2 КЛАСС
Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2.Активизация на познавательную деятельность.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А) Прочитайте название произведения.
- Что можно узнать из заголовка?
- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Первая часть (читает учитель).
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа над текстом.
- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
- Как вы думаете, хорошо быть жадной?
- К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
- Объясните, кто такая дворянка.
Работа в паре.
- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
4.ФИЗМИНУТКА.
Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Е) Чтение детьми вполголоса.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).
- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
- Кто такая царица?
- Какой должна быть царица?
- Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Почему народ над старичком насмеялся?
( Не садись не в свои сани!»
- Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия сравнения (на что обращаем внимание) |
Народная сказка |
Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) |
Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) |
Автор известен |
Время создания |
Раньше, более древнее произведение |
Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения... |
Старинные слова... |
Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки |
Соответствует одному из трёх видов сказок |
Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция |
Соответствует виду сказки |
Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения |
Смысл сказки (главная мысль) |
Добро побеждает зло |
Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты. |
- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
5. Самооценка работы в паре.
6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.