Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы" (5 класс)
Оценка 4.8

Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы" (5 класс)

Оценка 4.8
docx
28.01.2021
Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы" (5 класс)
Урок по рассказу К. Паустовского Заячьи лапы.docx

Технологическая карта урока

 

ФИО педагога: Юферева Нина Леонидовна

Предмет:  литература

Тема урока:  «Доброта и сострадание в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: организовать работу с текстом

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия;

- формировать умение объективно оценивать свою работу.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- уметь осмысленно читать,

- развивать творческие способности;

- развивать умение делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

- уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;

- уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать в парах, группах;

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Предметные:

- анализировать художественное произведение, знать литературоведческие понятия.

Дидактические средства: карточки, книги К. Г. Паустовского, учебник В. Я. Коровиной, видеофильм «К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» (фрагмент), презентация «Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Оборудование:  проектор, интерактивная доска

 

Этап урока/время

Виды работы,

формы, методы,

приемы

Содержание

педагогического  взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемые

результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3 минуты)

Цель: обеспечить позитивную учебную мотивацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с эпиграфом урока

Коллективное обсуждение

Добрый день, ребята!

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Слайд 1

К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф:

«В жизни ценнее всего доброта».

Эти слова принадлежат советскому и российскому филологу, культурологу, искусствоведу, доктору филологических наук, профессору Дмитрию Лихачеву. С его умными мыслями мы еще познакомимся на уроках литературы в 7 классе.  Слайд 2

Ребята, скажите, как эти слова связаны с произведением, которое вы должны были прочитать дома?

Правильно. Рассказ «Заячьи лапы» - это повествование не только о том, как заяц спас деда, но и рассказ о доброте, милосердии, сострадании. Слайд 3

Поэтому тему урока я обозначила так: «Доброта и сострадание в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы».

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают предположения

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию

Предметные УУД:

выделять нравственную проблематику прочитанного текста

Регулятивные УУД:

оценивать готовность к уроку

Коммуникативные УУД:

обмениваться мнениями;

планировать учебное сотрудничество.

Познавательные УУД:

организовывать свое рабочее место; быть способным к построению короткого речевого высказывания в устной форме; настраивать себя на продуктивную работу

 

 

 

 

Ученик научится:

планировать работу; анализировать прочитанное

Ученик получит возможность научиться:

понимать роль литературы в развитии моральных качеств личности

 

Постановка учебной задачи, целей урока

(2 минуты)

Цель:  подвести учащихся к  формулированию учебных задач

 

 

Прием «Домысливание»

Исходя из темы урока, сформулируйте, пожалуйста,  цели урока. Слайд 4.

В этом вам помогут слова-помощники:

Изучим…
Узнаем

Проверим…

Спасибо.

Итак, мы сегодня работаем с рассказом К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

 

 

 

Формулируют цели урока.

 

 

В результате обсуждения принимают цели и задачи учебной деятельности.

 

Личностные УУД:

формировать мотивацию к работе на уроке

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

высказывать свое предположение;  оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД:

выдвигать предположения

Ученик научится:

планировать пути достижения цели

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно ставить учебные задачи

 

Актуализация знаний

(6 минут)

Цель: подготовить учащихся  к изучению новой темы

 

 

Беседа

 

Просмотр фрагмента фильма «К. Г.Паустовский «Теплый хлеб» (остановить фильм на 03. 35 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Прием «Лови ошибку!»

Ребята, а с чего мы начинаем изучение любого художественного произведения?

Правильно. С изучения биографии писателя, потому что очень часто биография и творчество писателя тесно связаны, потому что иногда, не зная биографии писателя, трудно бывает понять его произведения. Слайд 5

Дома вы должны были самостоятельно изучить биографию К. Г. Паустовского. Сейчас мы посмотрим фильм о Паустовском. Смотрите внимательно: потом вы получите задания по биографии и  творчеству писателя.

Давайте проверим, как вы запомнили материал.  Вы получите карточки с текстом о К. Г. Паустовском (Приложение 1). В тексте допущены фактические ошибки. Ваша задача – увидеть и исправить ошибки.

Карточки я соберу и поставлю оценки

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят фрагмент фильма о К. Паустовском.

 

 

 

 

Работают с карточками

 

Личностные УУД:

любовь и уважение к литературе, творчеству писателя

Предметные УУД:

понимать смысл прочитанного текста; ориентироваться в информационном образовательном пространстве

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

редактировать письменное речевое высказывание

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, фильм);

структурировать знания

 

Ученик научится:

находить в материалах учебника важную информацию

Ученик получит возможность научиться:

оценивать  уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопросы «что я не знаю и не умею?»)

 

Творческая практическая деятельность

(27 минут)

Цель: побудить учащихся к открытию нового знания через анализ эпизодов рассказа; обеспечить применение знаний и способов действий в учебной ситуации

Самостоятельная работа

Работа в парах

Сообщение учащейся

Работа с фильмом

Составление рассказа о героях

В фильме было сказано, что Паустовский в своих произведениях писал о доброте, уважении, любви к природе (обращает внимание на выставку книг К. Паустовского). Давайте будем разбираться, так ли это. Обратимся к рассказу «Заячьи лапы».

Для начала вспомним сюжет произведения. Я вам раздам карточки, где перечислены основные события рассказа (Приложение 2). Ваша задача – восстановить их последовательность и проставить цифры справа.  Работаем в парах. Кто быстрее?

Давайте проверим.

Вы видите, что автор рассказывает нам историю не в хронологической последовательности, т. е события показаны не по порядку. Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, что это за заяц и почему они это хотели сделать. И только в самом конце рассказа мы узнаем о начале этой истории. Как вы думаете, почему  таким образом построил писатель произведение?

По названию рассказа понятно, что в центре событий – заяц. Это животное вы все, наверняка, хорошо представляете. Давайте послушаем Катю. Она подготовила нам сообщение об этом лесном жителе, герое нашего урока Слайд 6

К рассказу Кати можно добавить,  что это животное занимает большое место в фольклоре многих народов.

В русском фольклоре, например, есть сказки, пословицы, считалки, меткие выражения о зайце. Вы, наверняка, сами сможете их назвать. Слайды 7-9

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествованиях - это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Вот такой у нас интересный герой урока. А сейчас давайте вспомним других героев рассказа и поговорим, как они отнеслись к зайцу. Слайд 10

Ведь именно по отношению к зайцу мы можем судить о героях: добрый или злой, милосердный или жестокий. Поработаем в группах. Вам нужно охарактеризовать героев, при необходимости можете использовать предложенные слова на карточке (Приложение 3)

Итак, подведем промежуточный итог: все ли герои прошли проверку на доброту и сострадание? Нет. Но добрых, отзывчивых, чутких людей в рассказе больше. Благодаря им, был спасен заяц.

 

Но нужно сказать, что в рассказе есть еще одно действующее лицо – это природа. Природа в рассказе показывает настроения, чувства действующих лиц, выражает отношение к поступкам людей. Приведите, пожалуйста, примеры.

Давайте вспомним, какое же  природное бедствие  послужило началом истории. Слайд 11

Лесной пожар – это неконтролируемое распространение огня по лесному массиву. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются полезные свойства леса, почвы, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и животных.

Кто скажет, отчего происходят лесные пожары? Слайд 12

Правильно. Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфа в условиях жаркой погоды.

Как нужно вести себя во время лесного пожара? Слайд 13

Давайте найдем и прочитаем описание пожара в рассказе Паустовского.

Какую картину вы представили?

Какие чувства вызывает прочитанный отрывок?

С помощью каких средств автор передал это страшное бедствие?

Какой вывод нужно сделать?

 

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

О чем этот рассказ?

О чем же  главном хотел сказать писатель?

С какой целью рассказал нам историю о зайце?

Все верно. Молодцы!

 

Работают в парах с карточками

 

Слушают учителя.

 

 

Выдвигают предположения.

 

 

Слушают сообщение одноклассницы о зайцах.

Называют произведения искусства, где упоминается заяц.

 

Вспоминают и называют правила поведения в лесу.

Работают с текстом (находят нужный фрагмент, анализируют, делают выводы).

Слушают учителя.

 

Называют героев рассказа «Заячьи лапы»

 

Работают в группах:

1группа - характеристика Вани и деда Лариона

2 группа - характеристика бабки Анисьи и аптекаря

3 группа - характеристика Карла Петровича и ветеринара

 

Отвечают на вопрос

Размышляют. Делают выводы по уроку.

Участвуют в коллективном обсуждении  итогов урока

(достигли ли поставленных целей).

 

Личностные УУД:

стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению; совершенствовать  духовно-нравственные  качества  личности;  формировать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Предметные УУД:

уметь выразительно читать отрывки; характеризовать героев, давать их сравнительные характеристики; владеть литературоведческими терминами (сюжет, олицетворение, сравнение, обилие глаголов),  понимать авторскую позицию и выражать  своё отношение к ней; анализировать и истолковывать  художественное произведение

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; обмениваться мнениями слушать и понимать других

Познавательные УУД:

извлекать фактуальную информацию из текста; ориентироваться в своей системе знаний; излагать содержание прочитанного текста выборочно

Ученик научится:

оценивать поступки героев; задавать вопросы;  воспринимать художественный текст как произведение искусства

Ученик получит возможность научиться:

анализировать и характеризовать героев; брать на себя инициативу в организации совместного действия; обобщать информацию;

 

Проектирование домашнего задания

(2 минуты)

Цель: обеспечить понимание учащимися цели домашнего задания; создать условия для выбора учениками домашнего задания

 

Запись домашнего задания в дневник

Пришло время получить домашнее задание.

Ребята, я предлагаю выполнить одно из трех предложенных заданий: Слайд 14

1. Написать рассказ о случае с животным, свидетелем которого ты был.

2. Написать письмо людям от имени животного, домашнего или лесного.

3. Написать сочинение «Доброта – это…».

Я думаю, что у вас все получится.

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы на уточнение

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

проявлять желание узнать больше

Предметные УУД:

составлять собственный  письменный текст по предложенной теме

Регулятивные УУД:

планировать пути достижения цели

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы по организации своей деятельности; высказывать свои чувства, мысли по предложенной теме в письменной форме;

Познавательные УУД:

понимать задание, определять степень трудности задания для себя; уметь делать выбор; собирать материал и обрабатывать информацию

Ученик научится:

строить сообщение в письменной форме; систематизировать материал

Ученик получит возможность научиться:

выделять альтернативные способы достижения цели

 

Рефлексия учебной деятельности и оценивание

(5 минут)

Цель:  соотнести поставленные задачи урока и результаты

 

Прием «Незаконченное предложение»

Самооценивание и взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный прием «Плюс. Минус. Интересно» (Если мало времени, рефлексия проводится устно. Таблица выводится на слайде).

 

Я думаю, мы неплохо справились с задачами, поставленными в начале урока. А сейчас попробуйте объективно оценить свою работу на уроке: Слайд 15

1. На уроке я работал ...

2. Своей работой я…

3. Материал урока мне был...

А сейчас, ребята, оцените, пожалуйста, работу своих одноклассников. Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Еще я хотела бы узнать ваше мнение об уроке. Заполните, пожалуйста, таблицу «Плюс. Минус. Интересно» (Приложение 4)

В конце урока мое вам пожелание: Слайд 16

Дари добро, что так необходимо.
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что наша жизнь взаимна
И всё к тебе вернётся во сто крат!

Спасибо всем за работу!

Слайд 17

До свидания!

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу по предложенной схеме

 

 

Оценивают работу одноклассников

 

 

 

 

 

 

Прощаются с учителем

Личностные УУД:

проявлять способность к оценке своей деятельности и деятельности одноклассников; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД:

обмениваться мнениями; строить небольшие монологические высказывания, обосновывать свою точку зрения

Познавательные УУД:

систематизировать, обобщать изученное; делать выводы

Ученик научится:

осуществлять итоговый контроль свой деятельности и деятельности одноклассников

Ученик получит возможность научиться:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

К. Г. Паустовский родился в 1974 году в Одессе в семье железнодорожного служащего. Детство и юность будущего писателя прошли в Татарии. В Киеве он учился в гимназии, затем – в университете, потом перевёлся в московский университет, но бросил учёбу и пошёл работать.

В литературу он пришёл через журналистику: работал в разных газетах.

Для детей Кирилл Георгиевич начал писать в 1930 году. Многие его рассказы и сказки стали классическим детским чтением: «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей», «Муму» и многие другие. Часто его героями становятся дети и животные, в их взаимоотношениях раскрываются главные законы жизни: доброта, сочувствие, уважение и любовь, верность в дружбе.

 

Приложение 2

 

Дед и Ваня разыскивают в городе Карла Петровича

3

Ваня приносит зайца ветеринару

1

Дедушка рассказывает историю спасения от пожара

5

Отказ ветеринара. Совет бабки Анисьи.

2

Карл Петрович  вылечил  зайца

4

 

Приложение 3

 

Злой, грубый, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, робкий, строгий, любопытный, жалостливый, душевный, терпеливый, образованный, интеллигентный, сердитый, раздражённый, добрый, беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый.

 

Приложение 4

Плюс

Минус

Интересно

 

 

 

 

 

 

 

 Напоминалка:

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции

В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» - «интересно»-  вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Работа с эпиграфом урока Коллективное обсуждение

Работа с эпиграфом урока Коллективное обсуждение

Беседа Просмотр фрагмента фильма «К

Беседа Просмотр фрагмента фильма «К

Работаем в парах. Кто быстрее?

Работаем в парах. Кто быстрее?

В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам

В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам

Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину

Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину

С какой целью рассказал нам историю о зайце?

С какой целью рассказал нам историю о зайце?

Рефлексия учебной деятельности и оценивание (5 минут)

Рефлексия учебной деятельности и оценивание (5 минут)

Приложение 1 К. Г. Паустовский родился в 1974 году в

Приложение 1 К. Г. Паустовский родился в 1974 году в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2021