Класс: 8
Тема урока: "Русские поэты о родине, родной природе и о себе. Времена года в искусстве"
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы.
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование у учащихся представление и близости лирического произведения к изобразительному и музыкальному искусству;
2. Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, поэтической зоркости,
3. Развивающие: совершенствование умений учащихся по проведению анализа лирического произведения.
Оборудование урока (средства обучения):
Музыкальные произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года»: «Апрель. Капель», «Январь. У камелька», репродукции картин К.Коровина «Зимой», Л.Каменева «Зимняя дорога», Н.Крымова «Зимний вечер», «Февральская лазурь», И.Левитана «Весна – большая вода», «Март», А.К.Саврасова «Ранняя весна. Оттепель», «Грачи прилетели».
Ход урока
I этап. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Работа с журналом.
Целеполагание.
II этап. Создание эмоционального настроя. Переход к теме урока.
1. Вступительное слово учителя (слайд 1)
У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.
Задание для исследовательской деятельности: какое искусство может передать динамику чувств?
2. Работа с оборудованием урока (слайды 2-5)
Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж: К.Коровин «Зимой», Л.Каменев «Зимняя дорога», Н.Крымов «Зимний вечер», «Февральская лазурь».
Посмотрите, как непохожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года – зиму.
- Какие краски используют художники при написании зимнего пейзажа?
- Какие картины ближе именно вам по восприятию зимы? Почему?
Великий русский композитор П.И. Чайковский создал целый цикл произведений «Времена года», где написал музыку к каждому из 12 месяцев. Он увидел красоту и услышал неповторимую музыку природы, которую смог передать нам своим произведением.
- Давайте вместе с вами подумаем, какие звуки мы слышим зимой?
- Как эти звуки можно передать с помощью музыки?
Прослушайте отрывок произведения П.И.Чайковского «Январь. У камелька» (слайд 6).
- Слышите звук метели? Вслушайтесь, метель то затихает, то вновь начинается. Композитор передал это путем изменения темпа музыки. Слышите ли вы звон сосулек, похожий на звук разбитого стекла? Представьте себе ту картину, которую хочет показать нам композитор: теплый дом, горящий камин, а за окном разыгралась метель.
III этап. Анализ лирического произведения.
1. Слово учителя.
Мы с вами, ребята, посмотрели зимние пейзажи, услышали зимнюю музыку. Вы увидели, что творческие люди неравнодушны к красоте русской природы. А как вы думаете, могли поэты оставить такое время года, как зима, без своего внимания?
Каждый из нас по-своему воспринимает зиму. Но никого она не оставляет равнодушной. Поэтому многие поэты рисовали в своих стихах картины зимы, причем у каждого поэта она своя.
2. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
А.С.Пушкин «Зимнее утро» (слайд 7).
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
A нынче ... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(1829)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Найдите в стихотворении картины зимы. Какой прием использует автор при описании картин зимнего вечера и утра? (Противопоставление)
- Найдите в стихотворении краски, используемые поэтом в зимнем пейзаже (голубые небеса, блестит снег, ,лес чернеет, ель зеленеет).
Таким образом, А.С.Пушкин показывает нам, что в зимнем пейзаже нет однообразия. Зимнее утро поражает обилием света, блеска, красок, хотя и несколько приглушенных.
Певец русской природы Ф.Н.Тютчев изобразил зимнюю природу в стихотворении «Чародейкою Зимою ... » (слайд 8).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой ...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(31 декабря 1852)
- Заворожила ли вас тютчевская зима?
- Хочется ли вам перенести ее на рисунок? Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?
- А какой была бы ваша музыка на стихи Тютчева?
- В каком состоянии находится природа в этом стихотворении? (В состоянии волшебного сна)
- Какие повторы использует Тютчев? (околдован ... околдован ... очарован ... весь опутан, весь окован ..., неподвижною, немою)
- Что подчеркивает поэт этими повторами? (Зимнее «чудо совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магические действия Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон)
Совсем другая картина зимы предстает перед нами в стихотворении А.А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы ... » (слайд 9).
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
- Какое настроение вызывает в вас это стихотворение?
- Как называет поэт зиму? (жестокая пора)
- Какие изобразительно-выразительные средства использует, Фет в стихотворении, для чего?
- Какие образы, звуки передают состояние жестокого мороза? (Треснула, сжимаяся, кора ... метель рвет листья, застыли слезы, холод хватает за сердце, звуки показывают треск мороза, завывание метели )
- Чему же нам нужно учиться у дуба, у березы? (терпению, стойкости, вере)
- Во что верить? (В то, что все закончuтся, после жестокой зимы придет долгожданная весна, все вокруг оживет).
- Кто же из поэтов передал вашу зиму? Кто стал именно «вашим» поэтом? Какие стихотворения других поэтов о зиме вы знаете наизусть?
3. Слово учителя.
Отпели песни нам метели.
Растаял снег, ушел мороз.
Журчат ручьи. Поют капели,
И свежий воздух щиплет нос!
Весна! Прекрасна и желанна!
Летящей поступью спешит.
Н гомон птиц порою ранней
Задорно, весело звенит!
4. Работа с оборудованием урока.
Звучит музыка П.И Чайковского «Апрель. Капель».
На экране под музыку появляются репродукции картин:
И.Левитана «Март», «Весна - большая вода»,
А.К. Саврасова «Грачи прuлетели», «Ранняя весна. Оттепель» (слайд 10).
- Какие звуки весны услышали вы в музыке Чайковского?
- Согласны ли вы с тем, что это весна?
- Какие эмоции вызывает в вас эта музыка?
- Увидели ли вы весну? Любите ли вы это время года? Какие чувства, эмоции возникают у вас с приходом весны?
- Перед вами картины русских художников, изображающих приход весны. Мы видим самое ее начало: еще лежит снег, нет ни листьев, ни травы. Но как мы понимаем, что перед нами весна?
- Какие краски используют художники?
- Чем отличаются эти картины от зимних пейзажей?
- Посмотрите на картину А.К.Саврасова «Ранняя весна. Оттепель». Какие слова художник словно перенес на полотно? (Ф.И.Тютчев «Весенние воды»)
5. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Ф.И.Тютчев «Весенние воды» (слайд 11).
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят ...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
(Не позднее 1830)
- Кто является первым вестником весны в стихотворении? (Ручьи оповещают о приходе праздника природы)
- Какие звуки природы слышим мы в этом стихотворении? (бурное таяние апрельских снегов, теплые, тихие майские дни)
- Как передается шум природы в звучании стихов? Какие звуки и слова чаще всего использует автор? (бегут, будят, брег, бегут, блещут; гласят, гласят, гонцы; весна, весна, весны, выслала вперед)
- Какую картину рисует последняя строфа стихотворения? (весеннее успокоение, цветущее блаженство мая)
Современник Тютчева и Фета - Аполлон Николаевич Майков изобразил приход весны в стихотворении «Весна! Выставляется первая рама ... » (слайд 12).
Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
и говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна ...
и хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
1854
- Сколько строф в стихотворении?
- На уровне какого восприятия рисует Майков приход весны в 1 строфе? (Звукового. Звуки врываются в комнату)
- А во второй строфе? Что мы видим? (Мы видим картину весны: широкое поле, голубеющую даль, цветы).
- Какие два искусства соединены в этом стихотворении?
Перенесемся в наше, ХХ столетие ...
Первое на наших уроках стихотворение Осипа Мандельштама «На. бледно-голубой эмали... » (слайд 13)
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, -
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
1909
- К какому искусству ближе это стихотворение Мандельштама – к живописи или музыке?
- Как вы это почувствовали?
- Какие образы стихотворения доказывают это? (эмаль, фарфоровый, рисунок, вычерченный метко, художник)
- Могли бы вы нарисовать картину, пользуясь этим стихотворением как указанием?
- Итак, живопись и музыка в поэзии ... Что ближе каждому из вас?
- Есть ли у вас свое любимое время года? А могли бы вы рассказать о нем столь же проникновенно, как поэты, композиторы и художники? Какое из искусств выбрали бы вы для описания своего любимого времени года?
IV этап. Творческая работа.
1. Выполнение творческого задания.
Один из ваших сверстников сказал:
Весной не только спать охота,
Желанья море сочинять,
Учить, писать, копать, работать
И получать оценку «пять»!
Я предлагаю вам испробовать свои таланты и поиграть в игру «буриме». На листочках вы видите предложенные вам рифмы. Ваша задача – сочинить четверостишие с этими рифмами. Свое стихотворение вы запишите на другой стороне листочка. Эти листочки мы с вами прикрепим к «дереву вдохновения», которое пока околдовано волшебным зимним сном. Ваше творчество поможет ему распуститься (слайд 14).
1. снег - смех, мороз - замерз.
2. ручей - лучей, нежный – подснежник
3. небо - мне бы, солнце – оконце
4. морозы - слезы, вьюга - с юга
5. листья - мысли, в даль – жаль
6. ночи - короче, лето – дети
2. Проверка выполнения задания.
V этап. Подведение итогов урока.
Таким образом, сегодня на уроке мы с вами рассмотрели, как изображаются времена года в поэзии, музыке, живописи. Мы увидели, что в поэзии удивительно сочетаются изобразительные и музыкальные начала. Рассмотрели символику образа и трепетность интонации, тонкий ритмико-музыкальный строй стихотворений Майкова и Тютчева. Увидели ясность и точность поэтического слова, неторопливую подробность пейзажных картин в стихотворениях Пушкина и Фета, удивительное мастерство изображения в творчестве Мандельштама.
V этап. Сообщение домашнего задания.
Написать сочинение-миниатюру «Мое любимое время года»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.