Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"
Оценка 4.7

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Оценка 4.7
docx
12.01.2020
Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"
Новогодняя быль..docx

ТЕМА:  С.В. Михалков «Новогодняя быль»

Цель: создать условия для дальнейшего знакомства с творчеством детского писателя С. В. Михалкова посредством раскрытия идейного смысла и анализа содержания литературной сказки «Новогодняя быль».

Задачи:

- продолжить работу по  совершенствованию  навыка чтения, осознанности, беглости,  выразительности; учить понимать идейный смысл произведения;

-развивать устную речь, память, образное и логическое мышление,  умение анализировать, обобщать, сопоставлять, обогащать  словарный запас учащихся;

-воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Метапредметные умения:

Личностные:

- умение высказывать  своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции;

- осмысление  взаимосвязи деятельности человека  с общим благополучием.

Регулятивные:

 -умение прогнозировать деятельность;

-умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить ответы на вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные: 

-умение  строить монологическое высказывание; 

-слушать и понимать собеседника;

-умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.                   Организационный момент

- Долгожданный дан звонок, начинается…(урок).

-Ребята, здравствуйте.

-Сядьте, пожалуйста, девочки.

- Сядьте, мальчики.

- Проверьте свою посадку:

- Ноги на месте?  (на месте)

- Руки на месте? (на месте)

-Спина прямая?

- Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку.

- Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите чувство уверенности в том, что у вас всё получится, поддержите друг друга перед работой.

- У вас на партах лежат смайлики, покажите тот, который соответствует вашему настроению в начале урока.

II. Актуализация знаний.

- Скажите, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (о зиме)  Слад 2

- Вы любите зиму?  Почему?

- Ребята. Сегодня утром по дороге в ваш класс я увидела на снегу под деревом  странные слова.   Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил.  Слайд 3

- Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)

- К чему бы это?  О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти слова?   ( О Новом годе)

- А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”

- Без чего  не обходится  новогодний праздник? (без ёлки)

 

III. Речевая разминка

- Читаем хором        Слайд 4

Родилась она в лесу,

Там росла и расцвела.

И теперь свою красу

К нам на праздник принесла.

- Что мы прочитали? (загадку)

- Назовите отгадку   хором  (ёлка)    

- Прочитаем загадку очень тихо

-Прочитайте громко

- Произнесите слово-отгадку ласково, с удивлением, восторженно, с испугом.   

 (учитель вывешивает ёлку)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

- А с  каким произведением  о ёлочке вы познакомились на прошлом уроке чтения?

(мы познакомились со  сказкой «Новогодняя быль»)

 -  Кто написал эту сказку?  ( Сергей Михалков)  (учитель открывает тему на доске, портрет Михалкова)

- Что вы можете сказать об этом авторе?  (писал стихи, сказки  для  детей, является автором гимна)      Слайд 5                                                                                                                                         

(Учитель открывает тему на доске)

- Сегодня мы продолжим работать над этой сказкой.

- Я предложу вам виды работ, а вы  выберете те, которые вам нравятся.

( На доске карточки: выборочное чтение,  чтение по ролям, работа в парах, выразительное чтение стихотворения, пересказ, работа в группах,  словарная работа, работа с иллюстрациями.  Дети выбирают.)

-Мы постараемся выполнить все виды работ. А для этого будем работать быстро и дружно.

V. Чтение и анализ произведения

1) Беседа по прочитанному:

-  Вы прочитали сказку дома ещё раз ?

- Кто хотел бы поделиться впечатлением от прочитанного произведения?

- Какие моменты вас взволновали больше всего?

- Почему автор называет  произведение былью?   (Тут описаны события, которые происходили на самом деле. Может быть, автор помнит эту историю из детства, а может, ему рассказал кто-то из знакомых.)

- А можно ли назвать его сказкой? Докажите.

2) Словарная работа

- Когда вы  читали дома сказку, встретились ли вам слова, которые были не совсем понятны?

- Помогите мне разобраться с некоторыми словами:               Слайд 6

1.Лесничий                     1. Верхняя оконечность, вершина чего-либо.

2.Копошиться                2.Специалист по  защите, использованию и сохранению  лесного

                                           хозяйства.                                                                                                                                                                                                                       

3.Макушка                      3. Шевелиться, двигаться в разных направлениях .

(читают слово и соответствующее значение)

- Где можно уточнить лексическое значение слова? ( в толковом словаре)

 

V.   Минутка  отдыха.                      Физминутка.

3)Художественный анализ

Выборочное чтение

- Отдохнули, работаем дальше. Откройте свои учебники на странице  203.

- Какой вид работы нам может сейчас пригодиться?

- Где жила Ёлочка?  (В лесу, недалеко от дома лесничего)

- Прочитайте, как автор описывает Елочку.  Какая она была?      (Она была стройная и красивая)

- Чувствовала ли себя Ёлочка  одинокой? Докажите словами из текста.        

- Почему  слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

-  Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.

- Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)

- Что же заставило Елочку забеспокоиться?

-Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки.

-  Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку?  (ёлочка - добрая,  тихая, вежливая, доверчивая; сорока - болтливая,  назойливая)

- Кто может  прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки, чтением выразить свое к ним отношение? (читают в масках)

- Оцените работу своих товарищей,  похлопайте в ладоши, если вам понравилось их чтение.

- Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой? Прочитайте.

- Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого декабря)

 - Что случилось 31 декабря?  (в лес пришёл человек)

- Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте.

- Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:

“Он даже  не заметил ,…”.

-А что значит «потеряла сознание»?  (ничего не видела и не слышала)

- Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)

 - Какое слово использовал автор, после чтения, которого стало понятно, какой человек пришел в лес? (улыбнулся)

- Что увидела ёлочка, когда очнулась?  Прочитайте.

- Какие чувства испытала Ёлочка?

 - Какой подарок лесничий  сделал  Елочке? (игрушки,  жизнь – самый лучший подарок)

- Кто радовался вместе с Ёлочкой?

VI.   Гимнастика  для глаз. Физминутка.

- Давайте мы тоже украсим  ещё одну лесную красавицу только глазами. Слад 7

4. Вторичный синтез

 - Я приготовила вам иллюстрации к нашей сказке, но не уверена, что пока я к вам ехала, то они не перепутались. Посмотрите. Всё ли верно?  Слайд 8

Работа в парах

- Повернитесь друг к другу, расположите картинки по порядку.

-Проверим, у всех ли верно.      Слайд  9                                                                                                              - У нас получился картинный план. Дома вы можете попробовать сделать пересказ текста по этому плану.

5.Сравнение сказки и стихотворения

-Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах.  А что у него получилось, мы узнаем, когда поработаем в группах и выполним ещё одно задание)

Работа в группах

Каждой группе даётся конверт, в котором разрезная картинка с частью стихотворения, учащиеся складывают картинку, читают по порядку стихотворение.

Послушаем, что у него получилось.

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

-Что понравилось вам больше  сказка или стихотворение?

 

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

- С произведениями какого автора мы сегодня работали?

 - Какую мысль хотел донести до нас Сергей Михалков?

- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.

- Подумайте и предложите, как можно еще отпраздновать Новый год не навредив Елочке.

(нарядить комнатное растение или искусственную ёлку)

- Наш сегодняшний урок подходит к концу, и я хочу обратить ваше внимание на нашу маленькую ёлочку. Какая она стала нарядная от наших знаний. Я надеюсь, что к Новому году она станет ещё красивее! 

А дома я хочу предложить вам выполнить задание на выбор:

- пересказ сказки по плану;

- пересказ от лица Ёлочки;

- сочинить свою сказку о Ёлочке.

( На доске вывешивается листок с домашним заданием)

VIII.   Рефлексия

 - И теперь мы вновь соберёмся по группам и выполним ещё одно задание:

-Какой выводы мы можем сделать, прочитав данные  произведения?

1 группа выбирают одну из пословиц
 -   Сделал дело, гуляй смело.   
  - Хорошо то, что хорошо кончается.
- Декабрь году конец,  а зиме начало.

2 группа и  собирает фразу из слов, наклеивает на лист.

- Мы в ответе за всё на нашей планете!

3 группа выбирает девиз:

Ёлочка, живи!

Будем рубить ёлки в лесу, их растёт очень много!
Вывешивают на доске листы.
- А теперь покажите, как изменилось ваше настроение к концу урока. покажите смайлик.
- Мне очень приятно было с вами работать.  Вы большие молодцы!
Спасибо вам за работу!

 

 

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"

Урок литературного чтения. Тема: "С.В. Михалков «Новогодняя быль»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2020