Урок литературы в 7-м классе.
Тема: Л. Н. Толстой. “После бала”: тематика, проблематика, сюжет и композиция произведения
Цели урока:
Предметные:
1. Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого и его рассказом “После бала”.
2. Проанализировать тематику, проблематику и композицию произведения.
3. Развивать навыки анализа текста.
Личностные:
1. Воспитывать чувство сопереживания героям произведения.
2. Развивать умение видеть красоту и разнообразие окружающего мира.
3. Формировать нравственные ориентиры и моральные принципы.
Метапредметные:
1. Развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
2. Формировать умение работать в команде и принимать коллективные решения.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя о Л.Н. Толстом.
Л.Н. Толстой - один из величайших русских писателей, автор известных романов “Война и мир” и “Анна Каренина”. В своем творчестве он часто обращался к теме нравственности, морали и человеческого поведения. Рассказ “После бала” является ярким примером этого.
II. Обсуждение тематики и проблематики рассказа “После бала”.
1.Главная тема рассказа “После бала” - это тема нравственного выбора и моральной ответственности человека за свои поступки. В произведении рассказывается история молодого человека, который становится свидетелем жестокого наказания солдата, которое проводит отец его возлюбленной. Этот инцидент заставляет героя задуматься о том, насколько сильно общественные нормы и условности могут влиять на поведение людей, и как важно оставаться верным своим принципам и убеждениям. Таким образом, основная тема рассказа - это важность нравственного выбора в условиях давления со стороны общества и необходимость сохранять свою моральную чистоту и независимость.
2.Автор затрагивает множество проблем в рассказе “После бала”, включая:
Проблему нравственного выбора: герою приходится выбирать между следованием общественным нормам и сохранением своих собственных убеждений.
Проблему жестокости и насилия в обществе: герой становится свидетелем жестокого наказания, что оставляет глубокий отпечаток на его психике.
Проблему социального неравенства: общество делится на богатых и бедных, и богатые имеют больше власти и влияния.
Проблему любви и предательства: герой влюбляется в девушку, но обнаруживает, что ее семья причастна к насилию и жестокости.
Проблему моральной ответственности: герой понимает, что его бездействие в ситуации насилия делает его соучастником.
Проблему поиска истины и смысла жизни: герой пытается понять, как правильно жить и какие ценности важны для него.
3. План обсуждения проблем рассказа “После бала” в форме дебатов:
- Учитель разделяет класс на две группы: одна группа защищает позицию героя, другая - позицию общества.
- Каждая группа выбирает своего представителя и готовит аргументы в поддержку своей позиции.
- Представители групп выступают с аргументами перед классом.
- Класс обсуждает и оценивает аргументы каждой группы, а затем голосует за победителя.
- Учитель подводит итог обсуждения
Основная идея рассказа “После бала” заключается в том, что нравственный выбор и моральная ответственность являются ключевыми факторами, определяющими поведение человека и его место в обществе. Главный герой рассказа, Иван Васильевич, сталкивается с жестокостью и несправедливостью, но решает отказаться от своих чувств к Вареньке и покинуть общество, которое не соответствует его моральным принципам. Таким образом, Толстой подчеркивает важность сохранения своих нравственных ценностей и убеждений в условиях давления со стороны окружающих.
4. Особенности сюжета и композиция произведения
4.1. Сюжет рассказа строится на моральных дилеммах, которые возникают перед Иваном Васильевичем в результате его наблюдения за наказанием. Он должен выбрать между следованием своим убеждениям и поддержкой общественного порядка, который он считает несправедливым. В конце рассказа Иван Васильевич решает отказаться от своей любви к Вареньке и уйти от общества, которое, по его мнению, является жестоким и несправедливым.
4.2. Композиция рассказа “После бала” состоит из двух основных частей. Первая часть описывает бал у губернатора, где главный герой, Иван Васильевич, влюбляется в Вареньку - дочь полковника. Эта часть создает атмосферу радости, веселья и любви.
Вторая часть начинается с того, что Иван Васильевич видит, как отец Вареньки жестоко наказывает солдата. Эта сцена полностью меняет настроение рассказа и показывает другую сторону жизни в обществе. Вторая часть композиции подчеркивает контраст между весельем бала и жестокостью реальной жизни.
5. Смысл названия рассказа
Смысл названия рассказа “После бала” заключается в том, что события, происходящие после бала, полностью меняют жизнь главного героя и его отношение к окружающему миру. Бал является символом веселья и беззаботности, в то время как наказание солдата символизирует жестокость и несправедливость. Название рассказа подчеркивает контраст между этими двумя сторонами жизни и указывает на то, что выбор между ними является ключевым моментом в жизни каждого человека.
6. Закрепление. Беседа по вопросам:
Кто является главным героем рассказа “После бала”?
Какую роль играет бал в композиции рассказа?
Как меняется настроение главного героя после бала?
Каким образом отец Вареньки наказывает солдата?
Что символизирует сцена наказания солдата?
Какую проблему поднимает автор в рассказе “После бала”?
Как выбор главного героя влияет на его дальнейшую жизнь?
Какую роль играют образы полковника и Вареньки в рассказе?
Как композиция рассказа помогает раскрыть его тему?
В чем заключается основная идея рассказа “После бала”?
Дать оригинальную творческую рефлексию в конце урока
7. Рефлексия. Мини-эссе «Как я понял главную идею рассказа».
8. Домашнее задание. Учащиеся должны придумать свой финал рассказа “После бала”, изменяя исход событий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.