Урок литературного чтения Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Оценка 5

Урок литературного чтения Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Оценка 5
docx
08.05.2020
Урок литературного чтения  Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Данный урок (2 по счету) входит в раздел «Природа и мы» Урок с использованием современных педагогических технологий: гуманитарная технология; технология работы в парах и малых группах; информационно-коммуникативная; проблемная; здоровьесберегающая; личностно-ориентированного обучение.
лит чт Приемыш 4 кл.docx

Предмет: Литературное чтение  Школа России

Класс: 4 класс

Тема:   Взаимоотношения и черты характера героев произведения Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель: проанализировать характер и поступки героев произведения

Задачи:

·         формировать условия для успешной реализации творческой деятельности школьника, его эмоционально - ценностные отношения к деятельности;

·         прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;

·         развивать умение опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира;

·         формировать способы проявления личностной позиции в «речевом поступке».

 

Планируемые результаты образования:

Предметные: -овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к героям;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героев;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения, осуществляют оценку собственной учебной деятельности, оценку поступкам героев

 

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формулировать тему урока, ставить учебные задачи,  оценивать  вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий.

 Познавательные: выделять  и формулировать  цель, строить логическую цепь рассуждений находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника

Коммуникативные: учитывать  разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции; строить понятные для партнера высказывания, уметь  задавать вопросы.

Оборудование:

  • компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point
  • таблички с названием героев « Приемыш», «Тарас», «Соболько»,
  • словари чувств
  • музыкальная пьесаК.Сен-Санса "Лебедь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

1.Организация детей на работу.

 

- Проверим своё рабочее место. Замечательно. Все дети готовы Хороший результат можно получить только тогда, когда в классе тишина, а на рабочем месте полный порядок.

Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

 

Мне бы хотелось начать наш урок словами великого французского писателя Жан Жака Руссо, а вы мне в этом поможете.

Вы талантливые дети. Когда-нибудь вы сами удивитесь, какие вы…(умные)

Как хорошо умеете…(читать, писать, учиться)

А учеба это ваш…(труд, работа)

А работа будет спориться, если будете перед собой ставить …(цели, задачи)

И стремиться к их достижению, и тогда у вас все получится и все будет хорошо.

 

Приступим к нашему уроку.

Для того чтобы выражать свои мысли, надо правильно разговаривать, внятно, четко, чтобы всем все было понятно.

На экране  четверостишие

 

 2. Речевая разминка

Улетели лебеди с севера на юг,

И теряли лебеди белый-белый пух

То ли пух лебяжий в воздухе блестит-

То ли в окна наши белый снег летит.

 

- прочитайте «жужжащим чтением»

-прочитайте вслух ,на одном дыхании

-прочитайте, отчётливо выделяя окончания

 

- Каким чувством автор наделил эти строки?( грусть, ожидание зимы)

-Прочитайте с грустью; теперь покажите, что вы очень ждёте приход зимы.

 

-подберите синонимы к слову «блестит» ( сиять, блистать, лосниться, светить, отсвечивать, лучиться, озарять, освещать.)

-подберите антонимы к слову « теряли» (нашел, приобрел, выиграл.)

Какие художественные приемы заметили? : (эпитет, олицетворения, сравнения)

 

3. Постановка целей и задач

-Как может быть связано стихотворение с темой нашего урока? ( В произведении «Приёмыш» главный герой – лебедь). Сформулируйте тему нашего урока

-Сегодня мы продолжим работу над произведением «Приемыш»

Прочитайте слова на слайде.

ЧЕЛОВЕК  - ЖИВОТНЫЕ - ПРИРОДА

Почему они соединены? Что будем делать на сегодняшнем уроке?(Будем

рассуждать, каким образом эти понятия связаны и в чём взаимосвязаны. Будем

думать, высказывать своё мнение)

4.Актуализация знаний учащихся

 

- К какому жанру литературы относится произведение?( рассказ)

- Определите стиль данного рассказа. ( художественный)

- Определите тип текста рассказа.(повествование)

-Докажите. Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.

-Давайте определим тему данного произведения.(Взаимоотношение человека и природы)

- Главная мысль произведения. ( Автор в своем произведении хотел донести читателям смысл связи животных, человека, мира, который их окружает. Люди должны задуматься о своих действиях, поступках и их последствиях. Нужно очень бережно относится ко всему живому.)

 

-Кто написал этот рассказ?

- Что интересного вы узнали о Д. Н. Мамине – Сибиряке?

 

1. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин – Сибиряк.

2. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. У Маминых была большая, хорошая семья. Отец писателя был человеком умным, честным, добрым. Он бесплатно учил в школе заводских детей, помогал людям, попавшим в беду. В доме было много детей, друзей, книг. По вечерам в семье любили читать вслух.

Учитель дополняет …………….. 

3. Мамин – Сибиряк написал много прекрасных рассказов. Он их писал всю свою взрослую жизнь, и все они об Урале, его природе, детях и взрослых. Чтобы всё написать, надо было много исходить дорог по Уралу, близко знать его людей. Дмитрий Наркисович любил ходить на охоту, хотя и не любил убивать животных. Он с удовольствием рыбачил, ночевал в лесу. Его любили старые охотники и рыбаки, многое ему рассказывали. Всё это нашло отражение в произведениях писателя

-Он является примером добрых людей. Это человек, который не мыслил жизнь без любви к природе, родине, животным

 

5. Проверка домашнего задания Работа  по  содержанию  произведения 

а) индивидуальный опрос ( тестовая  работа)

Тест. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1.Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?

                        а) Грязное озеро    б) Светлое озеро      в) Синее озеро

2. В какое время года происходят описываемые события рассказа?

            а) осенью                    б) зимой                       в) весной

3. Сколько лет жил старик на озере?

 а) 30 лет                    б) 40 лет                           в) 20 лет

4. Как звали старика, который жил на озере?

         а) Тарас                    б)  Семён                    в) Иван

5. С кем Тарас жил на озере?

            а) с кошкой                      б) с собакой                       в) с семьёй

6. Какое животное приютил старик?

                 а) гуся                     б) утку                      в) лебедя

7. Как старик называл лебедя?

            а) Приёмыш                    б) Соболько                    в) Прикормыш

8. Как звали собаку Тараса?

а) Соболько                          б) Шарик                   в) Тузик

9. Куда делись родители Приёмыша?

                        а) застрелены охотниками           б) пойманы в сети              в) улетели в тёплые края

10. Как вели себя друг с другом собака и птица?

а) кусали друг друга                б) не обращали друг на друга внимания               в) дружили  

11. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

а) улетел от Тараса      б) застрелили охотники       в) остался жить с Тарасом

12. Почему Тарас отпустил лебедя?

а)  затоскует и заболеет           б) продал его               в) Тарасу было всё равно

б)  фронтальный  опрос учащихся

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?    (Мне очень понравился рассказ. Этот рассказ о добром и мудром человеке, о  любви  к природе и животным, и т.д. )    

 -Вспомним, какой был день на Светлом озере?

-( В дождливый день я подходил к Светлому озеру.)

 Автор люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться.

- Назовите героев рассказа.(в рассказе три главных героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приемыш)

- Что узнали о прежней жизни Тараса?

-С кем Тарас жил на озере?

-От какого  имени ведется повествование?

Кто первый встретил автора?

-Докажите, что автор и раньше посещал жилище старика?

-Какой знак подала собака, завидев хозяина?

-Каким увидел автор Тараса?  (Несмотря на свои годы ,он держался бодрячком)

 

6.  Анализ литературного произведения

 

а) Работа с текстом. Выборочное чтение.

 

-Как Приемыш оказался у старого рыбака?

-Почему лебедя прозвали Приёмышем?

(Маленький лебеденок был для Тараса тем самым приемным сыном, ребенком, который нуждается в родительской ласке и любви, он спас его от верной смерти.  Поэтому и звал своего лебедя Тарас Приемышем, не в обиду, а от великой любви.

-В каких словах и поступках Тараса проявляется доброта к лебедю? 

(Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке . Старик ужасно был доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце концов сводились на него)

 

- Какие средства литературной выразительности использовал автор , вкладывая в уста Тараса красивые слова. (Эпитеты- Умная птица, гордая ,настоящая царская птица, хорошая птица , ученая птица. )

-Для чего автор это делает? ( показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса к птице.)

 

- Какие отношения сложились между Соболькой и Приемышем?

 (« Сперва боялся ,а потом привык. А как лебедь уплывет , Соболька ищет его. Сядет на бережку и воет… Дескать ,скучно мне,псу,без тебя ,друг единственный.»

Действительно ,стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею шипела на собаку, как делают гуси)

 

-Можно ли сказать, что дедушка считал лебедя и пса своей семьей? Почему?(разговаривает с ними, сравнивает с человеком, наделяет человеческими качествами.)

- Как Тарас относился к природе, животным?

Для него природа – родной дом. Дом очень большой. Это леса и поля, животные и птицы. 

 

-Что заметил Тарас наблюдая за стаей лебедей и Приемышем?

(« Мой –то приемыш сначала сторонился от других лебедей: подплывет к ним и назад. Те гогочут по своему, зовут его, он- домой… Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три у них было. Все, значит, переговариваются по-своему ,по птичьему. Ну , а потом вижу мой Приемыш затосковал… Вот , все равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну и начнет кричать Да ведь так жалобно кричит… )

 

-Как изменился Тарас ,когда улетел Приемыш?

(Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким…» « Вот как мне обидно это!» « А пришлось выпустить,- с горечью заговорил он.» « Остались мы опять с Соболькой одни. Первое- то время сильно мы оба тосковали» « Мне по ночам всё грезилось, что Приёмыш – то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду- никого нет…»)

-Подберите синонимы к слову «дряхлый, жалкий» (Старый, слабый, беспомощный, болезненный)

 

-В чем заключается внутренняя борьба Тараса?( привязанность к Приемышу и необходимость отпустить птицу)

Атмосфера тоскливой грусти прослеживается на протяжении всего рассказа, но трагический тон произведения особенно раскрывается в кульминации рассказа, происходит внутренняя борьба в душе старика.

Учитель предлагает найти глазами:

картинку природы (угол 4), картинку лебедя (угол 3),     стаю лебедей, (угол 2),      «Соболько» (угол 1)

А сейчас гимнастика для глаз «Рисовать Брови»

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-12 раз).

«Рисовать» так же, но над бровями.

Открыть глаза, посмотреть вдаль.

7. Работа в паре

 -- Ребята, чтобы достичь  цели нашего урока , мы должны  раскрыть взаимоотношения героев, их черты характера

Работать будете в парах.

Характеристика образов:

 

1.Внешность героя (вид, манера поведения) (Постарайтесь представить героев)
2. Отношение героя к  окружающим

3. Характеристика черт характера.
4 Докажите свое мнение примером из текста

 

  • Работа с заданиями по кейсу

1.Внешность героя (вид, манера поведения)

Группа - Тарас

 

группа – Соболько

 

группа – Приемыш

Старик Тарас был высокого роста, с окладистой бородой и строгими большими серыми глазами.

Возраст….

Жил бобылем

Язык – остроумен (ворчал, ступай, вот я тебе дам, погляди…)

Род деятельности – охотник, рыбак

Гармония с природой-хозяин ( Живя отшельником, Тарас научился быть ближе к природе, видеть взаимосвязь во всем живом, он понимает, что все имеет смысл, у каждого свой порядок.) счастлив в общении с природой

Хозяин

 

Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутыми вверх хвостомон, пожалуй, напоминал обыкновенную дворнягу - одним словом, настоящая промысловая собака, лучший друг человека.

- «старый знакомый», «ласково завилял хвостом»

всегда рад хозяину

Тарас и Соболько – любовь и забота

семья

 

Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. 

  • Гордая
  • Настоящая
  • Царская
  • Вольная
  • Ученая
  • Особенная

Лебедь - сирота

«Свой характер имеет и свой порядок знает»

«Гордо держит»

 

2.Отношение героя к окружающим.

Подберите глаголы. 

Группа - Тарас

Как Тарас относится к своим питомцам. Докажите, опираясь на текст

Из рук кормил»,

«мой приемыш», «ужасно был доволен своим приемышем и все разговоры в конце концов сводились на него», «говорил любовно, как о близком человеке»

Он заботливо выхаживает осиротевшего птенца.

не подрезал крылья«как же можно калечить божью птицу»



соболько - любовь и забота, семья

 

 

группа – Соболько

Как относится Соболько к Тарасу и Приемышу? Докажите, опираясь на текст.

«СКУЧНО МНЕ БЕЗ ТЕБЯ, друг сердечный»

: ПРИЕМЫШ и СОБОЛЬКО — друзья

группа – Приемыш

Как относился Приемыш к Тарасу и Соболько? Докажите строчками из текста. : 

«понимал слова старика и посматривал на него своими умными глазками»

 

любит

грустит

сердится

злится

благодарит

переживает

скучает

тоскует

печалится

дружит

любит

грустит

сердится

злится

благодарит

переживает

скучает

тоскует

печалится

дружит

любит

грустит

сердится

злится

благодарит

переживает

скучает

тоскует

печалится

дружит

 

3.Характеристика черт характера. Выберите из предложенных прилагательных качества характера вашего героя, доказывая словами из текста.

Группа – Тарас

 

группа – Соболько

группа – Приемыш

умный

добрый

чуткий

понимающий

бескорыстный

жестокий

завистливый

вольный

особенный

ласковый

преданный

благородный

 

умный

добрый

чуткий

понимающий

бескорыстный

жестокий

завистливый

вольный

особенный

ласковый

преданный

благородный

 

умный

добрый

чуткий

понимающий

бескорыстный

жестокий

завистливый

вольный

особенный

ласковый

преданный

благородный

 

 

 

- Чем отличаются эти герои?

- Что общего в характере этих героев?

-В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта.

8. Постановка проблемной ситуации. Прием « Займи позицию»

У людей часто бывают ситуации, когда возникает проблема выбора. Как поступить?

- Как вы считаете , правильно ли поступил Тарас , что отпустил лебедя?(Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приемыша у себя , то тот умрет от тоски. Мы знаем , что каждый должен жить так и там, где ему суждено- рыбе- в воде, зверю- в лесу. А опустив Приемыша с лебедями в долгий и трудный путь. Тарас понимал, что тот может и не долететь до теплых краев, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. )

- Подумайте, как может дальше сложиться судьба Приёмыша

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.

 

9. Музыкальная  пьеса французского композитора К.Сен-Санса "Лебедь

-К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте  музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой “царской птицы”

Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию? (Жалость, печаль, желание сделать что- то хорошее, доброе.)

10. Творческое задание.  Игра «Журналисты»

 

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли журналистов газеты «Слово», «Курчатовское время», «За мирный атом» . Ваша  задача задать вопросы героям. А чтобы ответить, нужно погрузиться в образ героя, пережить его судьбу.

Доброту душевную не купишь в магазине. Не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.

Доброта – это богатство, щедрость души . Тарас был очень добрым человеком ,его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться , ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и , возможно , у него , кроме лебедя , жили спасенные им животные.

В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить.

11. Домашнее задание

  1. Написать благодарственное письмо Тарасу.
  2. Написать свой рассказ о взаимоотношениях человека с природой.
  3. Сделать зарисовку эпизода, который особенно тронул тебя.

12.Рефлексия

На  стене я разместила  высказывания  известных людей. Мне бы хотелось, чтобы каждый для себя выбрал  афоризм, и высказал свое мнение

 

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать. Аристотель

Лечит болезни врач, но излечивает природа. Гиппократ

Общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека В. Астафьев

 

Жизнь дана на добрые дела

Прикоснуться к красоте можно лишь сердцем Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героев рассказа «Приемыш»..

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет: Литературное чтение

Предмет: Литературное чтение

Ход урока: 1.Организация детей на работу

Ход урока: 1.Организация детей на работу

Актуализация знаний учащихся -

Актуализация знаний учащихся -

Какое животное приютил старик? а) гуся б) утку в) лебедя 7

Какое животное приютил старик? а) гуся б) утку в) лебедя 7

Какие средства литературной выразительности использовал автор , вкладывая в уста

Какие средства литературной выразительности использовал автор , вкладывая в уста

Рисовать» так же, но над бровями

Рисовать» так же, но над бровями

Группа - Тарас Как Тарас относится к своим питомцам

Группа - Тарас Как Тарас относится к своим питомцам

Чем отличаются эти герои? - Что общего в характере этих героев? -В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и…

Чем отличаются эти герои? - Что общего в характере этих героев? -В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и…

А сейчас я предлагаю вам побыть в роли журналистов газеты «Слово», «Курчатовское время», «За мирный атом»

А сейчас я предлагаю вам побыть в роли журналистов газеты «Слово», «Курчатовское время», «За мирный атом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020