Урок литературы в 6 классе на тему: «Благородство, честь, справедливость…» (По роману А.С.Пушкина «Дубровский»)
Оценка 4.7

Урок литературы в 6 классе на тему: «Благородство, честь, справедливость…» (По роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Оценка 4.7
docx
22.01.2024
Урок литературы в 6 классе на тему: «Благородство, честь, справедливость…» (По роману А.С.Пушкина «Дубровский»)
Дубровский 6 класс.docx

Тема урока:  «Благородство, честь, справедливость…» (По роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Тип урока – обобщающий.

Цели урока:

1)    углубить понимание идейно-художественного богатства произведения, формировать умение анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам;

2)    приобщить  к радости творчества, развивать познавательную активность;

3)    воспитывать духовно-нравственную личность.

Оборудование: рисунки учащихся, репродукции картин, раздаточный материал, презентация, кадры из кинофильма «Дубровский».

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мы заканчиваем изучать произведение А.С.Пушкина «Дубровский». Перевёрнута последняя страница  романа. Это произведение никого не может оставить равнодушным, потому что автор размышляет над тем, что такое честь, благородство, справедливость. Мы живём в непростое время, когда, к сожалению, истинные ценности заменяются ложными. А ведь честь, благородство, справедливость – это те нравственные категории, которые ценились в людях во все времена.

   - Поэтому сегодня мы попробуем разобраться в значении слов:  честь, благородство, справедливость. А также выясним, в какие моменты и каким образом эти качества проявляются в героях произведения.

    - Записываем число и тему урока.

II. Лексическая разминка.

- Итак, подумайте, что же означают слова: честь, благородство, справедливость.

(Ответы учащихся.)

- А теперь обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим на значение этих слов. (Слайд 1)

         Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

         Справедливость – признание достоинства, правоты, правильности.

         Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека

III. Проверка домашнего задания.

  - Напомню, что дома вам надо было изобразить отдельные эпизоды романа, те, которые вам больше запомнились. Мы видим, что многие рисунки посвящены моменту, когда Дефорж сражается с медведем.  Кто-то изобразил случай на псарне, а кто-то  венчание князя Верейского и Маши. Почему вы изобразили это? (Ответы учащихся).

IV. Работа над содержанием произведения.

- Да, дома вы рисовали отдельные эпизоды, а сейчас вам нужно будет восстановить последовательность отдельных фрагментов. Вы получите карточки, где должны расставить цифры 1,2, 3 и т.д. То есть так, чтобы одно событие следовало за другим. (Работа в парах).

(Слайд 2)

Восстановите последовательность эпизодов в романе:

         Обед у Троекурова.

         Возвращение В.Дубровского в Кистенёвку.

         Первое свидание Маши и Дубровского.

         Пожар.

         Дубровский останавливает карету князя в лесу.

         Ссора Дубровского и Троекурова.

         Суд.

         Дефорж и медведь.

Проверим, что получилось. Сравним со слайдом. (Слайд 3)

         1. Ссора Троекурова и Дубровского.

         2. Суд.

         3. Возвращение Владимира Дубровского в Кистенёвку.

         4. Пожар.

         5. Дефорж и медведь.

         5. Обед у Троекурова.

         6. Первое свидание Маши и Дубровского.

         7. Дубровский останавливает карету князя в лесу.

  -  Молодцы! С этим заданием вы справились!

 - Скажите, пожалуйста, когда же, по вашему мнению, наиболее ярко показано столкновение благородства, чести, справедливости с подлостью, ложью, бесчестием?

(В суде)

Слайд 4.      В суде

Для чего люди идут в суд? (Ответы учащихся.)

Как изображён Кирила Петрович? Кто на его стороне? Кто противостоит им? Как изображён А.Г.Дубровский?

Чем же страшна сцена суда? ( Дубровский не находит справедливости)

А зачем Троекурову имение Дубровского? ( Он хотел унизить Дубровского, хотел, чтобы тот просил его о снисхождении)

Слайд 5

- Какая сцена изображена на этом слайде?

(Ответы учащихся.)

- Да, злоба, несправедливость, бесчестие - всё это убило А.Г. Дубровского. Получается, что зло, рождённое обычной ссорой, разрослось с необыкновенной скоростью, захватив всё больше пространства и людей. Но есть ли герой, который может противостоять этому злу? Герой, который способен принять удар на себя?

(Ответы учащихся.)

-Послушайте отрывок из произведения. "Он шёл, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал".

- О ком в этом отрывке идёт речь? В какой момент? (Ответы учащихся).

- Да, Владимир остаётся один. Попробуем понять, что чувствует герой? Что творится у него на душе?

 Учащийся читает наизусть отрывок из романа "Дубровский": «Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома».

- Какие чувства испытывает герой? Почему Владимир Дубровский долго блуждал по лесу и не мог попасть на тропинку, ведущую к дому?

(Ответы учащихся.)

 - Известно, что своих любимых героев А.С.Пушкин любил изображать на фоне природы. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.)

- Для чего автор рисует ручей и листья, оторвавшиеся от дерева и плывущие по течению ручья? (Ответы учащихся.)

- В этот момент мимо проходили поп с попадьёй и о чём-то разговаривали. Владимир услышал слова: "Удались от зла и сотвори благо..." Эти слова словно предостерегают Дубровского от совершения зла. Но собирается ли Владимир в данный момент мстить Троекурову? Когда приходит это решение? (Ответы учащихся.)

- Обратимся к 6 главе и подтвердим наши рассуждения словами из текста.

- А как же честь, благородство, справедливость? Неужели эти качества покидают Владимира Дубровского? (Ответы учащихся.)

Слайд 7 ("Пожар")

- Что решает сделать Дубровский? Чем страшна сцена пожара? Кто сыграл в этом роковую роль? Почему? Как это произошло? (Ответы учащихся.)

- А есть ли в Архипе-кузнеце благородство? В какой момент это проявляется наиболее ярко? Найдём этот эпизод в 6 главе и прочтём его.

- Получается, что Архип-кузнец способен и на страшную месть, и на благородные поступки. Благороден и смел сам Владимир Дубровский. Пожалуй, поэтому его называют "благородным разбойником". Почему? (Ответы учащихся.)

- В каком эпизоде это качество проявляется наиболее ярко? (Рассказ Анны Савишны - пересказ от первого лица.)

- Каким в этой сцене представлен Дубровский? Придумайте по одному эпитету. Но сначала скажите, что такое эпитет? (Ответы учащихся.)

- Кого ещё из героев можно назвать благородным человеком? (Машу)

- В какой момент это проявляется наиболее ярко? (Глава 18, чтение по ролям.)

- Какие чувства Маша испытывает в церкви? (Ответы учащихся.)

- Мы понимаем, что Маша любила Владимира Дубровского. Почему же, когда свобода была так близка, героиня отказывается бежать с Дубровским? Могла ли Маша поступить иначе? (Ответы учащихся.)

-Да, Маша дала клятву Богу. Честь для неё дороже любви. В этом Маша похожа на Татьяну Ларину, героиню произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

- Всех ли героев, способных на благородные поступки, мы перечислили? (Учащиеся вспоминают Митю и Сашу.)

- Получается, что справедливость, благородство свойственны людям разного возраста и происхождения.

- Итак, роман А.С.Пушкина остался незаконченным, дальнейшая судьба главного героя неизвестна, но возникает вопрос, что одержало верх: благородство, честь, справедливость или ложь, подлость, бесчестие?

- Учащиеся отвечают, что Маша поступила благородно по отношению к князю Верейскому. Владимир Дубровский из-за любви отказался от мести Троекурову, даже разбойником его называют благородным. Пожалуй, Дубровский не разбойник, а несчастный человек.

- Да, безусловно, кто-то может не согласиться с этим, но, в любом случае, жить без веры в честь, благородство, справедливость очень тяжело. Скажите, а могло ли подобное произойти в наше время? Почему? (Ответы учащихся.)

- Поэтому этот роман, написанный в 19 веке, остаётся актуальным и по сей день. А сейчас я прочту стихотворение, которое подведёт своеобразный итог всему сказанному:

Путь благородный, справедливый

Был отчуждён самой судьбой.

И, безысходностью гонимый,

Нашёл себе он путь иной.

И всё ж достоин уваженья его поступок,

Так как вновь явилась доблесть отраженьем,

Там, где обман, коварство, кровь...

V. Рефлексия.

Что нового вы узнали на этом уроке? Что понравилось?  

VI. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет написать сочинение на тему: "Благородство, честь, справедливость в героях романа А.С.Пушкина "Дубровский". А чтобы хорошо подготовиться, вспомним фрагменты произведения и посмотрим кадры из кинофильма, который был снят по роману "Дубровский".

VII. Подведение итогов.

 

 

 

 

 


 

Тема урока: «Благородство, честь, справедливость…» (По роману

Тема урока: «Благородство, честь, справедливость…» (По роману

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность

Возвращение Владимира Дубровского в

Возвращение Владимира Дубровского в

Слайд № 5 - Какая сцена изображена на этом слайде? (Ответы учащихся

Слайд № 5 - Какая сцена изображена на этом слайде? (Ответы учащихся

Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку,…

Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку,…

Кого ещё из героев можно назвать благородным человеком? (Машу) -

Кого ещё из героев можно назвать благородным человеком? (Машу) -

И всё ж достоин уваженья его поступок,

И всё ж достоин уваженья его поступок,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2024