МКОУ «Ильмень-Суворовская СШ»

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 11.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала vneurochnaya_programma_pishi_gramotno.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛЬМЕНЬ-СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

404334, Россия, Волгоградская область, Октябрьский район,  хутор Ильмень-Суворовский, ул. Школьная, дом  1

тел: 8 (84475) 6-69-95, E-mail: ilmen2007@yandex.ru

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  «Утверждено»

 

                                                                                         Директор                     

МКОУ «Ильмень-Суворовская СШ»  А.С. Сухова.

 

31.09.2024г  

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности

«Пиши грамотно»

(общеинтеллектуальное направление)

 

 

 

 

 

 

Возраст: 10-12 лет (5 класс)

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часов

 

 

 

Составитель:

Лулуева Э.Б. учитель русского языка и литературы

 

 

 

                                                          Ильмень-Суворовский

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

                               Программа внеурочной деятельности               «Пиши грамотно»  для

учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного    образовательного         стандарта   основного общего образования

Программа является модифицированной. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общеинтеллектуального направления.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает создание условий для расширения языкового кругозора и развития мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от урочных занятий русского языка внеурочные занятия направлены на углубленное изучение данного предмета в разделах: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». 

Данная программа актуальна, так как соответствует Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников, предполагает решение некоторых проблем, связанных с изучением русского языка: прививать любовь к слову, к языку, совершенствовать уровень владения устной и письменной речью.

Цель: 

-   создание условий для развития личности;

-   создание основ творческого потенциала обучающихся. 

Задачи: 

-   развитие познавательного интереса к изучению русского языка;

-   формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

-   формирование способности к организации деятельности и управления ею;

-   формирование умения решать творческие задачи;

-   формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В организации внеурочной деятельности в рамках реализации данной  программы предпочтение отдается практической направленности, творческим работам, игровым элементам, применениию информационных комммуникационных технологий.

Формы проведения занятий:

ü лекции учителя и интерактивные лекции;

ü практические занятия с применением игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей и т.п.

ü анализ текстов произведений литературы и фольклора;

ü самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов и т.п.

В каждом занятии прослеживаются три направления деятельности:

I.                       игровая;

II.                     теоретическая; III.            практическая.

Основные методы и технологии:

ü технология развивающего обучения; ü        технология  обучения в сотрудничестве; ü проектная деятельность.

Выбор      технологий          и       методик      обусловлен          необходимостью дифференциации      и       индивидуализации        обучения    в        целях      развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Планируемые результаты Личностные результаты:

-          эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 

-          эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

-          чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

-          любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

-          интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 

-          интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

-          интерес к изучению языка; 

-          осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-          самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

-          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

-          работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

-          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД:

-          перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

-          пользоваться словарями, справочниками; 

-          осуществлять анализ и синтез; 

-          устанавливать причинно-следственные связи; 

-          строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:

-          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 

-          высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

-          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

-          задавать вопросы

Содержание программы

1 год обучения (34 ч.) 

Организационное занятие (1ч.) 

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.  Раздел 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч) 

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. 

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи. 

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи 

Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»  В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. 

Раздел 2 Загадки русского словообразования. 

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч) 

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов 

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями  Тема 2.5 Сказочные превращения. 

Тема 2.6 Презентация творческой работы. 

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.  Раздел 3

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч) 

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит 

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем 

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма. 

Тема3.5. Бенефис знаний. 

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. 

Раздел 4

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (4 ч) 

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка 

Тема 4.2. Игра «Бестолковый словарь»

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы 

Тема 4.4 Практическая работа (составление лексической карты слова) Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности.  Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч)  Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. 

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм. 

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы. 

Тема5.4. Какими бывают предложения. 

Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. 

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях. 

Раздел 6

Речевой этикет. (2 ч)  

Тема 6.1 Правила речевого этикета. 

Тема 6.2 Формулы речевого этикета. 

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. 

Раздел 7

Игры со словом (7 ч.)

Тема 7.1 Анаграмма

Тема 7.2 Ребус

Тема 7.3 Буриме

Тема 7.4 Палиндром

Тема 7.5 Бином фантазии

Тема 7.6 Шарада

Тема 7.7 Лингвистические задачи

В игровой форме через выполнение заданий повышенной трудности развивается кругозор и интеллект, любознательность, логика, обогащается словарный запас. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. 

Раздел 8 Обобщающее занятие. (1 ч)  Тема 7.1 Аукцион знаний. 

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Календарно-тематическое планирование

 

Название темы  (раздела)

Всего часов

Из них

 

Основные виды  деятельности обучающихся, 

практический результат

аудиторные

активные

 

Введение (1 ч)

Организационные занятия

1

0,5

0,5

Знакомятся с целью и задачами и примерным планом работы в рамках изучения курса, заполняют диагностические анкеты, заводят папки для творческих работ и исследовательских проектов; составляют номинации для присвоения по итогам изучения курса.

 

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)

 

2

Разночтение слов в звучании и написании. 

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи; углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: звук, слог, слово;  наблюдают особенности ударения в русском языке; углубить знания о нормах орфоэпии; сформировать умение проводить фонетический и орфоэпический анализ слов.

3

Для чего используют звуковые повторы в речи. 

1

0,5

0,5

4

Какова роль интонации в устной речи 

1

0,5

0,5

5

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» 

1

0,5

0,5

 

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч)

6

 

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 

1

0,5 

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного  и

художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную

7

 

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. 

1

0,5 

0,5

 

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 

1

0,5 

0,5

информацию текста, работать с этимологическим и словообразовательным словарями; углубят знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе:

слово, морфема, приставка, суффикс, окончание, корень, постфикс, префикс, аффикс; познакомятся с основными способами образования слов, с такими языковыми явлениями, как сращение морфем, чередования (полногласий и неполногласий); научатся выполнять словообразовательный разбор слова, определять особенности словообразования разных частей речи; 

9

Этимология слов. Работа со словарями 

1

 

1

10

Презентация исследовательской работы работы. (Вернисаж «Моё открытие»)

1

 

1

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч)

11

Зачем нужно знать алфавит. 

1

0,5 

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста. Познакомятся с принципами русской орфографии; получат возможность овладеть рациональными способами применения изученных орфографических правил (памятки-опоры, учебные рифмовки и т.п); сформировать умение работать с орфографическим словарём.

12

В чём секрет правописания морфем. 

1

0,5 

0,5

13

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 

1

0,5 

0,5

14

Не пером пишут – умом. Тайны письма. 

1

0,5 

0,5

15

Бенефис знаний. 

1

 

1

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (4 ч)

16

На какие группы делится словарный состав русского языка 

1

1

 

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в

17

Игра «Бестолковый словарь»

1

 

1

18

О чём рассказывают фразеологизмы? 

1

0,5

0,5

 

19

Практическая работа (составление лексической карты слова)

1

 

1

разделе: слово, лексема, лексическое значение. Познакомятся с видами классификации слов с точки зрения их происхождения, употребления, стилистической окраски, с тематическими группами слов. Получат возможность сформировать навык работы с толковым словарём.

Составляют шуточный «Бестолковый словарь».

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч)

20

Чем отличаются склоняемые части речи  друг от друга. 

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: слово как часть речи, постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи; овладеют навыками морфологического разбора слов разных частей речи.

21

В чём секрет глагола и его форм. 

1

0,5

0,5

22

Как отличать грамматические омонимы. 

1

0,5 

0,5 

23

Какими бывают предложения. 

1

0,5 

0,5 

24

Грамоте учиться всегда пригодится. Мониторинг знаний. 

1

0,5

0, 5

Речевой этикет.(2 ч)

25

Правила речевого этикета. 

1

0,5

0,5 

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; сформировать умение пользоваться формулами речевого этикета в соответствии с ситуацией общения.

26

Формулы речевого этикета. 

1

 

1

Игры со словом. (7 ч.)

27

Анаграмма

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на

28

Ребус

1

0,5

0,5

29

Буриме

1

0,5

0,5

 

30

Палиндром

1

 

0,5

0,5

слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; познакомиться с разными словесными играми; научиться организовывать свой досуг с помощью словесных игр; сформировать умение создавать материал для словесных игр для ровесников и младших школьников (Составляют сборник игр со словом)

31

Бином фантазии

1

 

0,5

0,5

32

Шарада

1

 

0,5

0,5

33

Лингвистические задачи (олимпиада)

1

 

 

1

 

Обобщающие занятия. (1 ч)

34

Аукцион знаний

1

 

 

1

Представляют папки творческих работ и исследовательских проектов; подводят итоги, оценивают собственные достижения и достижения друг друга через анкеты, портфолио; присвоение номинаций. 


 


 

Посмотрите также