Тема урока: Поэтический мир М.Ю. Лермонтова.
Цели:
Знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
Понимать своеобразие художественного мира поэта;
Совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
Развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
Развивать эмоционально-ценностные компетенции.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
Поэты не рождаются случайно…
И.Тальков
Он мало жил, он умер рано,
Не завершив великих дел,
В стране рабов, в стране тиранов
Тяжел был гения удел…
М.Геллер
-Ребята, посмотрите на эти цитаты, подумайте, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о поэте).
- А чтобы узнать имя поэта, я предлагаю вам отрывки из его стихотворений (слайды № 4 – 8).
А) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые…(«Бородино»)
Б) Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…(«Утес»)
- Итак, речь сегодня на уроке пойдёт о великом русском поэте М.Ю. Лермонтове.
III. Постановка цели и задач урока.
IV. Проверка домашнего задания.
М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.
Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.
Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.
В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.
Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.
Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине
М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.
Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л. С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Ник.Соломоновича Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.
V. Первичное усвоение новых знаний.
М.Ю.Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С.Пушкиным русской классической литературы.
- Как вы думаете, почему изучение творчества Лермонтова следовало, как правило, сразу же за творчеством Пушкина? (По хронологическому порядку (дате жизни)).
Лермонтов такое же «светило русской поэзии», как и Пушкин. Лермонтова называют «преемником Пушкина».
- Какие стихотворения вам известны? («Море», «Парус», «Узник», «Три пальмы»).
- Нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? («Узник», «Пророк»)
Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.
Лирический герой — своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).
Лирический герой Лермонтова одинок, печален.
Особенности лирического героя Лермонтова:
· свобода – абсолютная ценность – идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»);
· погружен в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи», «Утес», «Парус»);
· всегда ярко представляет романтическое двоемирие – чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу;
· в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное отношение к власти.
Вывод: Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. По Лермонтову, «любить стоит только невозможное – тот идеал или в будущем («бесплотное видение»). Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.
Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).
Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
· жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
· разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
· любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
· критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
· трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.
VI. Первичное закрепление.
Работа в группах. (выразительное чтение стихотворений; определение темы, идеи)
VII. Домашнее задание
Проанализировать одно из стихотворений; прочит., пересказ поэму «Демон»
VIII. Подведение итогов урока
- Итак, сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.
- Что нового и интересного вы узнали о его жизни, о произведениях поэта? (ответы учащихся).
- Урок мне хочется закончить словами известного критика В.Г. Белинского «Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей. Какие поэтические тайны унёс он с собой в могилу? Кто разгадает их?.. »
- В чём смысл слов критика? (ответы учащихся).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.