирогом, да с крендельком! Проходи! (Садятся за столик).
Песня «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» 
(муз.А.Александрова, сл.М.Ивенсен)


Вед.: Вдруг, откуда ни возьмись – Паучок!
«ВЫХОД ПАУКА» 
(муз.Л.Бетховен, симфония №5)


Вед.: Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! 
(Паук обвязывает Муху верёвочкой)
Звучит «Реквием» (В.Моцарт)

Муха: (Жалобно, протягивая руки) 
Дорогие гости, помогите! Паука-злодея погубите!
Не покиньте меня в мой последний час!
Вед.: Но букашки все испугалися, по углам, по щелям разбежалися.
Муха криком кричит, надрывается, а злодей то молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
«ТАНЕЦ КОМАРИКА»
(муз.Н.Римский-Корсаков, «Полёт шмеля»)


Комарик: Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
(Сражаются Комарик с Пауком. Паук падает. Комарик освобождает Муху.)

Вед.: Муху за руку берёт и к окошечку ведёт.
(Берёт Муху за руку, ведёт на средину зала).
Комарик: Я злодея погубил, я тебя освободил
И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!
«ТАНЕЦ МУХИ И КОМАРИКА» 
(песня Ф.Киркорова «Этот целый мир».)

Вед.: Вот так в сказке добро всегда побеждает зло.
Звучит музыка. Все герои берутся за руки, идут по кругу и выстраиваются на поклон.

13. Подведение итогов урока

Наше путешествие подходит к концу.

- По страницам книг какого писателя мы путешествовали?

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, а загадки – мыслить.

- Ребята, как вы оцените нашу работу на уроке?

 


 

Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа с

Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа с

Урок литературного слушания, 1 класс

Урок литературного слушания, 1 класс

К.И.Чуковского книги К.И.Чуковского аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха» плакат с нарисованным сказочным островом чудо-дерево жетоны, на которых изображены герои сказки «Муха-Цокотуха» лист бумаги и цветные карандаши карточка…

К.И.Чуковского книги К.И.Чуковского аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха» плакат с нарисованным сказочным островом чудо-дерево жетоны, на которых изображены герои сказки «Муха-Цокотуха» лист бумаги и цветные карандаши карточка…

В волшебном мире зазеркалья

В волшебном мире зазеркалья

И второй случай. Работая у себя в кабинете,

И второй случай. Работая у себя в кабинете,

Героем каких ещё сказок К. Чуковского является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») 5

Героем каких ещё сказок К. Чуковского является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») 5

Работа над обложкой и содержанием сказки

Работа над обложкой и содержанием сказки

Кардриль) Блошки: Здравствуй,

Кардриль) Блошки: Здравствуй,

Муху.) Вед.: Муху за руку берёт и к окошечку ведёт

Муху.) Вед.: Муху за руку берёт и к окошечку ведёт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020