Технологическая карта урока
ФИО педагога: Юферева Нина Леонидовна
Предмет: литература
Тема урока: «Доброта и сострадание в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: организовать работу с текстом
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия;
- формировать умение объективно оценивать свою работу.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- уметь осмысленно читать,
- развивать творческие способности;
- развивать умение делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
- уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;
- уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение работать в парах, группах;
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
Предметные:
- анализировать художественное произведение, знать литературоведческие понятия.
Дидактические средства: карточки, книги К. Г. Паустовского, учебник В. Я. Коровиной, видеофильм «К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» (фрагмент), презентация «Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»
Оборудование: проектор, интерактивная доска
Этап урока/время |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (3 минуты) Цель: обеспечить позитивную учебную мотивацию
|
Работа с эпиграфом урока Коллективное обсуждение |
Добрый день, ребята! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Слайд 1 К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф: «В жизни ценнее всего доброта». Эти слова принадлежат советскому и российскому филологу, культурологу, искусствоведу, доктору филологических наук, профессору Дмитрию Лихачеву. С его умными мыслями мы еще познакомимся на уроках литературы в 7 классе. Слайд 2 Ребята, скажите, как эти слова связаны с произведением, которое вы должны были прочитать дома? Правильно. Рассказ «Заячьи лапы» - это повествование не только о том, как заяц спас деда, но и рассказ о доброте, милосердии, сострадании. Слайд 3 Поэтому тему урока я обозначила так: «Доброта и сострадание в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы». |
Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
Слушают учителя.
Делают предположения |
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию Предметные УУД: выделять нравственную проблематику прочитанного текста Регулятивные УУД: оценивать готовность к уроку Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями; планировать учебное сотрудничество. Познавательные УУД: организовывать свое рабочее место; быть способным к построению короткого речевого высказывания в устной форме; настраивать себя на продуктивную работу
|
Ученик научится: планировать работу; анализировать прочитанное Ученик получит возможность научиться: понимать роль литературы в развитии моральных качеств личности
|
Постановка учебной задачи, целей урока (2 минуты) Цель: подвести учащихся к формулированию учебных задач
|
Прием «Домысливание» |
Исходя из темы урока, сформулируйте, пожалуйста, цели урока. Слайд 4. В этом вам помогут слова-помощники: Изучим… Проверим… Спасибо. Итак, мы сегодня работаем с рассказом К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». |
Формулируют цели урока.
В результате обсуждения принимают цели и задачи учебной деятельности.
|
Личностные УУД: формировать мотивацию к работе на уроке Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке Коммуникативные УУД: высказывать свое предположение; оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: выдвигать предположения |
Ученик научится: планировать пути достижения цели Ученик получит возможность научиться: самостоятельно ставить учебные задачи
|
Актуализация знаний (6 минут) Цель: подготовить учащихся к изучению новой темы |
Беседа
Просмотр фрагмента фильма «К. Г.Паустовский «Теплый хлеб» (остановить фильм на 03. 35 мин)
Самостоятельная работа
Прием «Лови ошибку!» |
Ребята, а с чего мы начинаем изучение любого художественного произведения? Правильно. С изучения биографии писателя, потому что очень часто биография и творчество писателя тесно связаны, потому что иногда, не зная биографии писателя, трудно бывает понять его произведения. Слайд 5 Дома вы должны были самостоятельно изучить биографию К. Г. Паустовского. Сейчас мы посмотрим фильм о Паустовском. Смотрите внимательно: потом вы получите задания по биографии и творчеству писателя. Давайте проверим, как вы запомнили материал. Вы получите карточки с текстом о К. Г. Паустовском (Приложение 1). В тексте допущены фактические ошибки. Ваша задача – увидеть и исправить ошибки. Карточки я соберу и поставлю оценки |
Отвечают на вопрос учителя.
Смотрят фрагмент фильма о К. Паустовском.
Работают с карточками
|
Личностные УУД: любовь и уважение к литературе, творчеству писателя Предметные УУД: понимать смысл прочитанного текста; ориентироваться в информационном образовательном пространстве Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: редактировать письменное речевое высказывание Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, фильм); структурировать знания
|
Ученик научится: находить в материалах учебника важную информацию Ученик получит возможность научиться: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопросы «что я не знаю и не умею?»)
|
Творческая практическая деятельность (27 минут) Цель: побудить учащихся к открытию нового знания через анализ эпизодов рассказа; обеспечить применение знаний и способов действий в учебной ситуации |
Самостоятельная работа Работа в парах Сообщение учащейся Работа с фильмом Составление рассказа о героях |
В фильме было сказано, что Паустовский в своих произведениях писал о доброте, уважении, любви к природе (обращает внимание на выставку книг К. Паустовского). Давайте будем разбираться, так ли это. Обратимся к рассказу «Заячьи лапы». Для начала вспомним сюжет произведения. Я вам раздам карточки, где перечислены основные события рассказа (Приложение 2). Ваша задача – восстановить их последовательность и проставить цифры справа. Работаем в парах. Кто быстрее? Давайте проверим. Вы видите, что автор рассказывает нам историю не в хронологической последовательности, т. е события показаны не по порядку. Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, что это за заяц и почему они это хотели сделать. И только в самом конце рассказа мы узнаем о начале этой истории. Как вы думаете, почему таким образом построил писатель произведение? По названию рассказа понятно, что в центре событий – заяц. Это животное вы все, наверняка, хорошо представляете. Давайте послушаем Катю. Она подготовила нам сообщение об этом лесном жителе, герое нашего урока Слайд 6 К рассказу Кати можно добавить, что это животное занимает большое место в фольклоре многих народов. В русском фольклоре, например, есть сказки, пословицы, считалки, меткие выражения о зайце. Вы, наверняка, сами сможете их назвать. Слайды 7-9 Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествованиях - это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам. Вот такой у нас интересный герой урока. А сейчас давайте вспомним других героев рассказа и поговорим, как они отнеслись к зайцу. Слайд 10 Ведь именно по отношению к зайцу мы можем судить о героях: добрый или злой, милосердный или жестокий. Поработаем в группах. Вам нужно охарактеризовать героев, при необходимости можете использовать предложенные слова на карточке (Приложение 3) Итак, подведем промежуточный итог: все ли герои прошли проверку на доброту и сострадание? Нет. Но добрых, отзывчивых, чутких людей в рассказе больше. Благодаря им, был спасен заяц.
Но нужно сказать, что в рассказе есть еще одно действующее лицо – это природа. Природа в рассказе показывает настроения, чувства действующих лиц, выражает отношение к поступкам людей. Приведите, пожалуйста, примеры. Давайте вспомним, какое же природное бедствие послужило началом истории. Слайд 11 Лесной пожар – это неконтролируемое распространение огня по лесному массиву. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются полезные свойства леса, почвы, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и животных. Кто скажет, отчего происходят лесные пожары? Слайд 12 Правильно. Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфа в условиях жаркой погоды. Как нужно вести себя во время лесного пожара? Слайд 13 Давайте найдем и прочитаем описание пожара в рассказе Паустовского. Какую картину вы представили? Какие чувства вызывает прочитанный отрывок? С помощью каких средств автор передал это страшное бедствие? Какой вывод нужно сделать?
Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: О чем этот рассказ? О чем же главном хотел сказать писатель? С какой целью рассказал нам историю о зайце? Все верно. Молодцы!
|
Работают в парах с карточками
Слушают учителя.
Выдвигают предположения.
Слушают сообщение одноклассницы о зайцах. Называют произведения искусства, где упоминается заяц.
Вспоминают и называют правила поведения в лесу. Работают с текстом (находят нужный фрагмент, анализируют, делают выводы). Слушают учителя.
Называют героев рассказа «Заячьи лапы»
Работают в группах: 1группа - характеристика Вани и деда Лариона 2 группа - характеристика бабки Анисьи и аптекаря 3 группа - характеристика Карла Петровича и ветеринара
Отвечают на вопрос Размышляют. Делают выводы по уроку. Участвуют в коллективном обсуждении итогов урока (достигли ли поставленных целей).
|
Личностные УУД: стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению; совершенствовать духовно-нравственные качества личности; формировать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде Предметные УУД: уметь выразительно читать отрывки; характеризовать героев, давать их сравнительные характеристики; владеть литературоведческими терминами (сюжет, олицетворение, сравнение, обилие глаголов), понимать авторскую позицию и выражать своё отношение к ней; анализировать и истолковывать художественное произведение Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; обмениваться мнениями слушать и понимать других Познавательные УУД: извлекать фактуальную информацию из текста; ориентироваться в своей системе знаний; излагать содержание прочитанного текста выборочно |
Ученик научится: оценивать поступки героев; задавать вопросы; воспринимать художественный текст как произведение искусства Ученик получит возможность научиться: анализировать и характеризовать героев; брать на себя инициативу в организации совместного действия; обобщать информацию;
|
Проектирование домашнего задания (2 минуты) Цель: обеспечить понимание учащимися цели домашнего задания; создать условия для выбора учениками домашнего задания
|
Запись домашнего задания в дневник |
Пришло время получить домашнее задание. Ребята, я предлагаю выполнить одно из трех предложенных заданий: Слайд 14 1. Написать рассказ о случае с животным, свидетелем которого ты был. 2. Написать письмо людям от имени животного, домашнего или лесного. 3. Написать сочинение «Доброта – это…». Я думаю, что у вас все получится. |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы на уточнение
|
Личностные УУД: проявлять желание узнать больше Предметные УУД: составлять собственный письменный текст по предложенной теме Регулятивные УУД: планировать пути достижения цели Коммуникативные УУД: задавать вопросы по организации своей деятельности; высказывать свои чувства, мысли по предложенной теме в письменной форме; Познавательные УУД: понимать задание, определять степень трудности задания для себя; уметь делать выбор; собирать материал и обрабатывать информацию |
Ученик научится: строить сообщение в письменной форме; систематизировать материал Ученик получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели
|
Рефлексия учебной деятельности и оценивание (5 минут) Цель: соотнести поставленные задачи урока и результаты
|
Прием «Незаконченное предложение» Самооценивание и взаимооценивание
Рефлексивный прием «Плюс. Минус. Интересно» (Если мало времени, рефлексия проводится устно. Таблица выводится на слайде).
|
Я думаю, мы неплохо справились с задачами, поставленными в начале урока. А сейчас попробуйте объективно оценить свою работу на уроке: Слайд 15 1. На уроке я работал ... 2. Своей работой я… 3. Материал урока мне был... А сейчас, ребята, оцените, пожалуйста, работу своих одноклассников. Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. Еще я хотела бы узнать ваше мнение об уроке. Заполните, пожалуйста, таблицу «Плюс. Минус. Интересно» (Приложение 4) В конце урока мое вам пожелание: Слайд 16 Дари добро, что так необходимо. Спасибо всем за работу! Слайд 17 До свидания!
|
Оценивают свою работу по предложенной схеме
Оценивают работу одноклассников
Прощаются с учителем |
Личностные УУД: проявлять способность к оценке своей деятельности и деятельности одноклассников; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями; строить небольшие монологические высказывания, обосновывать свою точку зрения Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное; делать выводы |
Ученик научится: осуществлять итоговый контроль свой деятельности и деятельности одноклассников Ученик получит возможность научиться:
|
Приложение 1
К. Г. Паустовский родился в 1974 году в Одессе в семье железнодорожного служащего. Детство и юность будущего писателя прошли в Татарии. В Киеве он учился в гимназии, затем – в университете, потом перевёлся в московский университет, но бросил учёбу и пошёл работать.
В литературу он пришёл через журналистику: работал в разных газетах.
Для детей Кирилл Георгиевич начал писать в 1930 году. Многие его рассказы и сказки стали классическим детским чтением: «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей», «Муму» и многие другие. Часто его героями становятся дети и животные, в их взаимоотношениях раскрываются главные законы жизни: доброта, сочувствие, уважение и любовь, верность в дружбе.
Приложение 2
Дед и Ваня разыскивают в городе Карла Петровича |
3 |
Ваня приносит зайца ветеринару |
1 |
Дедушка рассказывает историю спасения от пожара |
5 |
Отказ ветеринара. Совет бабки Анисьи. |
2 |
Карл Петрович вылечил зайца |
4 |
Приложение 3
Злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.
Приложение 4
Плюс |
Минус |
Интересно |
|
|
|
Напоминалка:
В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции
В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .
В графу «И» - «интересно»- вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.