Вопросы общей психологии
Оценка 5

Вопросы общей психологии

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа
Взрослым
27.09.2023
Вопросы общей психологии
Домашнее задание на курсах профессиональной переподготовки учителей. Дисциплина "Психология". Раздел "Общая психология"
Вопросы общей психологии..docx

Вопросы общей психологии

Задания в рамках обучения на курсах

профессиональной переподготовки

в отделе образования ООО «Знанио».

Выполнила Веселова Г.А.

 

1) Психология как наука. Предмет и объект психологии. Задачи психологии.

 

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи отражать и взаимодействовать с объектами окружающей действительности. В настоящее время выделяется три группы фактов психической жизни:

·        психические процессы

·        психические состояния

·        психические свойства

Основные задачи психологии:

·        изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений,

·        изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях,

·        использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности,

 

Предмет, объект, функции и задачи психологии. Определение психологии как науки.

Психологиянаука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей

Предмет изучения психологии - психика человека и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психика – это субъективное отражение объективного мира

Объект изучения - человек, его психические процессы, состояния и свойства.

1. психические процессы - познавательные, эмоциональные, волевые;

2. психические состояния - бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.;

3. психические образования - знания, умения, навыки, привычки;

4. психические свойства (свойства личности) - темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

Объект психологии это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Основная задача: изучение законов психической деятельности человека, исследование психических явлений, их анализ, интерпретация знаний в жизнь

2)  Заполните таблицу: Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

№ этапа,

название

Хронологические рамки

Представления о предмете психологии

Представители

I. Наука о душе

от античности до 16 века

 

 

1этап: Донаучный

 

Античность, (IV в. до н.э.–V в. н.э.)

Нет научных исследований психики.

Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;

основоположник: Аристотель

представители: Сократ, Демокрит, Платон.

2 этап: Научный

Средневековье (V–XVI вв.)

Влияние философии на психологию.

Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения.

Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;

Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным.

первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир.

Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)

3.      этап: Научный

Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.)

Сознание – мир внутренней реальности, состоящее из ощущений, чувств, представлений.

Основной метод – интроспекция (самонаблюдение).

Одно из этих направлений – рационализм, однако позднее он уступил главенствующую роль другому направлению – сенсуализму.

Сенсуалисты видели процесс познания как начинающийся с ощущений и постепенно восходящий к мышлению, которое и образует сознание.

основоположник: Рене Декарт. представители: Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Локк и Т. Гоббс.

II. Психология как наука о сознании

Новое время (Вторая половина XIX века)

Оформление в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии.

В. Вундт

III. Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии)

Новейшее время (начало XX века)

Отсутствие единого предмета психологии. Оформление различных направлений и научных школ.

З. Фрейд,

Дж. Уотсон,

Э. Торндайк,

М. Вертхаймер  

 

IV. Современный этап – интеграция психологических знаний

Новейшее время (XX–XXI век)

Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др.

 

3) Заполните таблицу: Классификация разделов психологии

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру.

Раздел психологии

Что изучает?

Общая психология

Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)

Психофизиология

Наука, возникшая на стыке двух наук, — психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями

Возрастная психология

Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека

Педагогическая психология

Закономерности обучения и воспитания

Медицинская психология

Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью

Социальная психология

Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям

Психодиагностика

Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно

Психотерапия

Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

Психология труда (исторически первое название — психотехника)

Рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика

Занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Психология аномального развития, или специальная психология

Изучение и восстановление психики в условиях определенных нарушений и отклонений: о

олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология

Исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология)

Постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология

Изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Психогенетика

Изучающая особенности психики, обусловленные генотипом, а также роль среды и наследственности в формировании индивидуальности и личности.

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

4) Дайте определение понятиям «метод», «методика», «методология».

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности "  Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Методологиясистема принципов организации научного исследования, способов достижения и построение научного диагноза. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

       Методология:

-учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;

-исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;

-выявляет законы функционирования и изменения знания;

-изучает объяснительные схемы науки и т.п.

Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.

5) Перечислите основные требования к методам психологического исследования и правила проведения психологического исследования.

Соблюдение определенных методологических требований, или принципов, выступает необходимым условием эффективности научно-психологического исследования.

1.     Первое методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому представлению о предмете науки.

2.     Используемый метод обязан быть объективным, т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики.

3.     При изучении психического желательна реализация генетического или эволюционного подхода, т.е. исследование явления в процессе его генезиса, развития, в процессе целенаправленного формирования.

4.     Практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует. Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное: семья, профессия, нация. Человеческая психика по сути социальна, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом.

5.     Каждый используемый психологией метод должен быть, с одной стороны, глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален. Но с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации. Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать?

6. Еще одним требованием к методам психологии является комплексность и междисциплинарность. Всякая серьезная научная проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач.

Правила психологического исследования:

1.     Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2.   Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

 

6) Заполните таблицу: Классификация методов психологии.

 

Метод

Сущность метода

Организационные методы.

Данная группа представляет методы, применяемые на протяжении всего исследования и представляющие различные подходы к его организации в целом. К организационным методам относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т.д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

Эмпирические методы.

Группа методов непосредственного или опосредованного сбора эмпирических данных о предмете исследования. Это, прежде всего, такие общенаучные методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также методы, свойственные психологической науке – частнонаучные методы, такие как тесты, опросники, анализ отдельного случая, биографический метод и другие.

Методы обработки данных.

К ним относятся количественный–математико-статистическая обработка данных и качественный – дифференциация данных по группам, их анализ.

Интерпретационные методы.

В эту группу входят генетический – анализ феномена в плане его развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п. и структурныйвыявление связи между психическими феноменами.

 

7) Психологическая структура сознания и её компоненты.

Видовой специфической характеристикой человека является его сознание.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобра­зование окружающей действительности.

Одно из первых представлений о структуре сознания при­надлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархи­ческую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверх­сознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессозна­тельного.

Компоненты сознания

      1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.

      2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.

      3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.

      4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.

Сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание. Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

Сознание и самосознание — это функции, которые человечество приобрело и развило в себе в процессе эволюционного развития.  

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие;
  • рефлексия;
  • самосознание.

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

1.     Интеллектуальный. Объединяют способность, знание, умение, при помощи которых индивид решает умственные задачи. Знания выступают основой интеллекта. Но также значение имеют культурные ценности, традиции, которые созданы человеком. К способностям относятся: память, мышление, восприятие, внимательность, наблюдательность, способность воспроизвести информацию, переключать и концентрировать внимание и т. д.

2.     Мотивационный. Источник мотивации — это потребности личности.

Мотивация — побуждение, которое определяет целенаправленность поведения индивида.

3.     Эмоциональный. Это отношение человека к происходящему с ним. Этот компонент состоит из чувств, настроений, переживаний, стрессов и т. д.

4.     Волевой. Человек способен действовать и контролировать свое поведение вопреки трудностям и своим желаниям.

5.     Самосознательный. В нем отражается собственное «Я» индивида. Благодаря этому компоненту человек способен к самопознанию и самовоспитанию.

С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

1.     Общественное — это совокупность сознания общества и других индивидов, воспринимаемое через призму своего интеллекта. Формирование общественного происходит в несколько этапов:

2.     Человек приобретает индивидуальный опыт, на который воздействует социальная среда и группа, в которой он находится.

3.     Затем присоединяются нормы государства, культуры, этноса, их традиции и законы.

4.     Также на личность воздействуют: религия, мифы, опыт предков, предрассудки и другой опыт, накопленный столетиями жизни человечества.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного:

  • религиозная;
  • морально-этическая;
  • правовая;
  • политическая;
  • экономическая.
  • Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

     По теории Леонтьева сознание состоит из:

Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.

Значения. Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.

Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

8. Психологическая структура личности и её составляющие.

Понятие личности является одним из ключевых в психологии. В научной психологии термины, обозначающие представителей человеческого вида, имеют несколько разное значение и указывают на разные функциональные признаки:

 

Человек - самое широкое понятие, обозначающее любого представителя виды homo sapiens.

 

Индивид обозначает конкретного представителя из вида homo sapiens.

 

Личность указывает на общественную сущность человека, т.к. может сформироваться только в социуме, приобретая характеристики, связанные с взаимодействием человека с миром людей: коммуникабельность, акцентуация характера, организаторские способности

 

Индивидуальность - единичное, уникальное проявление личности, характерные только для данного конкретного индивида (например, речь).

 

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 

Структура личности:

 

• Способности (понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности)

• Темперамент (включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства)

• Характер (содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей)

Волевые качества (охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей)

• Эмоции (переживания)

• Мотивация (побуждения к деятельности)

Социальные установки (убеждения и отношения людей)

·        Направленность личности - интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение.

 

9) Назовите основные психологические функции мотива. Сделайте классификацию мотивов по следующим основаниям: по виду потребностей, по степени обобщения, по степени участия сознания.

 

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели.

Выделяют следующие функции мотивов:

  • Побуждающая - связана с возникновением потребностей, которые приводят к  мобилизации силы человека для их удовлетворения
  • Направляющая - направляет деятельность на конкретный объект
  • Управляющая - связана с планированием действий
  • Организующая - деятельность мысленно организовывается
  • Смыслообразующая - человек оценивает жизненное значение потребностей в связи с существующими обстоятельствами
  • Отражательная - отражение в сознании человека средств достижения и последствий достижения поставленных целей или потребностей.

Мотивы различают

 

    Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.

http://uchenie-o-masterstve.ru/wp-content/uploads/2022/10/1-16.jpg

    Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.

 

    По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.

 

    Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

10) Дайте характеристику следующим психологическим составляющим психологического облика личности: самосознание, способности, темперамент, психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, творчество, речь, эмоции), характер.

     Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов.

    Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.

Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности – прижизненное образование, имеющее врожденную основу. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому способности человека можно разделить на специальные и общие.

Специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т.д.).

Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т.д.).

Различают несколько уровней в развитии способностей людей.

    Одаренность – это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение).

    Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.

    Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

     Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

     Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

     Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

     Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

    Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

     Послепроизвольное внимание определяется как сознательный, преднамеренный процесс сосредоточения человека на предметах, не требующих волевых усилий. По сознательности поставленной цели послепроизвольное внимание напоминает произвольное, а по степени интенсивности - непроизвольное.

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

     Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Материальной основой памяти является образование в коре головного мозга нервных временных связей. Эти нервные связи всегда возникают при воздействии какого-либо раздражителя (внешнего или внутреннего) на нервную систему человека.

     Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности, психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Мышление  – сложнейшая и  многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.

     Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

- предметно-действенное (или наглядно-действенное) – для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними;

- наглядно-образное – характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников;

 словесно-логическое (абстрактное) – характеризует старших школьников и взрослых людей

     Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в  ходе последовательного рассуждения, и  интуитивном мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

     В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в  учебнике и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства).

    В-четвертых, мышление подразделяется по  действенности контроля на критическое и некритическое.

     Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека.

Виды воображения

     а) пассивное воображение (выступает как замена деятельности; в этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать):

непроизвольное воображение (непреднамеренное) связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения, грезы.

произвольное воображение (преднамеренное) характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий.

     б) активное воображение (используется как условие творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего):

репродуктивное (воссоздающее), в котором реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, т. е. примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения.

продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов (процесс художественного творчества). В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни.

    Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства) является уникальность его результата.

Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи

      Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей опосредованная языком.

    Речь выполняет определенные функции:

     Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. Воздействие – это действие, оказываемое кем, чем-либо на кого, что-либо; влияние.

     Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

     Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

     Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

 Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.

     1) Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

     2) Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

     3) Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников.

     4) Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека, она лишена звукового оформления и протекает с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание.        Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность – характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

    Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

    Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

    Собственно эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

     Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

·        Моральные (нравственно-этические).

·        Интеллектуальные, практические.

      Настроение - это общий эмоциональный фон в текущий момент времени, не зависящий от объекта или обстоятельств. 

      Стресс – давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты.

      Характер — это целостное образование, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных, существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражается наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

     Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различные отношения личности к действительности.

     К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.

     Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, чуткость и др.

      Третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т.д.

      Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Вопросы общей психологии Задания в рамках обучения на курсах профессиональной переподготовки в отделе образования

Вопросы общей психологии Задания в рамках обучения на курсах профессиональной переподготовки в отделе образования

Объект психологии это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных

Объект психологии это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных

Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна),

Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна),

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

Психолингвистика Занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства

Психолингвистика Занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства

Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры

Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры

Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов

Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов

Организационные методы.

Организационные методы.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него

Человек приобретает индивидуальный опыт, на который воздействует социальная среда и группа , в которой он находится

Человек приобретает индивидуальный опыт, на который воздействует социальная среда и группа , в которой он находится

Индивидуальность - единичное, уникальное проявление личности, характерные только для данного конкретного индивида (например, речь)

Индивидуальность - единичное, уникальное проявление личности, характерные только для данного конкретного индивида (например, речь)

Смыслообразующая - человек оценивает жизненное значение потребностей в связи с существующими обстоятельствами

Смыслообразующая - человек оценивает жизненное значение потребностей в связи с существующими обстоятельствами

Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим

Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим

Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности

Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям

Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения, грезы

Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения, грезы

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

Моральные (нравственно-этические)

Моральные (нравственно-этические)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2023