Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чинарская средняя общеобразовательная школа №1»
Разработала и провела
учитель начальных классов :
Гасанбекова А.К
|
· УМК «Школа России»,
· учебник «Литературное чтение. 3 класс», авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
· познакомить учащихся с содержанием басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»;
· формировать умение определять басню как жанр литературы;
· формировать умения анализировать басню, находить мораль басни;
· совершенствовать навык выразительного чтения.
Задачи:
пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; помочь активно воспринимать изучаемый материал;
помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; расширять и активизировать словарный запас детей; помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.
Оборудование:
· Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» (аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение. 3 кл.» в 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2019);
· толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля, Д.Н.Ушакова;
· конверт с карточками «Басня и особенности жанра»;
· конверт с карточками «Крылатые выражения из басен И.А.Крылова».
Технические средства: ноутбук, видеопроектор, экран.
Планируемые результаты: Предметные: знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню.
Метапредметные:
· понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;
· находить необходимую информацию в различных источниках; участвовать в работе группы.
Личностные:
· интерес к чтению произведений великого русского баснописца;
· осмысление нравственных ценностей в басне И.А.Крылова «Ворона и Лиса»;
· оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные:
· понимать содержание прочитанного;
· высказывать свое отношение к прочитанному;
· осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
· определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные:
· извлекать необходимую информацию из текстов; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
· организовывать
свое рабочее место;
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные:
· научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
· выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.
Ход урока
Психологический настрой обучающихся.
Свой урок мы начнем с игры.
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
-Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
-Подарите свою улыбку мне.
– Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.
- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке?
- проверять домашнее задание,
- познакомимся с новым произведением,
- узнаем значение новых слов,
- будем читать и анализировать текст,
- развивать навыки выразительного чтения.
II.Сообщение задач урока:
- Сегодня мы продолжим работать над знакомым вам жанром литературы. Вспомним, что такое басня и особенности жанра. Установите соответствие понятия и его определения.(Конверт с карточками №1)
Басня – это… Мораль – это… Аллегория (иносказание) – это… Олицетворение – это … |
…краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, которые наделены человеческими качествами, созданное для исправления нравов. …нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. …изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление. …перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. |
- Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? (И.А.Крылов)
- Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль.
Выберите правильный ответ
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни-это:
А) животные, люди, растения
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы
Б) волшебство
Г) мораль, сатира, аллегория, диалог
5. Сатира:
А) любование кем – либо
Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде
В) нравоучение
6. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
- Молодцы с заданием справились хорошо! Оцените.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Значит, вы готовы к встрече с героями ещё одной басни И.А.Крылова.
- Предлагаю сегодня на уроке прочитать басню в стихах И.А.Крылова «Ворона и Лисица», проанализировать и инсценировать её.
- Определите учебную задачу урока. (Научиться правильно и выразительно читать басню «Ворона и Лисица», узнать, какие события происходили с героями, какие человеческие пороки и недостатки показал И.А.Крылов, найти и понять мораль басни, извлечь для себя поучительный урок).
- Кто главные герои этой басни? (Ворона и Лисица.)
- Попробуйте предположить, о чём басня? (Эта басня о том, как Лиса обманула Ворону.)
- Почему вы так думаете? (В русских сказках лиса – хитрая обманщица, всегда добивается своего. Вороны в сказках всегда самодовольны и хвастливы. Известна Ворона и своей глупостью.)
- Проверим наши догадки.
- Предлагаю послушать поучительную историю - басню И.А.Крылова под названием «Ворона и Лисица».
Первичное восприятие. Аудиозапись. Заполнение схемы- модели.
1. Слушаем басню
2. Проверка предположений
- Какие чувства вызвала басня?
- На какие вопросы удалось ответить?
Тема урока
- Да, тема нашего урока – басня И.А.Крылова « Ворона и лисица»
( открывается доска с темой)
-Мы разберем ее содержание и смысл, будем учиться выразительно читать.
- Что было непонятно?
4) Словарная работа ( индивидуальная работа)
Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать .
На доске записаны слова и выражения. Объяснят их значения 2 ученика. Они сегодня готовили словарную работу к уроку.
Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
Пленил – заворожил.
Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
- Как одним словом назвать слова лесть, льстец, льстить? (Родственные)
- Чтобы ответить на оставшиеся 2 вопроса, надо перечитать басню и проанализировать ее.
Самостоятельное чтение басни
Физминутка. Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок!
Еще прыгай: раз, два , три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись!
- Прочитайте заголовок басни.
- Почему в заголовке басни Ворона, Лисица написаны с заглавной буквы?
(Ворона и Лисица – это имена героев басни. Они будут вести себя как люди.)
- И.А.Крылов в своих баснях показывал недостатки людей через образы животных.
- Как называется такой литературный приём в баснях? (Иносказание или аллегория.)
- Прочитайте текст самостоятельно, отмечая слова, смысл которых вам не совсем понятен. Определить значения непонятных слов нам помогут толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля, Д.Н.Ушакова.
Чтение басни учащимися
Анализ развития событий.
- Сколько смысловых частей в тексте? (В тексте две смысловые части.)
- В какой части текста изображены все события басни? (Во 2 части.)
- Какой вопрос можно поставить к тексту 2 части? (Что произошло?)
- Определите тип текста. (Текст - повествование.)
Завязка действия.
- С чего начинается рассказ про Ворону и Лисицу? Прочитать по тексту.
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»
- Объясните выражение «Бог послал».
(Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном. Ворона случайно нашла сыр.)
Развитие действия.
- Где Ворона решила съесть свой сыр? Прочитать по тексту.
«…На
ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала…»
- Определите время действия. (Утро.)
- Как вы думаете, зачем Ворона взгромоздилась на ель? (Нужно было взобраться повыше, чтобы никто не помешал птичьей трапезе.)
- Ворона сразу съела сыр? (Нет. Ворона собиралась позавтракать.)
- Как понимаете значение слова «позадумалась»? (Задумалась надолго.)
- Как развивалось действие дальше? Прочитать по тексту.
«…На ту беду Лиса близёхонько бежала…»
(Лисица, почуяв запах сыра тут же приближается к Вороне.)
- Как вы понимаете выражение «на ту беду»? (Лиса – хитрый враг. А в русских сказках лиса – коварная обманщица. Жди беды.)
- Почему автор говорит «…Лиса близёхонько бежала…»? (Лиса пробегала близко от Вороны. Двигалась тихо и осторожно.)
- Верно. И.А.Крылов заранее характеризует вкрадчивость Лисы, ещё до того, как она что-то сказала или сделала.
- Уточним значение слова «вкрадчивый» в толковом словаре С.И.Ожегова. (Вкрадчивый - старающийся вызвать доверие, расположение к себе лестью, притворной любезностью.
Ещё употребляется в выражении «вкрадчивый голос».)
- Обратите внимание на выражение «вкрадчивый голос».
- Что остановило Лисицу? Прочитать по тексту.
«...Вдруг
сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил…»
- Почему И.А.Крылов употребляет выражение «сырный дух», а не «сырный запах»? («Сырный дух» - это яркий эпитет. И.А.Крылов показал нам, что для Лисицы это не просто кусочек сыра, а какое-то волшебное сырное чудо.)
-
Объясните выражения «сыр пленил». («Сыр пленил» - это олицетворение. «Сырный
дух» целиком овладел мыслями, чувствами Лисицы.)
- Что задумала Лисица, увидев Ворону, которая держала в клюве сыр? (Лисица
задумала отобрать у Вороны сыр.)
- Верно. Лиса задаётся целью, во что бы то ни стало, заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту.)
- Какую хитрость выдумывает Лисица, чтобы выманить сыр у Вороны? (Лисица придумала расхваливать красоту Вороны и её голос. Если Ворона поверит и раскроет клюв, чтобы спеть, то выронит сыр.)
Кульминация.
- Где самый напряженный момент в развитии действия? Как называется этот момент в развитии действия? (Кульминация.) Найдите и прочитайте по тексту.
«…Вещуньина
с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…»
- Объясните, что произошло? (Ворона от похвал Лисицы совсем утратила способность здраво рассуждать, чуть не задохнулась от радости. Каркнула.)
Задание 2 Работа в парах Фамилии: Оценка: В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют ворону ( в 1 колонке), лису( во второй колонке). Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.
|
Развязка действия.
- Какова развязка действия басни? Прочитать по тексту.
«…Сыр выпал — с ним была плутовка такова.»
- Что произошло? (Сыр падает. Лисица с сыром убегает.)
- Верно. Развязка басни стремительная, заключается в последней строке второй части.
Работа в парах. Выбор пословицы.
- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?
( задание на карточках)
Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни
« Верь своим очам, а не чужим речам»
« Хитри, да хвост береги»
ЛИСА «На чужой каравай, рот не разевай » ВОРОНА
«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »
Проверка самостоятельной работы
Проблемный анализ.
- Какие человеческие пороки и слабости показал И.А.Крылов через образы Вороны и Лисицы? (Через образ Лисицы автор показал жадность, хитрость, коварство и лесть, а через образ Вороны – глупость, чрезмерную доверчивость, любовь к лести.)
- Как называется такой художественный приём в литературе? (Художественный приём называется аллегория.)
- Как Лисе удалось обмануть Ворону? (Коварная хищница - Лиса хитро льстит, а глупая Ворона верит каждому льстивому слову Лисы.)
- Как автор относится к героям басни? (Для автора Лисица – плутовка, льстивая обманщица. А Ворона - глупа, чрезмерно доверчива, верит льстивым речам своего врага - хищной Лисицы.)
- Что высмеивает И.А.Крылов в басне? (Нам смешно читать враньё Лисицы про красоту Вороны и её «ангельский голосок». И.А.Крылов через образ Лисицы высмеивает лесть и повадки льстеца. Нам смешно, когда Ворона-вещунья и предсказательница не может предсказать, что если поверит лести Лисицы, то потеряет сыр. А когда Вороне сказали, что она – «царь-птица», то чуть не задохнулась от радости. Вороне очень нравилось слушать льстивые речи Лисицы. Нам смешно, когда Ворона старается, каркает для Лисы «во всё воронье горло». И.А.Крылов через образ Вороны высмеивает глупость и любовь к лести.)
–
Правильно. В басне И.А.Крылова нет положительных героев.
Нравственная проблема.
- Сколько смысловых частей мы выделили в басне «Ворона и Лисица»? (Мы выделяли две части. Работали над второй частью - рассказом.)
- Где в тексте мораль? (Мораль в 1 части текста.)
- Прочитайте мораль.
«Уж
сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
- Как вы понимаете выражение «уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и тоже.)
- Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Всё бесполезно.)
- Как вы понимаете высказывание И.А.Крылова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»? («В сердце уголок» - это метафора. Льстец всегда сможет обмануть глупого и доверчивого человека.)
- В чём заключается мораль басни «Ворона и Лисица»? (Лесть – это обман ради собственной выгоды. Устоять против лести трудно, особенно, если человек доверчивый и не очень умный.)
- Правильно. «Как бы не сладка была лесть, которая в укромном уголочке сердца может найти место, не надо ей поддаваться и верить. Это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной. Плохо быть простаком - Вороной, но быть хитрым льстецом, Лисою – низко и подло. Над простаком, пожалуй, иногда и посмеются, ну, а в другой раз и пожалеют его, но хитрого льстеца все честные люди презирают и не имеют к нему никакого доверия». [ 1]
- Как нужно прочитать мораль, чтобы до всех слушателей донести поучительный смысл басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»? (Читать нужно медленно, чётко, обращать внимание на знаки препинания.)
Выразительное чтение вслух.
Чтение басни проходит в виде конкурса на лучшего чтеца.
- Оцените свое чтение и чтение одноклассника.
Инсценирование басни. (Работа в группах по 3 ученика.)
Коллективное оценивание прочитанной басни.
– Можем мы утверждать, что басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» поучительна для читателей? (Да. Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» поучительна для читателей.)
–Чему вас научила басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»? При ответе используйте русские пословицы.
- «Бог-то бог, да и сам не будь плох». («Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»- редкостное счастье для Вороны, а сберечь она его не смогла из-за своей глупости и любви к лести. Не надо задирать нос и считать себя лучше других. Нельзя быть таким глупым и доверчивым к льстивым словам, как Ворона.)
- «Льстивые слова говорит, а сам в карман норовит». (Лисица придумывала льстивые слова, чтобы отобрать у Вороны сыр. Нельзя верить в чрезмерные похвалы. Если поверишь льстецу, то он тебя обманет и отберёт то, что ему захочется.)
- «Избегай лести – заслужишь больше чести». (В басне говорится, что «лесть гнусна, вредна». Хитрая Лисица добилась своей цели, получила сыр, но нечестным способом. Отвратительно быть жадным, льстивым и безжалостным, как Лиса. К льстецам нет доверия, их честные люди презирают.)
- Молодцы! Вы отлично усвоили нравственный урок И.А.Крылова по басне «Ворона и Лисица».
- Мудрые и меткие выражения И.А.Крылова из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми и употребляются в нашей речи как пословицы и поговорки.
- Найдите в басне «Ворона и Лисица» краткие выражения, которые могут использоваться в речи в значении: посчастливилось найти; равнозначно «очень старалась»; много раз повторяли, знают все; шутливое обращение – просьба исполнить песню (проявить вокальные данные); обмануть лестью.
Выражения из басни (ответы): «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»; «Ворона каркнула во все воронье горло…»; «Уж сколько раз твердили миру…»; «Спой, светик, не стыдись!»; «В сердце льстец всегда отыщет уголок.».
- Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Теперь вы можете украсить свою речь крылатыми выражениями, которые вам подарил великий русский баснописец И.А.Крылов.
· Сегодня на уроке мне было интересно …………………………. .
· Сегодня на уроке я узнал, что … ………………………………….. .
· Урок дал мне для жизни новый опыт… …………………………... .
Оценивание результатов работы учащихся.
а) обязательное задание: выразительное чтение басни «Ворона и Лисица»;
б) задание по выбору учащихся: чтение басни по ролям; инсценировка басни; выучить басню наизусть.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.