Урок литературы в 6 классе на тему: "Поэтический мир М.Ю. Лермонтова"
Оценка 5

Урок литературы в 6 классе на тему: "Поэтический мир М.Ю. Лермонтова"

Оценка 5
docx
17.12.2023
Урок литературы в 6 классе на тему: "Поэтический мир М.Ю. Лермонтова"
.Лермонтов 6 класс.docx

Тема урока: Поэтический мир М.Ю. Лермонтова.

Цели:

Знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;

Понимать своеобразие художественного мира поэта;

Совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);

Развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

Развивать эмоционально-ценностные компетенции.

 

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока.

I.            Оргмомент.

II.            Актуализация опорных знаний.

Поэты не рождаются случайно…

И.Тальков

Он мало жил, он умер рано,

Не завершив великих дел,

В стране рабов, в стране тиранов

Тяжел был гения удел…

М.Геллер

-Ребята, посмотрите на эти цитаты, подумайте, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о поэте).

- А чтобы узнать имя поэта, я предлагаю вам отрывки из его стихотворений (слайды № 4 – 8).

 

А) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые…(«Бородино»)

 

Б) Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…(«Утес»)

 

- Итак, речь сегодня на уроке пойдёт о великом русском поэте М.Ю. Лермонтове.

 

III.            Постановка цели и задач урока.

IV.            Проверка домашнего задания.

 

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива, внука сво­его любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

    Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

    Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и бо­гатого рода Столыпиных.

    Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское име­ние, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петрови­чу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При на­рушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

    Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна во­зила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

    Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подгото­вился для поступления в Московский университетский благород­ный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

    Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

    В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студен­тов против бездарного преподавателя Малова) и трений с про­фессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпра­порщиков и кавалерийских юнкеров.

     По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

      Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

    Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвра­тили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он от­бывал в ссылку.

    В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском общест­ве, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетне­вым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.

    Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын фран­цузского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине

 М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отда­ла «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

    Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

    Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

    Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам ба­бушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два меся­ца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

    13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л. С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увиде­ли Ник.Соломоновича Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвар­дейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Марты­нов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончив­шийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

    Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначи­тельной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мар­тынов же решил убить Лермонтова.

    Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

 

V.            Первичное усвоение новых знаний.

М.Ю.Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С.Пушкиным русской классической литературы.

- Как вы думаете, почему изучение творчества Лермонтова следовало, как правило, сразу же за творчеством Пушкина? (По хронологическому порядку (дате жизни)).

Лермонтов такое же «светило русской поэзии», как и Пушкин. Лермонтова называют «преемником Пушкина».

- Какие стихотворения вам известны? («Море», «Парус», «Узник», «Три пальмы»).

- Нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? («Узник», «Пророк»)

 

Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвяза­ны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

Лирический герой — своего рода художественный двойник авто­ра-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судь­бой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).

Лирический герой Лермонтова одинок, печален.

Особенности лирического героя Лермонтова:

·        свобода – абсолютная ценность – идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»);

 

·        погружен в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи», «Утес», «Парус»);

 

·        всегда ярко представляет романтическое двоемирие – чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу;

 

·        в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное отношение к власти.

 

Вывод: Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. По Лермонтову, «любить стоит только невозможное – тот идеал или в будущем («бесплотное видение»). Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.

Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).

 

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

 

·        жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);

·        разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);

·        любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);

·        критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);

 

·        трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

 

Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

 

VI.            Первичное закрепление.

Работа в группах. (выразительное чтение стихотворений; определение темы, идеи)

 

VII.            Домашнее задание

Проанализировать одно из стихотворений; прочит., пересказ поэму «Демон»

 

VIII.            Подведение итогов урока

 

- Итак, сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.

 

- Что нового и интересного вы узнали о его жизни, о произведениях поэта? (ответы учащихся).

 

- Урок мне хочется закончить словами известного критика В.Г. Белинского  «Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей. Какие поэтические тайны унёс он с собой в могилу? Кто разгадает их?.. »

 

- В чём смысл слов критика? (ответы учащихся).


 

Тема урока: Поэтический мир М.Ю

Тема урока: Поэтический мир М.Ю

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября

М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и

М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и

Нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? («Узник», «Пророк»)

Нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? («Узник», «Пророк»)

Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня,

Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023