Урок литературы в 7-м классе. Тема: Л. Н. Толстой. “После бала”: тематика, проблематика, сюжет и композиция произведения
Оценка 4.6

Урок литературы в 7-м классе. Тема: Л. Н. Толстой. “После бала”: тематика, проблематика, сюжет и композиция произведения

Оценка 4.6
docx
14.04.2024
Урок литературы в 7-м классе. Тема: Л. Н. Толстой. “После бала”: тематика, проблематика, сюжет и композиция произведения
После бала.docx

Урок литературы в 7-м классе.

Тема: Л. Н. Толстой. “После бала”: тематика, проблематика, сюжет и композиция произведения

Цели урока:

Предметные:

 1. Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого и его рассказом “После бала”.

2. Проанализировать тематику, проблематику и композицию произведения.

 3. Развивать навыки анализа текста.

Личностные:

 1. Воспитывать чувство сопереживания героям произведения.

2. Развивать умение видеть красоту и разнообразие окружающего мира.

 3. Формировать нравственные ориентиры и моральные принципы.

Метапредметные:

1. Развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

 2. Формировать умение работать в команде и принимать коллективные решения.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя о Л.Н. Толстом.

Л.Н. Толстой - один из величайших русских писателей, автор известных романов “Война и мир” и “Анна Каренина”. В своем творчестве он часто обращался к теме нравственности, морали и человеческого поведения. Рассказ “После бала” является ярким примером этого.

II. Обсуждение тематики и проблематики рассказа “После бала”.

1.Главная тема рассказа “После бала” - это тема нравственного выбора и моральной ответственности человека за свои поступки. В произведении рассказывается история молодого человека, который становится свидетелем жестокого наказания солдата, которое проводит отец его возлюбленной. Этот инцидент заставляет героя задуматься о том, насколько сильно общественные нормы и условности могут влиять на поведение людей, и как важно оставаться верным своим принципам и убеждениям. Таким образом, основная тема рассказа - это важность нравственного выбора в условиях давления со стороны общества и необходимость сохранять свою моральную чистоту и независимость.

2.Автор затрагивает множество проблем в рассказе “После бала”, включая:

Проблему нравственного выбора: герою приходится выбирать между следованием общественным нормам и сохранением своих собственных убеждений.

Проблему жестокости и насилия в обществе: герой становится свидетелем жестокого наказания, что оставляет глубокий отпечаток на его психике.

Проблему социального неравенства: общество делится на богатых и бедных, и богатые имеют больше власти и влияния.

Проблему любви и предательства: герой влюбляется в девушку, но обнаруживает, что ее семья причастна к насилию и жестокости.

Проблему моральной ответственности: герой понимает, что его бездействие в ситуации насилия делает его соучастником.

Проблему поиска истины и смысла жизни: герой пытается понять, как правильно жить и какие ценности важны для него.

3. План обсуждения проблем рассказа “После бала” в форме дебатов:

- Учитель разделяет класс на две группы: одна группа защищает позицию героя, другая - позицию общества.

- Каждая группа выбирает своего представителя и готовит аргументы в поддержку своей позиции.

- Представители групп выступают с аргументами перед классом.

- Класс обсуждает и оценивает аргументы каждой группы, а затем голосует за победителя.

- Учитель подводит итог обсуждения

Основная идея рассказа “После бала” заключается в том, что нравственный выбор и моральная ответственность являются ключевыми факторами, определяющими поведение человека и его место в обществе. Главный герой рассказа, Иван Васильевич, сталкивается с жестокостью и несправедливостью, но решает отказаться от своих чувств к Вареньке и покинуть общество, которое не соответствует его моральным принципам. Таким образом, Толстой подчеркивает важность сохранения своих нравственных ценностей и убеждений в условиях давления со стороны окружающих.

4. Особенности сюжета и композиция произведения

4.1. Сюжет рассказа строится на моральных дилеммах, которые возникают перед Иваном Васильевичем в результате его наблюдения за наказанием. Он должен выбрать между следованием своим убеждениям и поддержкой общественного порядка, который он считает несправедливым. В конце рассказа Иван Васильевич решает отказаться от своей любви к Вареньке и уйти от общества, которое, по его мнению, является жестоким и несправедливым.

4.2. Композиция рассказа “После бала” состоит из двух основных частей. Первая часть описывает бал у губернатора, где главный герой, Иван Васильевич, влюбляется в Вареньку - дочь полковника. Эта часть создает атмосферу радости, веселья и любви.

Вторая часть начинается с того, что Иван Васильевич видит, как отец Вареньки жестоко наказывает солдата. Эта сцена полностью меняет настроение рассказа и показывает другую сторону жизни в обществе. Вторая часть композиции подчеркивает контраст между весельем бала и жестокостью реальной жизни.

 

5. Смысл названия рассказа

Смысл названия рассказа “После бала” заключается в том, что события, происходящие после бала, полностью меняют жизнь главного героя и его отношение к окружающему миру. Бал является символом веселья и беззаботности, в то время как наказание солдата символизирует жестокость и несправедливость. Название рассказа подчеркивает контраст между этими двумя сторонами жизни и указывает на то, что выбор между ними является ключевым моментом в жизни каждого человека.

6. Закрепление. Беседа по вопросам:

Кто является главным героем рассказа “После бала”?

Какую роль играет бал в композиции рассказа?

Как меняется настроение главного героя после бала?

Каким образом отец Вареньки наказывает солдата?

Что символизирует сцена наказания солдата?

Какую проблему поднимает автор в рассказе “После бала”?

Как выбор главного героя влияет на его дальнейшую жизнь?

Какую роль играют образы полковника и Вареньки в рассказе?

Как композиция рассказа помогает раскрыть его тему?

В чем заключается основная идея рассказа “После бала”?

Дать оригинальную творческую рефлексию в конце урока

7. Рефлексия. Мини-эссе «Как я понял главную идею рассказа».

8. Домашнее задание. Учащиеся должны придумать свой финал рассказа “После бала”, изменяя исход событий.


 

Урок литературы в 7-м классе.

Урок литературы в 7-м классе.

Проблему любви и предательства: герой влюбляется в девушку, но обнаруживает, что ее семья причастна к насилию и жестокости

Проблему любви и предательства: герой влюбляется в девушку, но обнаруживает, что ее семья причастна к насилию и жестокости

Смысл названия рассказа Смысл названия рассказа “После бала” заключается в том, что события, происходящие после бала, полностью меняют жизнь главного героя и его отношение к…

Смысл названия рассказа Смысл названия рассказа “После бала” заключается в том, что события, происходящие после бала, полностью меняют жизнь главного героя и его отношение к…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2024