Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"
Оценка 4.7

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Оценка 4.7
docx
русская литература
10 кл
23.01.2020
Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"
Гончаров.docx

Тема урока: Жизнь и творчество И.А. Гончарова

 

Цель: обзор  основных периодов жизни и творчества И.А. Гончарова

 

Задачи:

 

1. Обучающая: познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества И.А. Гончарова, раскрыть особенности его мировоззрениея.

 

2. Развивающая: развивать устную речь учащихся, обощагать словарный запас, развивать умение анализировать текст, выражать свое мнение, способствовать развитию логического мышления  и речи учащихся.

 

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность; прививать интерес к творчеству И.А. Гончарова,  способствовать формированию устойчивого интереса к литературе .

 

Тип урока: урок формирования новых знаний.

 

Оборудование: проектор, компьютер.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада приветствовать вас и очень надеюсь  на сотрудничество. Мне хочется, чтобы  мы сегодня  плодотворно поработали на уроке.  Желаю вам позитивного настроения и успехов. 

Сегодня мы начинаем изучать творчество писателя, с которым ранее вы не были знакомы. Это творчество Ивана Александровича Гончарова. Тема нашего урока : «Жизнь и творчество И.А. Гончарова». Мы с вами познакомимся с основными периодами жизни и творчества Гончарова, обратимся к воспоминаниям  его современников, чтобы лучше понять личность писателя.

 

II. Объяснение нового материала.

Несмотря на то, что это новый для вас автор, хотелось бы спросить: известны ли вам его произведения? Какие?

Иван Александрович Гончаров – один из крупнейших мастеров русской реалистической прозы XIX века.
Родился в приволжском губернском городе Симбирске (ныне Ульяновске) 6 (18) июня 1812 г., за шесть дней до вторжения Наполеона в Россию.

Происходил Гончаров из зажиточного купеческого рода. Дед Гончарова был армейским офицером и дослужился до чина капитана, отец предпочел военной службе торговлю хлебом. Не раз симбирское купечество избирало Александра Ивановича городким головой. Из купеческого рода и мать писателя, Авдотья Матвеевна Шахторина. В 1804 году в 19 лет она вышла замуж за 50-летнего Гончарова. У них родилось 6 детей, выжили только четверо – Николай, Иван, Александра и Анна.

Иван Гончаров рос в обстановке приволья и материального довольства.

В сентябре 1819 г., в 65-летнем возрасте, скончался Александр Иванович Гончаров, когда И.А. Гончарову было 7 лет. На помощь в воспитании детей пришел крестный отец  детей, друг Гончарова-ст., дворянин, морской офицер, Николай Николаевич Трегубов, который учился в Морском кадетском корпусе, в дальнейшем был членом тайной масонской ложи. Трегубову был ближе всех из детей Ванюша. Этот живой, любознательный и тогда уже впечатлительный мальчик являлся его «близким спутником и собеседником».

Дети Гончаровой учились в частных пансионах, каких было много в дворянском Симбирске. Положительному и деловому Трегубову эти частные учебные заведения не нравились, и, по его совету, Ванюша был отдан учиться за Волгу, в пансион одного священника, Федора Антоновича Троицкого. Там он пробыл 2 года.

Летом 1822 г. его взяли оттуда, и он был отправлен в Москву и определен в Коммерческое училище. Выбор оказался неудачным: возглавлявший училище Тит Алексеевич Каменецкий, карьерист и некультурный человек, заботился не столько об образовании учеников, сколько о «благопристойности» их поведения. Гончаров вспоминал: «По милости Тита Алексеевича мы кисли там восемь лет, восемь лучших лет без дела! Да, без дела. А он еще задержал меня четыре года в младшем классе, когда я был там лучше всех, потому только, что я был молод, т.е. мал, а знал больше всех». Покинул училище в сентябре 1830 года, «не окончив курса учения в училище преподаваемого», как значилось в свидетельстве. Отметки: по русскому и иностранным языкам, географии и истории – «очень хорошие», в коммерческой арифметике – «средственные».

В 1831 году осенью Гончаров без особого труда выдержал вступительные экзамены и был зачислен на филологический (или как его тогда называли «словесный») факультет Московского университета. Учеба в университете сыграла огромную роль в жизни Гончарова. МУ привил ему широту взгляда, вооружил обширными познаниями, впервые пробудил интерес к литературной деятельности. Гончаров очень ценил годы, проведенные на историко-филологическом факультете.

У Гончарова в эти годы обширнейший круг чтения: от Гомера, Вергилия, Тацита, Данте до Шекспира и Вальтера Скотта. Но «живее и глубже всех поэтов поражен и увлечен был поэзией Пушкина в самую свежую и блистательную пору сил и развития великого поэта и в поклонении своем остался верен ему навсегда».

Гончаров получил в МУ подчеркнуто «филологическое» образование. Его мало интересовали политические проблемы, а также вопросы общего мировоззрения, связанные с философскими исканиями.

В студенческой среде Гончаров держался обособленно; во всяком случае он не сблизился ни с одним представителем тогдашней передовой молодежи.

Из трех лет, проведенных в университете, наиболее плодотворным был второй по счету, 32/33 уч.год; сам Гончаров называл его своим «золотым веком». В эту пору окончательно определилось влечение его к литературе.

27 сентября 1832г. лично видел Пушкина: в этот день Гончаров присутствовал при споре Пушкина с Каченовским в аудитории в аудитории университета по вопросу о подлинности «СПИ». Когда он вошел, «для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование».

В июне 1834 г. Гончаров закончил университет, который заложил прочную основу для дальнейших занятий искусством и литературой, завершил умственную подготовку Гончарова.

После окончания университета Иван Александрович ненадолго возвращается на родину, где служит секретарем у симбирского губернатора Александра Михайловича Загряжского. Служить ему было необходимо: правительство с подозрением взирало на всякого, кто уклонялся от своего «долга». Заниматься, по примеру родителей, торговлей Гончаров не желал, к армейской карьере он не чувствовал никакой склонности. Перед молодым человеком раскрылась неприглядная жизнь чиновничества: все сколько-нибудь значительные чиновники брали взятки, брал их и сам губернатор. Гончаров понимал, что в этой атмосфере ему не ужиться. Родные мечтали о том, чтобы он был дома, сам Гончаров мечтал о столице. Зима 1834-35 гг. не представляла такой возможности, писатель погружался в провинциальный быт. Но весной 1835 г. Гончаров сопровождал в Петербург Загряжский, который хотел добиться оправдания в обвинениях, которые против него возводились.

Он едет в Петербург, знакомится с семьей Майковых (Николаем Апполоновичем и Евгенией Петровной). Они предложили ему обучать своего сына. Их дом был местом сборов литературных вечеров. Дружба с Майковыми прошла через всю жизнь Гончарова.

18 мая 1835 года Гончаров был определен в число канцелярских чиновников министерства финансов, по департаменту внешней торговли, переводчиком. Здесь ему открылся мир коммерческий и бюрократический. Здесь подготовлялось понимание типа Адуева-старшего, понимание всемирной торговли, сказавшиеся потом во «Фрегате Паллада», созревали у Гончарова мысли об Андрее Штольце.

В 1847 г. выходит «Обыкновенная история», но этот роман не первый литературный опыт писателя. В 1838 г. выходит повесть «Лихая болесть», в 1839 г. – повесть «Счастливая ошибка». Можно сказать, что 1830-е гг. были для Гончарова временем учения на литературном поприще.Первое упоминание «Обыкновенной истории» относится к 1844 году. Когда роман был завершен, Гончаров попросил М.Я. Языкова,  зная его близкие отношения с Белинским, передать последнему рукопись, предварительно просмотрев ее и решив, стоит ли передавать. Языкову она почему-то не понравилась, в результате отправилась в его ящик. Через год или меньше Языков вспомнил про рукопись и передал Некрасову. Тот сразу увидел талант Гончарова и отдал рукопись Белинскому, который был в восторге «от нового таланта», проявившего себя так «блистательно», благословил вступление Гончарова в литературу.

Обыкновенная история была напечатана в трех номерах «Современника» за 1847 год, и уже 17 марта Белинский писал Боткину: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! Все мнения слились в ее пользу…»

Так родился новый русский писатель – И.А. Гончаров. Писатель, который на склоне лет сказал о себе так: «Я откровенно люблю литературу, и если бывал счастлив в жизни, так это своим призванием…»

Еще общество продолжает обсуждать «Обыкновенную историю», а Гончаров задумывает одновременно два новых романа. В октябре 1848 года был написан, а в марте 1849 года опубликован в «Литературном сборнике с иллюстрациями» (издание «Современника») «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». Закончен он будет только через десять лет, и все это время будет происходить постоянная работа над ним. На какое-то время писатель отвлекается на другой роман – «Обрыв» («В 1849 году, на Волге, когда я, после 14-летнего отсутствия, в первый раз посетил Симбирск, свою родину, родился план романа «Обрыв»… когда в то же время оканчивался обработкой у меня в голове роман «Обломов».

В 1852 году отправился в кругосветное путешествие, которое изначально предлагалось А.Н.Майкову, но который отказался. На фрегате «Паллада» секретарем при начальнике экспедиции адмирале Ефиме Васильевиче Путянине. Морское путешествие длилось два года, началось с Англии, завершилось на Дальнем Востоке – на Аяне, откуда до Питера еще 10 тысяч верст.

По возвращении Гончаров быстро завершает очерки, которые печатаются во многих изданиях: в «Отечественных записках», «Современнике», «Морском сборнике». Читатели встречают их с неизменным интересом, хвалит и критика.

Он приезжает в министерство финансов, но вскоре уходит оттуда и определяется в Петербургский цензурный комитет на должность цензора.

После этого в его жизни личная драма. Он испытывает безответное чувство к Елизавете Васильевне Толстой, приятельнице семейства Майковых. «Я болен ею…» - признавался Гончаров. История тоже обыкновенная… он мечется, страдает, пишет ей удивительные письма. На душе тяжко, рука не держит перо.

В 1857 году Толстая вышла замуж, и Гончаров взял четырехмесячный отпуск по службе, уехал в Мариенбад подлечиться. Но там начинается работа над «Обломовым» взахлеб. «…я приехал сюда 21 июня нашего стиля, а сегодня 29 июля, у меня закончена первая часть «Обломова», написана вся вторая часть и довольно много третьей, так что уже лес редеет, и я вижу вдали… конец».

Это произведение называют «мариенбадским чудом».

В январе 1859 года вышел из печати первый номер «Отечественных записок» с началом романа. В апреле публикация была завершена. Все бросились читать новый роман Гончарова. «обломов» победоносно овладел общим вниманием.

Первый серьезный критический отклик на роман – статья Добролюбова Николая Александровича «Что такое обломовщина?»

Либеральная критика (Дружинин Александр Васильевич «Обломов. Роман Гончарова» увидела в Обломове чуть ли не былинного героя, спящего до времени Илью Муромца, а в Обломовке – утраченный патриархальный рай.

Дмитрий Иванович Писарев «Обломов. Роман И.А.Гончарова».

Впереди высилась глыба нового романа – «Обрыв». Роман был задуман почти за 20 лет до того, как Гончаров приступил к окончательной работе над ним. Работа шла постоянно – отрывки печатались в журналах, читались друзьям.  Но роман шел туго. Ему приходилось служить в Петербургском цензурном комитете, где он помог Тургеневу, Островскому, Некрасову, Достоевскому. Ссора с Тургеневым. В 1867 г. он всё же уходит в отставку, и появляется больше свободного времени для работы над «Обрывом». Сам Гончаров называл его «переношенное дитя».

Наконец, в 1867 году «Обрыв» был практически завершен, а с января 1869 года его начали публиковать в «Вестнике Европы». Читатели с интересом встретили новый роман Гончарова, но критики отнеслись к нему недоброжелательно. В русском обществе была идейно-эстетическая борьба, а Гончаров не принадлежал ни к одному стану, поэтому ему досталось ото всех. Идейные противники Гончарова не захотели увидеть в романе никаких достоинств. Но и некоторые братья-писатели не нашли добрых слов для «Обрыва». Неодобрительно отозвались о нем Тургенев и Достоевский.

Больше за большие полотна он не брался. Но в последний период жизни, в эти два десятилетия были написаны очерки «Слуги старого века», «на родине», «В университете», литературно-критические статьи, очерк о Белинском. Написаны «Литературный вечер», «Необыкновенная история» и еще ряд произведений.

В эти годы Гончаров полон и чисто житейских забот – он взял на себя труд воспитания троих детей своего камердинера, умершего от туберкулеза. Перенес инсульт, ослеп на один глаз.

Михаил Матвеевич Стасюлевич – историк, профессор Петербургского университета, публицист, издатель – редактор журнала «Вестник Европы». Знакомы с 1860-х гг. «в своей частной жизни И.А. Гончаров восполнил свое одинокое существование, взяв на свое попечение случайно оставшихся на его руках чужих детей по смерти их отца, находившегося у него в домашней службе, вырастил их и дал им хорошее воспитание. Покойный не только делал добро, но и умел его делать».

Умер в ночь на 15 сентября 1891 года от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Похоронен изначально в Александро-Невской лавре.

Иван Александрович Гончаров пришел в литературу зрелым человеком и сразу же предстал перед читателями тоже вполне сложившимся зрелым мастером. Белинский называл его талант «сильным, замечательным», указывал на «необыкновенное мастерство» Гончарова в обрисовке характеров, на его «чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся» язык.

Петр Дмитриевич Боборыкин, писатель, сотрудничал во многих либеральных и народнических журналах, с Гончаровым знаком с 1870 г. писал: « Для него стоило великих усилий решиться на что-нибудь такое, что может поставить его в неловкое положение». «Ему было уже под шестьдесят. Ходил он бодро, крупной походкой, сохранившейся до глубокой старости, седины очень мало, умеренная полнота, чистоплотно и старательно одетый. Профессиональным писателем он совсем не смотрел, и только его разговор, даже касаясь предметов обыденных, мелких подробностей заграничной жизни, облекался в очень литературную форму, полон был замечаний, тонко продуманных и хорошо выраженных». «Когда Гончарову было уже 68 лет, он не смотрел дряхлым старцем. Все тот же крупный, энергетический шаг. Только голос стал слабее, и тогда начал жаловаться на катаральное состояние дыхательных путей, жаловаться и на болезнь глаза, которая в скором времени обострилась, и кончилась потерею зрения в этом больном глазе».

Николай Иванович Барсов – духовный писатель, автор ряда статей по истории религии и раскола: «Я никогда не слыхал такого прекрасного рассказчика, он рисовал ряд живых картин, пересыпая их то шутками и каламбурами, то совместными с собеседниками рассуждениями… Так незаметно прошло часа два…» «А отчего то все ваши сочинения начинаются непременно слогом «об»? Гончаров расхохотался. А в самом деле! Ну, я об этом, признаюсь, не думал!»

Виктор Иванович Бибиков, писатель: «Отличительной чертой характера Гончарова является скромность, кроющаяся, разумеется, в сознании своих сил. Никогда Гончаров не писал никаких писем личного характера в газеты или журналы, никогда он не принадлежал ни к какой литературной партии, никогда и никакими другими путями, кроме чистого творчества, он не искал популярности. Боязнь всего, что может походить на рекламу, доходит в нем до крайности».

Анатолий Федорович Кони – видный юрист, прогрессивный общественный деятель, литератор, член Государственного совета, почетный академик. «Произведения Гончарова – прежде всего изображение и отражение его житейских переживаний. Он сам сказал: «Что не выросло и не созрело во мне самом, чем я сам не жил, то недоступно моему перу; я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения. Поэтому, вероятно, Гончаров менее других выдающихся русских писателей был понятен иностранцам. К условиям его творчества относились медлительность, тяжесть самого труда, как орудия творчества. Сомнения автора касались не только существа его произведений, но и самой формы в ее мельчайших подробностях, а также отсутствие полной свободы для литературных занятий. Наконец, на творчество его влияли и физические недуги»

 

III. Проверка усвоения знаний.

Давайте теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили биографию писателя. Вам будет предложено несколько вопросов, вы должны будете ответить на них. Желательно, не подглядывая в тетради.

Каково происхождение писателя? (Купеческого рода)

Сколько братьев и сестер имел Гончаров? (1 брат и 2 сестры)

Кто был крестным отцом и другом семьи Гончаровых? (Н.Н. Трегубов)

Его профессия (Морской офицер)

С кем встретился в 1832 г. в Московском университете Гончаров? (С Пушкиным)

Годы службы в Департаменте внешней торговли (1835 – 1855)

Какое путешествие совершил Гончаров на фрегате «Паллада»? (Кругосветное)

Где похоронен Гончаров? (В Александро-Невской лавре).

 

IV. Подведение итогов.

Ребята, что вы узнали из воспоминаний современников о личности Гончарова? Каким вы теперь представляете писателя?

Спокойный нрав, скромность писателя, приспособление к плохим условиям, доброе сердце, консервативный взгляд, впечатлительность, эмоциональность.

Его будто не коснулась борьба партий, не затронули течения бурной жизни. Необычный дар – спокойствие и уравновешенность. Подозрительно относился к логике всяких устоев, ибо видел здесь утрату вечных ценностей – теплоты, сердечности, уважения к национальным традициям, гармонии человека и природы.

 

V. Домашнее задание. Отсутствует, т.к. это 1-й из 2 уроков за день.

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"

Урок литературы в 10 классе на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020