МБОУ РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Урок литературы в 8 классе
по поэме А.Т. Твардовского
«Василий Теркин»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Жадовец Н.В.
Тема урока: Героика и юмор в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.
Цель: Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор. Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны - через разные формы работы на уроке: индивидуальные выступления, фронтальную беседу, через презентацию.
Задачи:
1.Образовательные: произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", проникнуть в замысел автора; выявить определяющие качества Василия Теркина; анализ глав произведения.
2. Развивающие: развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать осмыслению учащимися трагических событий прошлого; развитие творческих способностей обучающихся.
3.Воспитательные: проникнуться гордостью за русский народ-победитель; пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация, песня «Дороги», поэма Твардовского «Василий Теркин».
Методические приемы: беседа, анализ текста, работа по картине, творческая работа.
Эпиграф к уроку:
«Поэзия еще не рождала такой фигуры, как Теркин».
Ф. Абрамов.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока. Слово учителя. (Звучит песня «Дороги» (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова))
- Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая принесла много горя нашей стране, нашему народу. Нет такой семьи в России, которой бы не коснулась война. Тяжелой ценой досталась нам победа, и об этом не надо забывать. К теме войны обращались многие поэты и писатели. Писал о ней и А.Т. Твардовский. (слайд №1)
Знакомство с биографией. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской области в семье сельского кузнеца. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.
С первых дней и до конца войны был на фронте. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу найти путь к сердцу фронтовика, создать поэму истинно гражданского звучания «Василий Теркин». И сегодня мы продолжим изучение поэмы.
Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос).
(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединены одним главным героем – Тёркиным).
Цель нашего урока: Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор. Дать характеристику главному герою.
Наша задача: произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", проникнуть в замысел автора; выявить определяющие качества Василия Теркина; анализ глав произведения. (слайд №2)
3.Работа в тетради. Запись числа, темы урока, эпиграфа. (слайд №3)
4.Беседа.
Учитель:
1) Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?
(«Книга про бойца»)
2) Когда Твардовский написал поэму? (В годы войны, первые главы в 1942 г.)
3) О чем говорится в поэме? Каков замысел? (Книга о войне. Автор изображает её правдиво: какая она была, в каких условиях сражались бойцы. Поэт создал образ удачливого бойца для поднятия духа воинов).
4) Какова тема и идея поэмы? Тема-рассказ о буднях войны, о трудностях солдатской службы. Идея-показ героизма простых солдат.
5) Что представляет собой каждая глава поэмы? (Каждая глава-самостоятельное произведение, всего их 25, но все они объединены главным героем-Василием Теркиным.)
6) Как вы думаете, Василий Теркин – это реальное лицо? Почему у него фамилия Теркин? Что она означает? Почему автор дал ему имя Василий? Что общего у автора с Теркиным? В каких войсках служил Теркин?
(Василий Теркин-это вымышленный, собирательный образ. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах и создал своего героя. Он служил в пехоте.)
7) Атеперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Василия Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.
В — еселый
А — ктивный
С — мелый
Я — сный
Т — ерпеливый
Е — динственный
Р — асторопный, — ешительный
К — репкий
И — нтересный
Н — аходчивый
- Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат, патриот. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени
-Можем ли мы назвать Теркина героем? В каких прочитанных главах мы узнаем о героизме Теркина?
Словарная работа (слайд №4):
Героика – героическое содержание, героическая сторона в чьей-нибудь деятельности, в каких-нибудь событиях.
Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
5. Чтение и анализ главы «О награде»
- Как построена эта глава?
- Как сочетаются в главе юмор и сатира?
- Каким выглядит Тёркин в монологе? (Простой, смешной, мечтает о любви, простом человеческом счастье, с тонким юмором представляет свое возвращение с медалью.)
-Для чего нужна ему медаль? (Чтобы произвести впечатление на девушек)
- Что общего у автора и Теркина? (Он из тех же мест, что и автор. Оба любят родину)
- Что значит родина для них? Какой рефрен включен в поэму? Почему?
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
( Судьба каждого человека, города, посёлка, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.)
6.Чтение и анализ главы «На привале». Работа по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя». (слайд №5)
- Художник Ю. Непринцев создал картину к поэме Твардовского, которая называется «Отдых после боя». Кого вы видите на картине? Что можете сказать о Василии Теркине?
( В центре на отдыхе Василий Теркин, который рассказывает что-то смешное. Плотным кольцом окружили его друзья.)
Хорошо, как есть такой
Парень на походе.
7. Рассмотрение портрета Ореста Верейского «Василий Теркин» (слайды №6,7)
Впервые портрет Теркина был создан художником О.Верейским в 1945 году.
Позировал ему львовский поэт Василий Глотов, который работал тогда в армейской газете.
- Какое лицо у Теркина? Как он одет? (Лицо широкоскулое, нос картошкой, приветливый вид, через плечо скатанная шинель).
8.Творческая работа. Написание синквейна о Теркине.
- Назовите основные черты Теркина: балагур, шутник, весельчак, но в то же время мужественный, смелый, герой. Чтобы подвести итог, мы с вами напишем синквейн. Что это такое? Как он пишется?
Пример:
Теркин
Веселый, смелый,
Сражается, защищает, веселит.
Никогда не унывает.
Герой.
-Ученики зачитывают свои работы.
9. Подведение итогов урока:
- Итак, на протяжении всей поэмы в образе Василия Тёркина последовательно и многогранно раскрывается живой и убедительный народный характер русского человека. В герое Твардовского живёт естественная любовь к Родине, верность своему гражданскому и воинскому долгу. Образ Тёркина несёт в себе большое художественное обобщение, он глубоко типичен и вбирает то, что характерно для многих людей. Однако в нём эти присущие многим черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. В «Тёркине» война изображена , как она есть – в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным. (слайд №8)
Словом, Тёркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянье гость нелишний,
На работе – хоть куда…
- Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?
(поэма «Василий Тёркин» - энциклопедия ВОВ).
- Какова роль поэмы в наше время?
(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).
10. Домашнее задание:
выучить отрывок из главы «Переправа» до слов: «Русский труженик-солдат!»
Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.