Урок литературы в 3 классе
Оценка 4.7

Урок литературы в 3 классе

Оценка 4.7
docx
24.06.2020
Урок литературы в 3 классе
Урок литературы 4 класс.docx

 

 

Урок-сказка по  литературе

 «По страницам пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"»

22.12.2016г.          

В.Ю.Свиридова

4 «А»

Учитель: Агарева С.И.

Цели урока:

·         Углубить и продолжить работу по выяснению характеров героев, вырабатывать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;

·         Развивать навыки выразительного чтения,  связную речь, умение  работать с иллюстрациями и соотносить их с содержанием;

·         Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудоване, декорация к постановке, костюмы к сказке.

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. (Слайд 1)

А.С. Пушкин

I. Организационный момент.

- Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками, подарим им своё хорошее настроение и настроимся на продуктивный урок.

1. Психологический настрой.

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге.

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница – Зима

 Звучит грамзапись П.И.Чайковского

- При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите, какое настроение создаёт эта музыка, какие картины вы себе представили.

2. Подготовка к восприятию.

- Что вы себе представили?

Дети передают свои впечатления.

В музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют,

то кружатся, переливаясь, придуновение ветра.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Определение готовности к работе.

- Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.

(Иллюстрация зимнего пейзажа)

- Любите ли вы зиму?

Да, мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас, в России.

- Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей? Новый год. 

- Почему?

На Новый год люди загадывают желания и ждут

свершения чуда - исполнения желания.

- В произведениях, какого жанра могут происходить чудеса?

В сказках.

- Какие виды сказок вы знаете?

Народные, авторские.

- На какие группы можно разделить все сказки? (о животных, волшебные, бытовые)(Слайд2)

III. Постановка проблемы урока.

Вывод темы урока.

- Вам бы хотелось увидеть какое-нибудь чудо?

- Как вы думаете, сегодня на уроке произведение, какого автора нам в этом может помочь? 

Произведение С.Я.Маршака.

Портрет (Слайд 4)

- Что вы запомнили из жизни С.Я. Маршака?

Биографическая справка.

Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока, наконец , не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой

 Учитель: Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

- Как называется произведение, которое мы с вами читали на прошлых уроках?     (Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев»)

- Сегодня на уроке нам тоже понадобится корзина, только собирать в нее мы будем мудрые мысли, на поиски которых мы отправляемся прямо сейчас. (Слайд 6)

IV. Закрепление изученного материала.

1.    Коллективное воссоздание прочитанного.

- Опираясь на нашу таблицу, скажите, какая это сказка? 

-Докажите, что она волшебная

Работа в парах

( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события - быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование - Баба и дочь стали собаками)                           

 Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой – пьесой?

(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)

- Как вы думаете, почему сказка называется так?

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

А в этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу - Кто же это Падчерица?

(Учитель вывешивает карточку – падчерица)

Падчерица – неродная дочь. (Слайд 8,9)

- Что вы можете сказать об этой девушке, какая она? (Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.)

Трудолюбие, доброта, терпение, приветливость

- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? (Хорошая она девушка.)

(Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.)

- Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?

(Мачеха её не любил, она давала ей много работы.)

- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

(Зимой нарвать подснежников).

- Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».

Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить, как это было.

 V. Инсценировка «Урок королевы».

- А как мы узнаем о характерах персонажей? Ведь в пьесе нет авторской характеристики. (О характе6рах персонажей мы узнаём по их по поступкам и действиям.)

- Вспомним ключевые сцены, где проявляются как нельзя лучше характеры действующих лиц.

А) Первая наша остановка «Классная комната королевы во дворце».  Смотрим инсценировку

- Докажите, что во время «королевского урока» всё происходит как бы наоборот.

- Каковы результаты такого «ученья»?(Королева издаёт сумасбродный приказ: доставить во дворец подснежников из зимнего леса. И кто-то должен стать жертвой  королевского каприза. Ясно, что человека, отправляющегося в лес для выполнения этого приказа, ждёт гибель. Поэтому старуха с дочерью отправляют падчерицу. Да  и  как  отправляют! Мы посмотрим  позже.)

- Какие слова «выдают» характер Королевы?

- Королева действительно любит цветы? 

- Как можно охарактеризовать её поступок?

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

- Что вы можете сказать о характере Профессора?

- Когда происходят события сказки?

           Говорят, под Новый год,

           Что ни пожелается,

           Все всегда произойдет,

           Все всегда сбывается!

- Как вы думаете, найдется ли кто-то, желающий выполнить заведомо невыполнимый приказ Королевы?

- Почему?

На доске:

Королева

Учитель

капризная

умный

ленивая

терпеливый

надменная

выдержанный

бессердечная

робкий

 

По платью встречают, по уму провожают.

Жизнь дана на добрые дела.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Живи добрее – будешь всем милее.

В чужие сани не садись.

 

6. Словарная работа.

- На доске записаны слова, соотнесите их с образами  трёх девочек: падчерицей, дочкой, королевой.

     Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, весёлая, бессердечная, своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, ленивая.

Физминутка

7. Физминутка

- Представьте себя в роли актеров.

- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Помаршируйте. Покажите, как отдают честь.

- Девочки, представьте себя придворными дамами.  Покажите свою безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит королева.  Изобразите реверанс.  

- А теперь представьте, что вы идёте  вперёд, преодолевая сильные порывы ветра.

- Уже наступила зима. Как говорится в пословице «Мороз не велик, а стоять не велит». Покажите, что вам холодно, вы замерзли.

- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или  домашний камин. Изобразите это действие.

- А теперь поаплодируйте себе.

- Спасибо. Тихо садимся на места.

Б) Импровизация отрывка Дочка, старуха и падчерица.

- Прочитаем  по ролям эту сцену.

 

На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.

У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа.

Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

2-я группа.

дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

Прочитайте пословицы. Какие из них выражают поучение к проанализированной ситуации?

 

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

 

В). Выборочное чтение.

-Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья– месяцы передавали друг– другу эстафету.

(Дети читают:

Январь.– Не трещите морозы…..
Февраль.– Ветры, бури, ураганы….
Март.– Снег теперь уже не тот….
Апрель.– Разбегайтесь ручьи….)

- Ребята, как падчерица разговаривает с месяцами?

- А почему месяцы помогли девочки?

-Какие пословицы добавим в нашу корзину?



Любовь к труду - у людей на виду.

Терпенье и труд всё перетрут.

Доброе дело без награды не остаётся.

Откладывай безделье, не откладывай дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.



-Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте месяце? В апреле?

- Ребята, а он сказочный?

-Что вы можете сказать об этом цветке?

(Подснежник — самое раннее луковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. В природе насчитывается около 18 видов. Многие из них занесены в Красную книгу.)

 

Подведение итогов. 

- Мы с вами провели большую анализирующую работу произведения С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

-Какое произведение мы сегодня рассматривали на уроке?

- Кто его автор?

- Когда Маршак начал работу над сказкой «12 месяцев»?

 

-Какой можно сделать вывод?

- Мы с вами за урок насобирали целую корзину сокровищ мудрости. Она дороже, чем та корзина золота, которую пообещала королева. Это свидетельствует о том, что мы сделали правильные выводы, научились главному - добру.

- Какую именно мудрость вы после урока принесете домой?

- Какие качества характера из этих вы хотели бы воспитать в себе?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке? Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…

- Какое настроение у вас в конце урока?

Выставление оценок.

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья?

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас!

 

Домашнее задание:

нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Материал для урока

 Волшебные помощники  

        

Волшебный предмет   

                                                              

Волшебные события     

           

 Волшебное преобразование                    

 

 

 

 

 

колечко

12 месяцев,

 

дочка и мачеха превращаются в собак

 

 

быстрое изменение времен года,


Образы мачехи, дочки, падчерицы

 

Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, весёлая, бессердечная, своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, ленивая.

 

своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, ленивая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 имеет чувство

юмора,

 

 сирота,

 

трудолюбивая

 

добродушная

 

 честная

 

 спокойная

 

послушная

 готова простить

 

жадная

 

безжалостная

 

 не уважает родителей

 

 злая

 

равнодушная

 

корыстная

 

 хитрая

 эгоистическая,

ленивая,

непослушная,

 завистливая.



 

Урок-сказка по литературе «По страницам пьесы-сказки

Урок-сказка по литературе «По страницам пьесы-сказки

Что вы себе представили? Дети передают свои впечатления

Что вы себе представили? Дети передают свои впечатления

Петербурге. Я учился в Воронежской гимназии

Петербурге. Я учился в Воронежской гимназии

А в этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу -

А в этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу -

Что вы можете сказать о характере

Что вы можете сказать о характере

А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы ветра

А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы ветра

Март.– Снег теперь уже не тот…

Март.– Снег теперь уже не тот…

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Материал для урока Волшебные помощники

Материал для урока Волшебные помощники

Образы мачехи, дочки, падчерицы

Образы мачехи, дочки, падчерицы

честная спокойная послушная готова простить жадная безжалостная не уважает родителей злая равнодушная корыстная хитрая эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

честная спокойная послушная готова простить жадная безжалостная не уважает родителей злая равнодушная корыстная хитрая эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2020