Урок литературы в 10 классе. Тема: Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина
Оценка 4.6

Урок литературы в 10 классе. Тема: Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина

Оценка 4.6
doc
09.11.2021
Урок литературы в 10 классе. Тема: Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина
медный.doc

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина

Форма организации образовательного процесса: «Урок открытых мыслей»

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:

·        Создать условия для развития умений «приостановить» свою деятельность.

·        Обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого.

·        Содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия.

·        Обеспечить развитие умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Образовательные задачи этапа проверки домашнего задания

1.     установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания,

2.     выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся,

3.     определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися,

4.                 устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы, обеспечить рефлексию учащихся по поводу своих способов учебной работы Образовательные задачи этапа субъективного опыта учащихся

1.     Обеспечить мотивацию учения школьников.

2.     Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

3.     Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Образовательные задачи этапа изучения нового материала

1)    Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала:

§  Существенных признаков понятий, теорий

§  Правил и построенных на их основании алгоритмов деятельности.

2)    Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению.

3)    Обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала.

4)    Содействовать философскому осмыслению усваиваемых понятий, правил

5)    Обеспечить осознание своих способов проработки учебной информации

ОБОРУДОВАНИЕ: распечатки плана, портреты А.С. Пушкина, его друзей и родственников, так же рисунки самого Пушкина; DVD материал (географические места А.С.Пушкина).

ХОД УРОКА

Организационный этап включает приветствие, проверку наличия текстов «Медного всадника» и стихотворения «Деревня» А.С. Пушкина, наличие лекционных тетрадей и дневников.

Этап проверки домашнего задания: Ученики говорят то, что им не удалось сделать. Учитель объясняет эти моменты по ходу занятия. Опрос учащихся по плану домашнего задания (анализ ст. «Деревня»):

1.       Историческая справка периода написания стихотворения (Поездка в Михайловское между 10 и 15 июля 1819г, относится к Петербургскому периоду творчества, к вольнолюбивой лирике, идеи романтизма).

Жанр – стихотворение, но 1я часть – элегия, 2я часть – сатира.

2.       Тема (1) – деревня, красота природы, вдохновение

Тема (2) – барство и крестьянство право

Проблема: изменение положения крестьян

Идея (1) – природа благотворно влияет на творчество поэта

Идея (2) – воля и свобода народа

3.       Тропы. Эпитет: пустынный, лазурные.

Сравнение: Младые сыновья = толпы измученных рабов

Олицетворение: в целом природы

Метафора: насильственной лозой

Аллегория: прекрасная заря (будущее)

4.       сей-этот (архаизм)

    глас-голос (старославянизм)

    Антонимы: светлые ручки                         душу омрачает слезы, стон

                        парус белеет                             

5.       Восклицательная интонация («О, если б голос мой умел сердца тревожить!»)

Риторический вопрос И над отечеством Свободы просвещенной / Взойдет ли наконец прекрасная Заря?»)

Антитеза на идейном и композиционном уровнях (союз «но»)

6.       Первая строфа: ассонанс «о» - напевная интонация, так же – много сонорных звуков. Во второй части, напротив, - аллитерация «р». 5-6стопный ямб.

Опрос учащихся –  по желанию, комментарии учителя. Диалог учеников и учителя – взгляд с разных жизненных позиций на одну проблему.

 

Этап объяснения нового материала.

План поэмы «Медный всадник» дети записывают в тетрадь:

1.     История создания

2.     Образная система поэмы

3.     Историко-философская проблематика

 

 

Слово учителя. Ученики записывают в тетрадь основные моменты.

Поэма написана в «болдинскую осень» в 1833 г., в период полной творческой зрелости А.С.Пушкина. Когда произошло петербургское наводнение 7 ноября 1824 г., Пушкин жил в Михайловском. Поэт был глубоко взволнован происшедшим. Позже в 1826 г. А.С. прочитал книгу историка Берха «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в С-Петербурге». В письмах к друзьям Пушкин определил «потоп» как «общественное бедствие», ударившее по народу.

ВОПРОС: Вы прочитали это произведение. Определите его жанр.

Ответ:  Свою поэму А.С. назвал «петербургской повестью», тем самым автор акцентировал свое внимание на повествовательном моменте одного события. Хотя литературоведы определяют произведение как «поэму» (лиро-эпический жанр).

Остальные учащиеся записывают кратко («петербургская повесть», поэма)

2. ВОПРОС: В поэме представлены два основных персонажа, каких? Почему именно эти образы взяты за основу повествования?

Ответ: Евгений и Петр Великий. Эти образы заключают две идейно-тематические линии. Один продолжает жить как личность в виде своего творения – города на Неве, в виде памятника. Другой – Евгений, мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода, опустившийся до мещанского уровня.

3.Слово учителя: Очевидно обеднение рода Евгения произошло в следствии реформ Петра. Но с другой стороны, автор говорит, что герой предал забвенью своих предков. Тем самым поэт акцентирует внимание на ничтожности своего героя, на принадлежности к безличной массе чиновников. Печать некой однобокости личности представлена в мечтах героя. О чем мечтает наш герой?

Ответ: Герой мечтает жениться на Параше. Жить небогато, но в любви. Это в первой части поэмы. Во второй, когда он потерял свою Парашу, свою надежду -  он предстает не как чиновник, а как человек. Он не боится стихии, т.к. переправляется через реку, а после – как глас народа восклицает Петру: «Ужо тебе» (т.е.будет справедливость).

Слово учителя: Историко-философский подтекст поэмы состоит в том, что с одной стороны Петр – великий кумир, который улучшил экономическую и политическую мощь России. Но с другой стороны – страдание людей из народа. И потоп наглядно показа это. В зоне стихийных бедствий жил простой народ. Их судьбы не занимал некого. Но вместе с тем с помощью их труда креп город – столица России.

По ходу обсуждения учитель расставляет акценты – дети записывают важное в тетради.

Письменные вопросы  к домашнему заданию:

1.       Найти описание памятника, обороты, называющие Петра Великого. Почему А.С.Пушкин именно так изображает образ памятника (Ответ: величественное и пафосное изображение Петра говорит о том, что, несмотря ни на что, А.С. восхищается «властителем Невы», «кумиром», «властелином судеб», «строителем чудотворным», «создателем города»)?

2.       Найти приемы олицетворения, почему они применены именно к этому образу? (Нева олицетворяется с одной стороны как величественная река, как человек, с другой стороны – как стихия, животное начало)

3.       Найти доказательства того в тексте, что град Петров обречен на стихии (связано с образами Невы и Петра; природа оказывается сильнее личности Петра).

Вопросы записываются в тетрадь. Так же – выучить отрывок из поэмы наизусть.

Оценки. Пожелания. Рефлексия «Солнышко» (каждый называет по слову, которым можно охарактеризовать сегодняшний урок, учитель вписывает их в общий список).

 

 

 

Новое,Интересное,Наше 
мнение,важное,русское,жизнь,Вдохновение 

 

 

 



Урок литературы в 10 классе.

Урок литературы в 10 классе.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: §

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: §

Идея (1) – природа благотворно влияет на творчество поэта

Идея (1) – природа благотворно влияет на творчество поэта

Поэма написана в «болдинскую осень» в

Поэма написана в «болдинскую осень» в

Петру: «Ужо тебе» (т.е.будет справедливость)

Петру: «Ужо тебе» (т.е.будет справедливость)

Урок литературы в 10 классе. Тема: Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина

Урок литературы в 10 классе. Тема: Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021