Урок литературного чтения в 4 классе
Тема:А.П.Чехов «Ванька»
Цель: 1)Познакомить детей с рассказом Антона Чехова «Ванька»
2)Развивать умение прогнозировать содержание текста по его заголовку, по иллюстрации к тексту, работать над совершенствованием навыка чтения объемного текста и продолжить работу над литературоведческими знаниями.
3)Воспитывать чувство доброты и гуманного отношения к окружающим.
План:
1.Орг.момент.
2.Сообщение темы и целей урока:
-Мы сегодня познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова.
3.Работа над материалом урока.
-Что вы знаете об Антоне Павловиче Чехове?
-Антон Павлович Чехов – известный русский писатель. По специальности Антон Павлович – врач. Он лечил больных. Но не только физические болезни лечил Чехов .Своими произведениями он лечил и продолжает лечить души людей. Произведение, которое мы будем читать, называется «Ванька»
-Попробуйте определить по заголовку о чем это произведение?
-А теперь откройте учебники, рассмотрите иллюстрацию к тексту. Что вам подсказывает иллюстрация ?
-Что вы можете представить, глядя на иллюстрацию?
-Прочитайте слова , написанные на доске:
-девятилетний мальчик
-сапожник Аляхин
-ночь под Рождество
-пузырек с чернилами
-ручка с заржавленным пером
-милый дедушка
-сапогов нету
-пропащая моя жизнь
-увези меня отсюда
-Прочитав эти слова, что нового добавилось в вашем представлении о Ваньке?
(Слова закрываю)
-А как вы предполагаете, к какому жанру может относится произведение с заголовком «Ванька»?
-А какому типу может относится рассказ с таким названием: повествование, описание или рассуждение?
-Антон Павлович Чехов написал этот рассказ сто с лишним лет тому назад, поэтому в тексте встречаются устаревшие слова, которые в современном русском языке не употребляются и могут быть не всем понятными, но, может быть, кто-то из вас знает , что обозначают эти слова.
-заутреня(ранняя
церковная служба)
-колодка(деревянная форма, используется при шитье обуви)
-дворня
-намедни( совсем
недавно)
-изуитское ( двуличное, лицемерное)
4.Чтение текста учителем и выборочно детьми.
-Каким вы представляете деда?
-Что мог вспомнить Ванька такое ,что радовало и веселило его? Попробуйте представить.
5.Беседа по содержанию текста .
-Получит ли дедушка Константин Макарыч письмо от Ваньки?
-Если даже дед письмо не получит , какую роль письмо сыграет для Ваньки?
-Ну а если все таки свершится рождественское чудо , и дед получит Ванькино письмо. Изменится ли жизнь Ваньки к лучшему?
-Легко ли будет ему в деревне?
6.Итог,
-Совпал ли наш прогноз содержания произведения по заголовку с содержанием
самого произведения?
-А прогноз жанра литературного произведения?
-Ну а тип текста рассказа мы правильно спрогнозировали?
-Что взволновало вас и заинтересовало сегодня на уроке?
7.Д.з.Перечитать рассказ и подумать ,как автор относится к Ваньке.
Урок литературного чтения по теме: А. Н. Бунин «Детство»
Цель: продолжить знакомство с поэзией И .Бунина, учить детей умению рассуждать, делать выводы, анализировать поэтические произведения, воспитывать любовь к родной земле.
Оборудование: репродукция картины И. И .Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Учебник литературного чтения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы будем читать поэтическое произведение Ивана Бунина, будем восхищаться мастерством его поэзии.4.Подготовка к восприятию нового материала. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них-он сам, его переживания, мысли, душа. Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы послушайте внимательно .
-Вам понравилось стихотворение? Поднимите руки, кому понравилось.
-Почему стихи И. Бунина нас так завораживают? Откуда берутся такие великие поэты, которые могут писать такие необыкновенные стихи?
-Для того, чтобы ответить на эти вопросы обратимся к отрывкам из повести Ивана Бунина «Жизнь Арсентьева».
1 отрывок. «Рос я великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них… Зимой безграничное снежное море, летом-море хлебов, трав и цветов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…»
-Мы можем сказать, что Бунина с детства окружала природа, и он ее любил?
2 отрывок. «Глубина неба, даль полей говорили мне о чем-то ином ,как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чем-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему…»
-Наверно, ребята, бывали и в вашей жизни минуты, когда вдруг вас охватывало чувство очарования, и оживали в душе поэтические сруны? Поднимите руки, у кого это хоть раз в жизни было.
3 отрывок. «Поздним вечером, когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал в темной спальне в своей детской кроватке, все глядела на меня в окно, с высоты, какая-то тихая звезда… Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала?»
-Почему волновалась душа маленького Бунина?
4 отрывок. «И вот я расту, познаю мир и жизнь в этом и все же прекрасном краю, в долгие летние дни его вижу: жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует ветер, то теплый, то совсем горячий, несущий солнечный жар и аромат нагретых хлебов и трав, а там, в поле, за нашими старыми хлебными амбарами,- там зной, блеск, роскошь света, там отливая тусклым серебром, без конца бегут по косогорам волны неоглядного ржаного моря».
-«Роскошь света…» Какой прекрасный образ! Как вы его понимаете? Как представляете?
-Почему картины детства И. Бунина самые светлые, самые яркие?
5.Работа по учебнику.
-Прочитайте стихотворение, которое продолжает эту тему.
-Что вы представили, читая это стихотворение?
-Что вы почувствовали?
-О ком это стихотворение?
-Почему вы так думаете?
(Это стихотворение о нем самом, потому что он говорит о себе, как он гулял в лесу.)
(Он говорит, что ему десять лет.)
-Поднимите руки, кому из вас десять лет.
6.-Поэт всегда делится с нами своим впечатлениями и переживаниями. А вы сможете поделиться своими впечатлениями после прочтения стихотворения. Но сначала возьмите карандаш и аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.
-Какие непонятные слова вам встретились?
(Бор, аромат, палаты, зной.)
-Что такое аромат?
-Подберите синонимы к слову «зной».
-Вспомните, о каком дереве пишет поэт?
(О сосне.)
-Значит, бор-это…(лес, в котором растут сосны.)
-А что вы знаете о слове «палаты»? В каких случаях его употребляют в речи?
-А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употреблял это слово
«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».
-Так что же такое «палаты»?
(Большой красивый зал.)
(Зал в царском дворце.)
-Посмотрим в толковом словаре.
-Подберите эпитеты к слову «палаты».
(Царские палаты, огромные палаты, красивые палаты, нарядные палаты, расписные палаты, светлые палаты.)
-А у Бунина какие палаты?
(Солнечные палаты.)
7.Перед вами репродукция картины замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Посмотрите на сосны. Какие они?
(Большие, огромные, красивые, стройные, высокие.)
-Что еще мы видим на картине?
-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?
( На сосны падает солнечный свет. От сосен падают тени. Так бывает в солнечный день.)
-Царские палаты создал человек. Кто создает солнечные палаты?
8.Давайте прочитаем еще раз стихотворение. А потом ответим на вопрос: какое настроение соответствует этому стихотворению?
(Чтение стихотворения вслух подготовленными детьми.)
-Я повторяю вопрос: какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
(Радостное, веселое ,бодрое ,приподнятое.)
-Найдите слова в тексте, которые, подтверждают ваши ответы.
(Сладостней, весело, солнечным, блеск, яркий свет, солнечного света…)
-Совпадает ли по настроению стихотворение с пейзажем Шишкина?
-Почему вы так думаете?
-Какими вы представляете людей, которые могут так воспринимать природу?
(Добрыми, наблюдательными, внимательными, ласковыми…)
-А теперь ответим на вопросы строчками из стихотворения. В какой день в бору сладостнее дышать?
-В какое время дня бродил поэт по лесу?
-Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
-Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?
-Что сказано о запахе сосны?
-Найдите строчку, в которой говорится о песке. Прочитайте ее.
(Песок- как шелк.)
-Почему так сказал Бунин?
(Песок мягкий - и шелк мягкий. Песок блестит на солнце – и шелк блестит).
-Как называется эта форма поэтической речи?
(Сравнение)
-Что такое сравнение?
-С чем можно сравнить солнечный луч?
(С золотой паутиной?)
-А траву?
(С ковром.)
-Капельки росы?
(Прозрачным камешком, со слезинкой.)
-Как журчит ручей?
(Как песенка, как разговор.)
-С чем сравнивает поэт бор?
(С солнечными палатами.)
-Какое это сравнение?
(Скрытое.)
-Как называется такое сравнение?
(Метафора.)
-Что сказано о стволе сосны?
(Тяжелый. Величавый. Гигант.)
-Послушайте, что нам прочитает о сосне Кирилл.
-Сколько живет сосна?
-Может ли так долго прожить человек?
-Сколько лет в стихотворении автору?
-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте .Можем ли мы увидеть эту сосну?
-Почему?
-О чем говорят эти великаны?
(Что мы очень маленькие.)
-Встаньте. Протяните к ним ладошки .Потрогайте их кору. Глазки закройте. Какая кора?
(Теплая. Мягкая. Горячая.)
-Откройте глаза. Поздоровайтесь с соснами. Скажите им : «Здравствуйте, сосны!». Гладим ствол.
-Что вам ответили сосны? Представляйте, фантазируйте.
(Здравствуйте, дети.)
-Спросите: « Вы давно живете на свете?»
-А они нам в ответ…
(Давно, очень давно.)
-Садитесь.
-Кто так разговаривает?
(Так говорят люди.)
-Природа для поэта- живое существо. Мы, конечно только вообразили себе этот разговор. Но он поможет ответить на следующий вопрос. Что почувствовал мальчик, когда прислонился к коре старого дерева?
(Он почувствовал себя очень маленьким. А сосны долгожители .Они старые и мудрые.)
9.Итог.Что нового для себя вы узнали на уроке? Какие чувства в вас разбудило стихотворение Ивана Бунина «Детство»? К чему оно вас побуждает? Какой урок вы сегодня извлекли для себя?
10.Д.З.Подготовиться к выразительному чтению стихотворения И. Бунина «Детство».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.