Урок литературы в 10 классе.
Тема: Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина
Форма организации образовательного процесса: «Урок открытых мыслей»
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
· Создать условия для развития умений «приостановить» свою деятельность.
· Обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого.
· Содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия.
· Обеспечить развитие умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.
Образовательные задачи этапа проверки домашнего задания
1. установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания,
2. выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся,
3. определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися,
4. устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы, обеспечить рефлексию учащихся по поводу своих способов учебной работы Образовательные задачи этапа субъективного опыта учащихся
1. Обеспечить мотивацию учения школьников.
2. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
3. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).
Образовательные задачи этапа изучения нового материала
1) Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала:
§ Существенных признаков понятий, теорий
§ Правил и построенных на их основании алгоритмов деятельности.
2) Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению.
3) Обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала.
4) Содействовать философскому осмыслению усваиваемых понятий, правил
5) Обеспечить осознание своих способов проработки учебной информации
ОБОРУДОВАНИЕ: распечатки плана, портреты А.С. Пушкина, его друзей и родственников, так же рисунки самого Пушкина; DVD материал (географические места А.С.Пушкина).
ХОД УРОКА
Организационный этап включает приветствие, проверку наличия текстов «Медного всадника» и стихотворения «Деревня» А.С. Пушкина, наличие лекционных тетрадей и дневников.
Этап проверки домашнего задания: Ученики говорят то, что им не удалось сделать. Учитель объясняет эти моменты по ходу занятия. Опрос учащихся по плану домашнего задания (анализ ст. «Деревня»):
1. Историческая справка периода написания стихотворения (Поездка в Михайловское между 10 и 15 июля 1819г, относится к Петербургскому периоду творчества, к вольнолюбивой лирике, идеи романтизма).
Жанр – стихотворение, но 1я часть – элегия, 2я часть – сатира.
2. Тема (1) – деревня, красота природы, вдохновение
Тема (2) – барство и крестьянство право
Проблема: изменение положения крестьян
Идея (1) – природа благотворно влияет на творчество поэта
Идея (2) – воля и свобода народа
3. Тропы. Эпитет: пустынный, лазурные.
Сравнение: Младые сыновья = толпы измученных рабов
Олицетворение: в целом природы
Метафора: насильственной лозой
Аллегория: прекрасная заря (будущее)
4. сей-этот (архаизм)
глас-голос (старославянизм)
Антонимы: светлые ручки душу омрачает слезы, стон
парус белеет
5. Восклицательная интонация («О, если б голос мой умел сердца тревожить!»)
Риторический вопрос («И над отечеством Свободы просвещенной / Взойдет ли наконец прекрасная Заря?»)
Антитеза на идейном и композиционном уровнях (союз «но»)
6. Первая строфа: ассонанс «о» - напевная интонация, так же – много сонорных звуков. Во второй части, напротив, - аллитерация «р». 5-6стопный ямб.
Опрос учащихся – по желанию, комментарии учителя. Диалог учеников и учителя – взгляд с разных жизненных позиций на одну проблему.
Этап объяснения нового материала.
План поэмы «Медный всадник» дети записывают в тетрадь:
1. История создания
2. Образная система поэмы
3. Историко-философская проблематика
Слово учителя. Ученики записывают в тетрадь основные моменты.
Поэма написана в «болдинскую осень» в 1833 г., в период полной творческой зрелости А.С.Пушкина. Когда произошло петербургское наводнение 7 ноября 1824 г., Пушкин жил в Михайловском. Поэт был глубоко взволнован происшедшим. Позже в 1826 г. А.С. прочитал книгу историка Берха «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в С-Петербурге». В письмах к друзьям Пушкин определил «потоп» как «общественное бедствие», ударившее по народу.
ВОПРОС: Вы прочитали это произведение. Определите его жанр.
Ответ: Свою поэму А.С. назвал «петербургской повестью», тем самым автор акцентировал свое внимание на повествовательном моменте одного события. Хотя литературоведы определяют произведение как «поэму» (лиро-эпический жанр).
Остальные учащиеся записывают кратко («петербургская повесть», поэма)
2. ВОПРОС: В поэме представлены два основных персонажа, каких? Почему именно эти образы взяты за основу повествования?
Ответ: Евгений и Петр Великий. Эти образы заключают две идейно-тематические линии. Один продолжает жить как личность в виде своего творения – города на Неве, в виде памятника. Другой – Евгений, мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода, опустившийся до мещанского уровня.
3.Слово учителя: Очевидно обеднение рода Евгения произошло в следствии реформ Петра. Но с другой стороны, автор говорит, что герой предал забвенью своих предков. Тем самым поэт акцентирует внимание на ничтожности своего героя, на принадлежности к безличной массе чиновников. Печать некой однобокости личности представлена в мечтах героя. О чем мечтает наш герой?
Ответ: Герой мечтает жениться на Параше. Жить небогато, но в любви. Это в первой части поэмы. Во второй, когда он потерял свою Парашу, свою надежду - он предстает не как чиновник, а как человек. Он не боится стихии, т.к. переправляется через реку, а после – как глас народа восклицает Петру: «Ужо тебе» (т.е.будет справедливость).
Слово учителя: Историко-философский подтекст поэмы состоит в том, что с одной стороны Петр – великий кумир, который улучшил экономическую и политическую мощь России. Но с другой стороны – страдание людей из народа. И потоп наглядно показа это. В зоне стихийных бедствий жил простой народ. Их судьбы не занимал некого. Но вместе с тем с помощью их труда креп город – столица России.
По ходу обсуждения учитель расставляет акценты – дети записывают важное в тетради.
Письменные вопросы к домашнему заданию:
1. Найти описание памятника, обороты, называющие Петра Великого. Почему А.С.Пушкин именно так изображает образ памятника (Ответ: величественное и пафосное изображение Петра говорит о том, что, несмотря ни на что, А.С. восхищается «властителем Невы», «кумиром», «властелином судеб», «строителем чудотворным», «создателем города»)?
2. Найти приемы олицетворения, почему они применены именно к этому образу? (Нева олицетворяется с одной стороны как величественная река, как человек, с другой стороны – как стихия, животное начало)
3. Найти доказательства того в тексте, что град Петров обречен на стихии (связано с образами Невы и Петра; природа оказывается сильнее личности Петра).
Вопросы записываются в тетрадь. Так же – выучить отрывок из поэмы наизусть.
Оценки. Пожелания. Рефлексия «Солнышко» (каждый называет по слову, которым можно охарактеризовать сегодняшний урок, учитель вписывает их в общий список).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.