Урок литературного чтения в 4 классе А.П. Чехов "Ванька"
Оценка 4.7

Урок литературного чтения в 4 классе А.П. Чехов "Ванька"

Оценка 4.7
docx
25.08.2020
Урок литературного чтения в 4 классе А.П. Чехов "Ванька"
А.П.Чехов «Ванька».docx

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема:А.П.Чехов «Ванька»

Цель: 1)Познакомить детей  с рассказом Антона Чехова «Ванька»

2)Развивать умение прогнозировать содержание текста по его заголовку, по иллюстрации к тексту, работать над совершенствованием навыка чтения объемного текста и продолжить работу над литературоведческими знаниями.

3)Воспитывать чувство доброты и гуманного отношения к окружающим.

План:

1.Орг.момент.

2.Сообщение темы и целей урока:

-Мы сегодня познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова.

3.Работа над материалом урока.

-Что вы знаете об Антоне Павловиче Чехове?

-Антон Павлович Чехов – известный русский писатель. По специальности Антон Павлович – врач. Он лечил больных. Но не только физические болезни лечил Чехов .Своими произведениями он лечил и продолжает лечить души людей. Произведение, которое мы будем читать, называется «Ванька»

-Попробуйте определить по заголовку о чем это произведение?

-А теперь откройте учебники, рассмотрите иллюстрацию к тексту. Что вам подсказывает иллюстрация ?

-Что вы можете представить, глядя на иллюстрацию?

-Прочитайте слова , написанные на доске:

-девятилетний мальчик

-сапожник Аляхин

-ночь под Рождество

-пузырек с чернилами

-ручка с заржавленным пером

-милый дедушка

-сапогов нету

-пропащая моя жизнь

-увези меня отсюда

-Прочитав эти слова, что нового добавилось в вашем представлении о Ваньке?

(Слова закрываю)

-А как вы предполагаете, к какому жанру может относится произведение с заголовком «Ванька»?

-А какому типу может относится рассказ с таким названием: повествование, описание или рассуждение?

-Антон Павлович Чехов написал этот рассказ сто с лишним лет тому назад, поэтому в тексте встречаются устаревшие слова, которые в современном русском языке не употребляются и могут быть не всем понятными, но, может быть, кто-то из вас знает , что обозначают эти слова.

-заутреня(ранняя церковная служба)
-колодка(деревянная форма, используется при шитье обуви)

-дворня

-намедни( совсем недавно)
-изуитское ( двуличное, лицемерное)

 

4.Чтение текста учителем и выборочно детьми.

-Каким вы представляете деда?

-Что мог вспомнить Ванька такое ,что радовало и веселило его? Попробуйте представить.

 

5.Беседа по содержанию текста .

-Получит ли дедушка Константин Макарыч письмо от Ваньки?

-Если даже дед письмо не получит , какую роль письмо сыграет для Ваньки?

-Ну а если все таки свершится рождественское чудо , и дед получит Ванькино письмо. Изменится ли жизнь Ваньки к лучшему?

-Легко ли будет ему в деревне?

6.Итог,
-Совпал ли наш прогноз содержания произведения по заголовку с содержанием самого произведения?

 

-А прогноз жанра литературного произведения?

-Ну а тип текста рассказа мы правильно спрогнозировали?

-Что взволновало вас и заинтересовало сегодня на уроке?

7.Д.з.Перечитать рассказ и подумать ,как автор относится к Ваньке.

 

Урок литературного чтения по теме: А. Н. Бунин «Детство»

Цель: продолжить знакомство с поэзией И .Бунина, учить детей умению рассуждать, делать выводы, анализировать поэтические произведения, воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование: репродукция картины И. И .Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Учебник литературного чтения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы будем читать поэтическое произведение Ивана Бунина, будем восхищаться мастерством его поэзии.4.Подготовка к восприятию нового материала. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них-он сам, его переживания, мысли, душа. Сейчас я прочитаю стихотворение  «Детство». Вы послушайте внимательно .

-Вам понравилось стихотворение? Поднимите руки, кому понравилось.

-Почему стихи И. Бунина нас так завораживают? Откуда берутся такие великие поэты, которые могут писать такие необыкновенные стихи?

-Для того, чтобы ответить на эти вопросы обратимся к отрывкам из повести Ивана Бунина «Жизнь Арсентьева».

1 отрывок.  «Рос я великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди  них… Зимой безграничное снежное море, летом-море хлебов, трав и цветов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…»

-Мы  можем сказать, что Бунина с детства окружала природа, и он ее любил?

2 отрывок. «Глубина неба, даль полей говорили мне о чем-то ином ,как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чем-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему…»

-Наверно, ребята, бывали  и в вашей жизни минуты, когда вдруг вас охватывало чувство очарования, и оживали в душе поэтические сруны? Поднимите руки, у кого это хоть раз в жизни было.

3 отрывок. «Поздним вечером, когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал в темной спальне в своей детской кроватке, все глядела на меня в окно, с высоты, какая-то тихая звезда… Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала?»

-Почему волновалась душа маленького Бунина?

4 отрывок. «И вот я расту, познаю мир и жизнь в этом и все же прекрасном краю, в долгие летние дни его вижу: жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует ветер, то теплый, то совсем горячий, несущий солнечный жар и аромат нагретых хлебов и трав, а там, в поле, за нашими старыми хлебными амбарами,- там зной, блеск, роскошь света, там отливая тусклым серебром, без конца бегут по косогорам волны неоглядного ржаного моря».

-«Роскошь света…» Какой прекрасный образ! Как вы его понимаете? Как представляете?

-Почему картины детства И. Бунина самые светлые, самые яркие?

5.Работа по учебнику.

-Прочитайте стихотворение, которое продолжает эту тему.

-Что вы представили, читая это стихотворение?

-Что вы почувствовали?

-О ком это стихотворение?

-Почему вы так думаете?

(Это стихотворение о нем самом, потому что он говорит о себе, как он гулял в лесу.)

(Он говорит, что ему десять лет.)

-Поднимите руки, кому из вас десять лет.

6.-Поэт всегда делится с нами своим впечатлениями и переживаниями. А вы сможете поделиться своими впечатлениями после прочтения стихотворения. Но сначала возьмите карандаш и аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.

-Какие непонятные слова вам встретились?

(Бор, аромат, палаты, зной.)

-Что такое аромат?

-Подберите синонимы к слову «зной».

-Вспомните, о каком дереве пишет поэт?

(О сосне.)

-Значит, бор-это…(лес, в котором растут сосны.)

-А что вы знаете о слове «палаты»? В каких случаях его употребляют в речи?

-А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употреблял это слово

«Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей».

-Так что же такое «палаты»?

(Большой красивый зал.)

(Зал в царском дворце.)

-Посмотрим в толковом словаре.

-Подберите эпитеты к слову «палаты».

(Царские палаты, огромные палаты, красивые палаты, нарядные палаты, расписные палаты, светлые палаты.)

-А у Бунина какие палаты?

(Солнечные палаты.)

7.Перед вами репродукция картины замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Посмотрите на сосны. Какие они?

(Большие, огромные, красивые, стройные, высокие.)

-Что еще мы видим  на картине?

-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?

( На сосны  падает солнечный свет. От сосен падают тени. Так бывает в солнечный день.)

-Царские палаты создал человек. Кто создает солнечные палаты?

8.Давайте прочитаем еще раз стихотворение. А потом ответим на вопрос: какое настроение соответствует этому стихотворению?

(Чтение стихотворения вслух подготовленными детьми.)

-Я повторяю вопрос: какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

(Радостное, веселое ,бодрое ,приподнятое.)

-Найдите слова в тексте, которые, подтверждают ваши ответы.

(Сладостней, весело, солнечным, блеск, яркий свет, солнечного света…)

-Совпадает ли по настроению стихотворение с пейзажем Шишкина?

-Почему вы так думаете?

-Какими вы представляете людей, которые могут так воспринимать природу?

(Добрыми, наблюдательными, внимательными, ласковыми…)

-А теперь ответим на вопросы строчками из стихотворения. В какой день в бору сладостнее дышать?

-В какое время дня бродил поэт по лесу?

-Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

-Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?

-Что сказано о запахе сосны?

-Найдите строчку, в которой говорится о песке. Прочитайте ее.

(Песок- как шелк.)

-Почему так сказал Бунин?

(Песок мягкий - и шелк мягкий. Песок блестит на солнце – и шелк блестит).

-Как называется эта форма поэтической речи?

(Сравнение)

-Что такое сравнение?

-С чем можно сравнить солнечный луч?

(С золотой паутиной?)

-А траву?

(С ковром.)

-Капельки росы?

(Прозрачным камешком, со слезинкой.)

-Как журчит ручей?

(Как песенка, как разговор.)

-С чем сравнивает поэт бор?

(С солнечными палатами.)

-Какое это сравнение?

(Скрытое.)

-Как называется такое сравнение?

(Метафора.)

-Что сказано о стволе сосны?

(Тяжелый. Величавый. Гигант.)

-Послушайте, что нам прочитает о сосне Кирилл.

-Сколько живет сосна?

-Может ли так долго прожить человек?

-Сколько лет в стихотворении автору?

-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте .Можем ли мы увидеть эту сосну?

-Почему?

-О чем говорят эти великаны?

(Что мы очень маленькие.)

-Встаньте. Протяните к ним ладошки .Потрогайте их кору. Глазки закройте. Какая кора?

(Теплая. Мягкая. Горячая.)

-Откройте глаза. Поздоровайтесь с соснами. Скажите им : «Здравствуйте, сосны!». Гладим ствол.

-Что вам ответили сосны? Представляйте, фантазируйте.

(Здравствуйте, дети.)

-Спросите: « Вы давно живете на свете?»

-А они нам в ответ…

(Давно, очень давно.)

-Садитесь.

-Кто так разговаривает?

(Так говорят люди.)

-Природа для поэта- живое существо. Мы, конечно только вообразили себе этот разговор. Но он поможет ответить на следующий вопрос. Что почувствовал мальчик, когда прислонился к коре старого дерева?

(Он почувствовал себя очень маленьким. А сосны долгожители .Они старые и мудрые.)

9.Итог.Что нового для себя вы узнали на уроке? Какие чувства в вас разбудило стихотворение Ивана Бунина «Детство»? К чему оно вас побуждает? Какой урок вы сегодня извлекли для себя?

10.Д.З.Подготовиться к выразительному чтению стихотворения И. Бунина «Детство».

 


 

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

Слова закрываю) -А как вы предполагаете, к какому жанру может относится произведение с заголовком «Ванька»? -А какому типу может относится рассказ с таким названием: повествование,…

Слова закрываю) -А как вы предполагаете, к какому жанру может относится произведение с заголовком «Ванька»? -А какому типу может относится рассказ с таким названием: повествование,…

Урок литературного чтения по теме:

Урок литературного чтения по теме:

Роскошь света…» Какой прекрасный образ!

Роскошь света…» Какой прекрасный образ!

Большой красивый зал.) (Зал в царском дворце

Большой красивый зал.) (Зал в царском дворце

Что сказано о запахе сосны? -Найдите строчку, в которой говорится о песке

Что сказано о запахе сосны? -Найдите строчку, в которой говорится о песке

Почему? -О чем говорят эти великаны? (Что мы очень маленькие

Почему? -О чем говорят эти великаны? (Что мы очень маленькие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2020