Урок математики 1 класс "Число 10"

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1- А урок математики.docx

Урок математики

                                                                 1- А класс                                             21.11.2025 г.

Тема: Число 10.

Цель: формирование представления о числе 10, его месте в числовом ряду.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование положительного отношения к урокам математики.

- формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем.

- формирование познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать умение выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем.

- формировать умение наблюдать, делать выводы, анализировать и сравнивать.

- формировать умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий.

- развивать самооценку.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить с числом 10, с его местом в натуральном ряду, ролью и значением в математике.

- познакомить с правописанием десяти.

- расширить представления учащихся о ряде натуральных чисел.

Оборудование урока: учебник по математике: Математика. 1 класс. авт. М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. (М.: «Просвещение». 2019 г.), рабочая тетрадь, карточки с числами от 1 до 10 у каждого ребёнка, карточки для игры «Вспыш и чудо-машинки», ладошки для устного счёта и карточки с числами от 1 до 10 для доски, таблички для каллиграфической минутки, счётный материал для доски, проектор, герои: Анатолий и Маргарита, две машинки, смайлики для рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.Психологический настрой.

- Урок математики мы начинаем.

Ещё одну тайну сегодня узнаем.

Не отвлекайся, внимательным будь!

За новыми знаниями отправляемся в путь!

                              

ДЕВИЗ УРОКА: Будем думать.

                             Будем решать.

                             Будем друг другу

                             Во всём помогать.

2.Планирование деятельности.

- Сегодня на уроке мы отправимся  в Математическую страну. Путешествовать будем на автомобилях. Наши помощники Анатолий и Маргарита тоже отправляются с нами в путешествие, вдвоём уселись в автомобили, в руках держат табличку. Предположите: Какова тема нашего урока? С каким числом мы будем знакомиться сегодня на уроке?

                               

- Да, ребята, сегодня на уроке мы узнаем, как можно получить число 10, определим его место в числовом ряду и научимся его писать. Итак, займите свои места, пристегните ремни безопасности. ПОЕХАЛИ!!!

II.Актуализация деятельности.

1.Устный счёт.

- Начинаем путешествие с устного счёта (работаем с нашими ладошками):

* Покажи число, которое следует за числом 6

* Покажи, какое число предшествует числу 9

* Какое число больше 5 или 9

* К 2 прибавить 3, будет…

* Покажи, какое число находится между числами 3 и 5

* Увеличь 5 на 1

* Уменьши 6 на 3

* От 4 отнять 2, будет…

                                                7 8 9 5 4 6 3 2     

2. Игра «Вспыш и чудо-машинки»

                       

                      

3. Практическая работа (работа со счётным материалом).

- Мы с вами уже выучили все цифры. Давайте проверим ваши знания. Выложите из конверта все цифры.  Теперь выкладывайте перед собой  на парту карточки с теми цифрами,  о которых пойдёт речь. Готовы?

- Похожа цифра на крючок,

А может на обломленный сучок.                 1

 

- Гляди-ка, цифра эта – стул,

Который я перевернул.                                 4

 

- Ты на змейку посмотри –

Да ведь это цифра…..                                   3

 

- Коль нет косы, совет нам всем

Траву косите цифрой….                              7

 

- Отвернитесь на минутку –

Превратится цифра в утку.                          2

 

- Цифра та пошла плясать.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.                                 5

 

- Цифра как дверной замочек.

Сверху крюк, внизу кружочек.                    6

 

- Цифра шесть вниз головой

Стала цифрою другой.                                 9

 

- К этой цифре ты привык.

Эта цифра – снеговик.                                 8

- Расположи числа  по порядку:

1  2  3  4  5  6  7  8  9

- Что можете сказать о числах, которые у нас получились? (однозначные)

- Почему они называются однозначными? (для записи этих чисел требуется только одна цифра)

– Назовите наибольшее однозначное число. (9) А наименьшее? (1)

III. Изучение нового материала

1.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

    Picture background Picture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture background         Picture background

- Перед вами девять котиков.

- Что нужно сделать, чтобы получить следующее число (прибавить 1)

- Сколько получилось? (10) Как вы это получили? (к 9+1=10)

- Какое число следующее за числом 9? (10)

- Где в числовом ряду стоит число 10? (за числом 9)

- Чем отличается число 10 от чисел, которые мы уже изучили? (для его записи требуется 2 цифры). Числа, для записи, которых требуется две цифры, называются двузначными.

2. Знакомство с числом 10 (просмотр видео)

                          

- Из каких цифр состоит число 10?

3. Физминутка «Колёсики – колёсики»

                                     

 

4. Запись числа 10.

- А теперь поучимся писать красиво число 10.  

- Сколько клеточек мы используем для записи однозначного числа? А для двузначного?

Занимает число 10 две клеточки. (Учитель показывает)

 

 Picture background

- Начинаем писать число 10 с единицы. Вы ее писать умеете, давайте повторим.

- Ставлю ручку на середину клетки, поднимаюсь в правый верхний уголок клетки и опускаюсь вниз по наклонной линии до середины нижней стороны клетки.

Теперь рядом напишем ноль.

- Внимание на доску.

- Ставлю ручку  чуть ниже правого верхнего угла клетки, опускаюсь вниз но наклонной линии, не доходя до левого нижнего угла клетки срезаю уголок и закругляю, поднимаюсь вверх по наклонной линии до правого верхнего уголка клетки, срезаю уголок, закругляю и соединяю линии в начальной точке.

- Возьмите ручки, напишите число 10 вместе со мной в воздухе.

5. Подготовка  руки к письму  (пальчиковая гимнастика)

– Давайте выполним задание в тетради, но сначала разомнём наши руки.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с большого пальца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.)

Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

6. Работа в тетради.

- Пропишите целую строку числа 10

- Затем все числа натурального ряда от 0  до 10

- Решите примеры:

9+1=                    6-1=                   8-1=

8+1=                    5-1=                   7-1=

IV. Закрепление изученного.

1. История числа 10. Понятие десяток.

- Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десять или десяток стал системой счёта, которой пользуются во всём мире. Да и считать десятками намного проще. Например, мамы покупают яйца по 10 штук. Что насчитывается у человека в количестве 10?

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники.

Целый десяток верных ребяток.

2.Работа по учебнику.

-  Какое интересное представление идёт у нас на страницах учебника. Давайте откроем учебник на стр. 61

- Какое представление показывают в театре? (Золотой ключик или Приключения Буратино)

- Эту замечательную сказку написал русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Кто ещё не прочитал эту книгу, то обязательно прочтите.

- Чтобы попасть на представление нужно набрать монетами 10 рублей. (Билеты на спектакль)

- Сколько всего мест в первом ряду? Посчитаем хором. (10)

- Какие по счёту места свободны, если считать слева направо? (3, 5, 9, 10)

- А справа налево? (1, 2, 6, 8)

- Сколько всего свободных мест? (4)

- Кто занимает четвёртое место?

- Какое место находится между 7 и 9?

V.  Итог  урока.

- Подведём итоги нашего урока.

- С каким числом мы познакомились сегодня на уроке?

- Что про него узнали?

- Какую тайну вы открыли для себя?

- Чем число 10 отличается от ранее изученных?

- Наше путешествие подощло  к концу. Вы сегодня показали свои знания, активно поднимали ручки и справились со всеми заданиями. Молодцы!!!

VI. Рефлексия. Самооценка.

-Оцените свою работу.Picture background