Урок литературного чтения в 1 классе по теме Рассказы К.Д. Ушинского

  • docx
  • 26.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок литературного чтения.docx

 

 

Урок литературного чтения

в 1 классе

 

 

 

Тема:

Рассказы К.Д. Ушинского.

 

 

 

 

Дата проведения  – 22. 01. 2020

 

 

Учитель  –  Сакович А.В.

 

 

ktsDJ5P2j0o

 

Урок № 57                             Дата 22. 01. 2020

Тема: Рассказы К.Д. Ушинского.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.

 Планируемые результаты:

Предметные: - Знакомство с новыми произведениями К.Д.Ушинского;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развитие умения высказывать своё отношение к героям;

- формирование умения вести диалог.

Личностные: Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, портрет К.Д. Ушинского, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги, карточки с текстами загадок и рассказов.

Формы и методы работы: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

1.    Мобилизующее начало. Мотивация к деятельности

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.

Ровно встали,                                 

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

2.    Актуализация опорных знаний

Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня на урок пришел.

Мышонок очень не любит шум. Поэтому будем вести себя тихо, а если хотим ответить, нужно молча поднять руку.

 

Речевая разминка

Помоги мышатам добежать до сыра, произнося ПИ, используя паузы

Мышонок очень любит играть и хочет поиграть с нами на уроке

Чистоговорка

         РА – РА – РА – начинается игра!

         РЫ – РЫ – РЫ – скучно детям без игры!

         РОЙ – РОЙ – РОЙ – увлекаемся игрой!

 

Игра со словами.

1) Составьте как можно больше слов со слогами 1 ряд - ра, 2 ряд - ры,  3 ряд - ро.

- Какая пара составила больше 5 слов?

рысь, рыба, рыбак, шары, крыша,

 радуга, рама, гора, бараны, нора, радость, барабан;   

 рота, рог, рок, дорога, ворота, перо, розы, ведро, родина

2) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′].

Один ученик называет слово, а остальные поднимают карточку мягкого или твердого согласного звука.

Стол, стул, цветок, картина, парта, стена, полотенце.

3.     Подготовка к изучению нового материала.

Целеполагание.

– Ребята, а вы узнали, кто изображен на портрете? К.Д. Ушинский

 Сегодня вы прочтете небольшие рассказы К. Д. Ушинского.

С творчеством К. Д. Ушинского вы уже познакомились, когда читали текст «Наше отечество».

Давайте вспомним некоторые факты из жизни этого писателя.

1На доске портрет Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870).

     Учащиеся рассказывают по очереди.

1. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской научной педагогики. Родился в 1824 г. в Туле. Когда Косте было 12 лет, умерла его мама. Мальчик был определен в гимназию.

2. В 1840 г. поступил в Московский университет, который окончил в 1846 году. Ушинский известен не только как основоположник русской педагогики, но и как автор прекрасных книг для детей.

3. Серия рассказов: «Поездка из столицы в деревню», «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Переселочная дорога», «Наше отечество» – написана в форме путешествия. Объединены рассказы общими героями – мальчик и девочка путешествуют с отцом.

4. Эти рассказы в живой и увлекательной форме описывают природу, обычаи мест, куда попадают по воле автора действующие лица.

5. Ушинский написал для маленьких школьников учебники «Детский мир» и «Родное слово». В них много интересных рассказов. По книгам Ушинского учились давно-давно, ещё в девятнадцатом веке.

 

Сегодня мы прочтем два рассказа из этих учебников.

 

- Что заинтересовало вас в этих сообщениях?

- О чём бы хотели узнать подробнее?

 

В школе Костя учился хорошо, много читал. В 16 лет Константин учился в университете. В 22 года Константин Дмитриевич работал учителем.

У Ушинского была большая семья. Он много работал. Проверял школы. Писал книги не только для детей, но и для взрослых. Печатался в газетах и журналах. В Москве есть библиотека имени К.Д. Ушинского, построен памятник.

Хорошие учителя получают медаль имени К.Д. Ушинского.

 

Ребята, если бы с помощью машины времени К. Д. Ушинский попал к нам в класс, что бы его удивило? Ведь жил он почти 200 лет тому назад…

Ответы учащихся.

  Чтобы продолжить работу, нам нужно разделиться на группы.

Деление на группы.

Три загадки о предметах из рассказов.

Он все меньше от работы,
Вот почти совсем исчез.
У него свои заботы:
Он рисует речку, лес,
И собачку, синь небес…
Кто же он, трудяга наш?
Деревянный…
(Карандаш)

Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нет ни ног, нет ни рук,
А приходит в дом, как друг.
На колени маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. 
(Книга)

Хоть на ножке он одной,

Крутится как заводной.

Он и пляшет, и поёт,

И гудит, как самолёт.
Лишь устанет — на бочок.

Яркий, озорной… (волчок)

Дети собирают текст загадки по цвету и формируют группы.

 

- О каких предметах будут рассказы?

- Что такое «волчок»?

4.     Работа по теме урока

1.Знакомство с произведениями.

- Откройте учебник на с. 95.

- Прочитайте название первого произведения.

“Худо тому, кто добра не делает никому»

 

Объяснить значение слова «худо» – плохо.

- Выскажите предположения, о чем будет текст.

 «О том, как кто-то не хотел делать добрые дела».

 

2.Чтение текста «Худо тому, кто добра не делает никому» подготовленным учеником.

- Познакомимся с текстом и проверим наши предположения.

 

3. Проверка восприятия. Лексический анализ.

- Подтвердились ли ваши предположения?

-Кто герои рассказа? «Герои рассказа - дети»

- Что произошло с детьми? «Дети поссорились».

-Почему они поссорились?  «Мальчик Гриша был жадным, не хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь».

-Что интересного заметили в названии текста?

 «Название текста – пословица».

-Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой пословице? Почему?

 «Я думаю да, потому что не нужно отказывать друзьям в помощи. Если ты никому не поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и останешься один».

 

     Повторное «жужжащее» чтение.

Вопросы:

– Что попросили у Гриши?

– Что он ответил?

– Какую помощь попросили оказать Гришу?

– Что он ответил?

– Кто из ребят не делал доброе дело?

– А вы бы хотелось дружить с таким мальчиком?

     Работаем редакторами.

Чтение текста по карточке с заданием: Найти лишние предложения.

— Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.

Стал у них спор: чей конь?

А Гриша в ответ:

— Носи свой; мой мне самому нужен. Мой конь!

— Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку.

А Гриша в ответ:

Конь не твой, а мой! Книги твои, сам их и укладывай.

–  Заметили ли вы, из какого произведения эти предложения?

                 Выразительное чтение отредактированного текста по ролям.

 

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре!

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон.

Чтение текста «Вместе тесно, а врозь скучно» подготовленным учеником.

Проверка восприятия. Лексический анализ.

-Что же случилось с героями рассказа? «Они поссорились».

-Почему они поссорились?  «Дети не захотели поделиться своими игрушками друг с другом».

-Почему же детям стало скучно?

 «Потому что одному играть неинтересно».

-В чем заключается смысл этого рассказа?

 «Нужно уметь уступать друг другу».

Обратите еще раз внимание на заголовок текста.

«Врозь» – в разные стороны.

     Работаем редакторами.

Чтение текста с карточки и нахождение лишних слов.

Говорит брат сестре  Маше:

— Не тронь моего волчка.

Отвечает из спальни сестра брату:

— А ты не тронь моих кукол и зайку.

Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.

     Чтение текста по ролям.

Дети рассказывают о похожих случаях, произошедших с ними.

Физминутка

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли,

Быстро хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И … ногами постучали.

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо – влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс.

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели.

     Работаем иллюстраторами.

Собрать пазлы и выбрать иллюстрацию к рассказу.

     Работаем писателями.

Составить продолжение историй.

- Какое качество проявили дети в рассказах? Жадность.

- Хорошее ли настроение принесло это качество?

- Как помочь детям?

Микрофон «Добрый совет». Составим продолжение.

     Работаем актерами.

Выразительное чтение отредактированного текста по ролям.

Инсценирование выбранного рассказа.

5.     Итог урока

- Понравились ли вам рассказы К.Д. Ушинского?

- Интересно ли было работать с текстами?

- Чему хотел научить детей К.Д. Ушинский?

6.     Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

К мышонку прикрепить смайлик.

По желанию учащиеся устно оценивают свою работу на уроке.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru