Урок литературного чтения
в 1 классе
Тема:
Рассказы К.Д. Ушинского.
Дата проведения – 22. 01. 2020
Учитель – Сакович А.В.
Урок № 57 Дата 22. 01. 2020
Тема: Рассказы К.Д. Ушинского.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.
Планируемые результаты:
Предметные: - Знакомство с новыми произведениями К.Д.Ушинского;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развитие умения высказывать своё отношение к героям;
- формирование умения вести диалог.
Личностные: Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, портрет К.Д. Ушинского, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги, карточки с текстами загадок и рассказов.
Формы и методы работы: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
Этап урока |
Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. |
1. Мобилизующее начало. Мотивация к деятельности |
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Прозвенел
и смолк звонок Ровно встали, Тихо сели, На меня все посмотрели. На уроке не зевать, А работать и читать. |
2. Актуализация опорных знаний |
Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня на урок пришел. Мышонок очень не любит шум. Поэтому будем вести себя тихо, а если хотим ответить, нужно молча поднять руку.
Речевая разминка Помоги мышатам добежать до сыра, произнося ПИ, используя паузы Мышонок очень любит играть и хочет поиграть с нами на уроке Чистоговорка • РА – РА – РА – начинается игра! • РЫ – РЫ – РЫ – скучно детям без игры! • РОЙ – РОЙ – РОЙ – увлекаемся игрой!
Игра со словами. 1) Составьте как можно больше слов со слогами 1 ряд - ра, 2 ряд - ры, 3 ряд - ро. - Какая пара составила больше 5 слов? рысь, рыба, рыбак, шары, крыша, радуга, рама, гора, бараны, нора, радость, барабан; рота, рог, рок, дорога, ворота, перо, розы, ведро, родина 2) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′]. Один ученик называет слово, а остальные поднимают карточку мягкого или твердого согласного звука. Стол, стул, цветок, картина, парта, стена, полотенце. |
3. Подготовка к изучению нового материала. Целеполагание. |
– Ребята, а вы узнали, кто изображен на портрете? К.Д. Ушинский Сегодня вы прочтете небольшие рассказы К. Д. Ушинского. С творчеством К. Д. Ушинского вы уже познакомились, когда читали текст «Наше отечество». Давайте вспомним некоторые факты из жизни этого писателя. 1На доске портрет Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). ▲ Учащиеся рассказывают по очереди. 1. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской научной педагогики. Родился в 1824 г. в Туле. Когда Косте было 12 лет, умерла его мама. Мальчик был определен в гимназию. 2. В 1840 г. поступил в Московский университет, который окончил в 1846 году. Ушинский известен не только как основоположник русской педагогики, но и как автор прекрасных книг для детей. 3. Серия рассказов: «Поездка из столицы в деревню», «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Переселочная дорога», «Наше отечество» – написана в форме путешествия. Объединены рассказы общими героями – мальчик и девочка путешествуют с отцом. 4. Эти рассказы в живой и увлекательной форме описывают природу, обычаи мест, куда попадают по воле автора действующие лица. 5. Ушинский написал для маленьких школьников учебники «Детский мир» и «Родное слово». В них много интересных рассказов. По книгам Ушинского учились давно-давно, ещё в девятнадцатом веке.
Сегодня мы прочтем два рассказа из этих учебников.
- Что заинтересовало вас в этих сообщениях? - О чём бы хотели узнать подробнее?
В школе Костя учился хорошо, много читал. В 16 лет Константин учился в университете. В 22 года Константин Дмитриевич работал учителем. У Ушинского была большая семья. Он много работал. Проверял школы. Писал книги не только для детей, но и для взрослых. Печатался в газетах и журналах. В Москве есть библиотека имени К.Д. Ушинского, построен памятник. Хорошие учителя получают медаль имени К.Д. Ушинского.
Ребята, если бы с помощью машины времени К. Д. Ушинский попал к нам в класс, что бы его удивило? Ведь жил он почти 200 лет тому назад… Ответы учащихся. Чтобы продолжить работу, нам нужно разделиться на группы. Деление на группы. Три загадки о предметах из рассказов. Он все меньше от
работы, Есть листок, есть
корешок, Хоть на ножке он одной, Крутится как заводной. Он и пляшет, и поёт, И гудит, как самолёт. Яркий, озорной… (волчок) Дети собирают текст загадки по цвету и формируют группы.
- О каких предметах будут рассказы? - Что такое «волчок»? |
4. Работа по теме урока |
1.Знакомство с произведениями. - Откройте учебник на с. 95. - Прочитайте название первого произведения. “Худо тому, кто добра не делает никому»
Объяснить значение слова «худо» – плохо. - Выскажите предположения, о чем будет текст. «О том, как кто-то не хотел делать добрые дела».
2.Чтение текста «Худо тому, кто добра не делает никому» подготовленным учеником. - Познакомимся с текстом и проверим наши предположения.
3. Проверка восприятия. Лексический анализ. - Подтвердились ли ваши предположения? -Кто герои рассказа? «Герои рассказа - дети» - Что произошло с детьми? «Дети поссорились». -Почему они поссорились? «Мальчик Гриша был жадным, не хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь». -Что интересного заметили в названии текста? «Название текста – пословица». -Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой пословице? Почему? «Я думаю да, потому что не нужно отказывать друзьям в помощи. Если ты никому не поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и останешься один».
▲ Повторное «жужжащее» чтение. Вопросы: – Что попросили у Гриши? – Что он ответил? – Какую помощь попросили оказать Гришу? – Что он ответил? – Кто из ребят не делал доброе дело? – А вы бы хотелось дружить с таким мальчиком? ▲ Работаем редакторами. Чтение текста по карточке с заданием: Найти лишние предложения. — Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.
А Гриша в ответ: — Носи свой; мой мне самому нужен. — Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку. А Гриша в ответ: — – Заметили ли вы, из какого произведения эти предложения? ▲ Выразительное чтение отредактированного текста по ролям.
Физкультминутка Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон! Убежали мышки вон. Чтение текста «Вместе тесно, а врозь скучно» подготовленным учеником. Проверка восприятия. Лексический анализ. -Что же случилось с героями рассказа? «Они поссорились». -Почему они поссорились? «Дети не захотели поделиться своими игрушками друг с другом». -Почему же детям стало скучно? «Потому что одному играть неинтересно». -В чем заключается смысл этого рассказа? «Нужно уметь уступать друг другу». Обратите еще раз внимание на заголовок текста. «Врозь» – в разные стороны. ▲ Работаем редакторами. Чтение текста с карточки и нахождение лишних слов. Говорит брат сестре — Не тронь моего волчка. Отвечает — А ты не тронь моих кукол Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно. ▲ Чтение текста по ролям. Дети рассказывают о похожих случаях, произошедших с ними. Физминутка Быстро все ребята встали, Руки быстро вверх подняли, Быстро хлопнули 5 раз. А теперь морганье глаз: Быстро – быстро поморгали И … ногами постучали. Быстро влево наклонились И сейчас же распрямились! Вправо – влево 10 раз – Отдохнул уставший класс. Как пингвины полетели И за парты тихо сели. ▲ Работаем иллюстраторами. Собрать пазлы и выбрать иллюстрацию к рассказу. ▲ Работаем писателями. Составить продолжение историй. - Какое качество проявили дети в рассказах? Жадность. - Хорошее ли настроение принесло это качество? - Как помочь детям? Микрофон «Добрый совет». Составим продолжение. ▲ Работаем актерами. Выразительное чтение отредактированного текста по ролям. Инсценирование выбранного рассказа. |
5. Итог урока |
- Понравились ли вам рассказы К.Д. Ушинского? - Интересно ли было работать с текстами? - Чему хотел научить детей К.Д. Ушинский? |
6. Рефлексия |
- Оцените свою работу на уроке. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов». К мышонку прикрепить смайлик. По желанию учащиеся устно оценивают свою работу на уроке.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.