ТЕМА: С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Цель: создать условия для дальнейшего знакомства с творчеством детского писателя С. В. Михалкова посредством раскрытия идейного смысла и анализа содержания литературной сказки «Новогодняя быль».
Задачи:
- продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, осознанности, беглости, выразительности; учить понимать идейный смысл произведения;
-развивать устную речь, память, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, обогащать словарный запас учащихся;
-воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.
Метапредметные умения:
Личностные:
- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
-умение выражать эмоции;
- осмысление взаимосвязи деятельности человека с общим благополучием.
Регулятивные:
-умение прогнозировать деятельность;
-умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить ответы на вопросы в тексте;
- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные:
-умение строить монологическое высказывание;
-слушать и понимать собеседника;
-умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
- умение работать в паре.
Ход урока
I. Организационный момент
- Долгожданный дан звонок, начинается…(урок).
-Ребята, здравствуйте.
-Сядьте, пожалуйста, девочки.
- Сядьте, мальчики.
- Проверьте свою посадку:
- Ноги на месте? (на месте)
- Руки на месте? (на месте)
-Спина прямая?
- Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку.
- Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите чувство уверенности в том, что у вас всё получится, поддержите друг друга перед работой.
- У вас на партах лежат смайлики, покажите тот, который соответствует вашему настроению в начале урока.
II. Актуализация знаний.
- Скажите, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (о зиме) Слад 2
- Вы любите зиму? Почему?
- Ребята. Сегодня утром по дороге в ваш класс я увидела на снегу под деревом странные слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил. Слайд 3
- Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)
- К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти слова? ( О Новом годе)
- А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”
- Без чего не обходится новогодний праздник? (без ёлки)
III. Речевая разминка
- Читаем хором Слайд 4
Родилась она в лесу,
Там росла и расцвела.
И теперь свою красу
К нам на праздник принесла.
- Что мы прочитали? (загадку)
- Назовите отгадку хором (ёлка)
- Прочитаем загадку очень тихо
-Прочитайте громко
- Произнесите слово-отгадку ласково, с удивлением, восторженно, с испугом.
(учитель вывешивает ёлку)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
- А с каким произведением о ёлочке вы познакомились на прошлом уроке чтения?
(мы познакомились со сказкой «Новогодняя быль»)
- Кто написал эту сказку? ( Сергей Михалков) (учитель открывает тему на доске, портрет Михалкова)
- Что вы можете сказать об этом авторе? (писал стихи, сказки для детей, является автором гимна) Слайд 5
(Учитель открывает тему на доске)
- Сегодня мы продолжим работать над этой сказкой.
- Я предложу вам виды работ, а вы выберете те, которые вам нравятся.
( На доске карточки: выборочное чтение, чтение по ролям, работа в парах, выразительное чтение стихотворения, пересказ, работа в группах, словарная работа, работа с иллюстрациями. Дети выбирают.)
-Мы постараемся выполнить все виды работ. А для этого будем работать быстро и дружно.
V. Чтение и анализ произведения
1) Беседа по прочитанному:
- Вы прочитали сказку дома ещё раз ?
- Кто хотел бы поделиться впечатлением от прочитанного произведения?
- Какие моменты вас взволновали больше всего?
- Почему автор называет произведение былью? (Тут описаны события, которые происходили на самом деле. Может быть, автор помнит эту историю из детства, а может, ему рассказал кто-то из знакомых.)
- А можно ли назвать его сказкой? Докажите.
2) Словарная работа
- Когда вы читали дома сказку, встретились ли вам слова, которые были не совсем понятны?
- Помогите мне разобраться с некоторыми словами: Слайд 6
1.Лесничий 1. Верхняя оконечность, вершина чего-либо.
2.Копошиться 2.Специалист по защите, использованию и сохранению лесного
хозяйства.
3.Макушка 3. Шевелиться, двигаться в разных направлениях .
(читают слово и соответствующее значение)
- Где можно уточнить лексическое значение слова? ( в толковом словаре)
V. Минутка отдыха. Физминутка.
3)Художественный анализ
Выборочное чтение
- Отдохнули, работаем дальше. Откройте свои учебники на странице 203.
- Какой вид работы нам может сейчас пригодиться?
- Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
- Прочитайте, как автор описывает Елочку. Какая она была? (Она была стройная и красивая)
- Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста.
- Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
- Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.
- Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)
- Что же заставило Елочку забеспокоиться?
-Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки.
- Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку? (ёлочка - добрая, тихая, вежливая, доверчивая; сорока - болтливая, назойливая)
- Кто может прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки, чтением выразить свое к ним отношение? (читают в масках)
- Оцените работу своих товарищей, похлопайте в ладоши, если вам понравилось их чтение.
- Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой? Прочитайте.
- Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого декабря)
- Что случилось 31 декабря? (в лес пришёл человек)
- Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте.
- Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:
“Он даже не заметил ,…”.
-А что значит «потеряла сознание»? (ничего не видела и не слышала)
- Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)
- Какое слово использовал автор, после чтения, которого стало понятно, какой человек пришел в лес? (улыбнулся)
- Что увидела ёлочка, когда очнулась? Прочитайте.
- Какие чувства испытала Ёлочка?
- Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший подарок)
- Кто радовался вместе с Ёлочкой?
VI. Гимнастика для глаз. Физминутка.
- Давайте мы тоже украсим ещё одну лесную красавицу только глазами. Слад 7
4. Вторичный синтез
- Я приготовила вам иллюстрации к нашей сказке, но не уверена, что пока я к вам ехала, то они не перепутались. Посмотрите. Всё ли верно? Слайд 8
Работа в парах
- Повернитесь друг к другу, расположите картинки по порядку.
-Проверим, у всех ли верно. Слайд 9 - У нас получился картинный план. Дома вы можете попробовать сделать пересказ текста по этому плану.
5.Сравнение сказки и стихотворения
-Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. А что у него получилось, мы узнаем, когда поработаем в группах и выполним ещё одно задание)
Работа в группах
Каждой группе даётся конверт, в котором разрезная картинка с частью стихотворения, учащиеся складывают картинку, читают по порядку стихотворение.
Послушаем, что у него получилось.
С.В.Михалков «Событие»
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
-Что понравилось вам больше сказка или стихотворение?
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- С произведениями какого автора мы сегодня работали?
- Какую мысль хотел донести до нас Сергей Михалков?
- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.
- Подумайте и предложите, как можно еще отпраздновать Новый год не навредив Елочке.
(нарядить комнатное растение или искусственную ёлку)
- Наш сегодняшний урок подходит к концу, и я хочу обратить ваше внимание на нашу маленькую ёлочку. Какая она стала нарядная от наших знаний. Я надеюсь, что к Новому году она станет ещё красивее!
А дома я хочу предложить вам выполнить задание на выбор:
- пересказ сказки по плану;
- пересказ от лица Ёлочки;
- сочинить свою сказку о Ёлочке.
( На доске вывешивается листок с домашним заданием)
VIII. Рефлексия
- И теперь мы вновь соберёмся по группам и выполним ещё одно задание:
-Какой выводы мы можем сделать, прочитав данные произведения?
1 группа выбирают
одну из пословиц
- Сделал дело, гуляй смело.
- Хорошо то, что хорошо кончается.
- Декабрь году конец, а зиме начало.
2 группа и собирает фразу из слов, наклеивает на лист.
- Мы в ответе за всё на нашей планете!
3 группа выбирает девиз:
Ёлочка, живи!
Будем рубить ёлки в
лесу, их растёт очень много!
Вывешивают на доске листы.
- А теперь покажите, как изменилось ваше настроение к концу урока. покажите
смайлик.
- Мне очень приятно было с вами работать. Вы большие молодцы!
Спасибо вам за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.