Математика
Класс: 4
УМК: СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Тема: Квадратный сантиметр
Тип урока постановка учебной задачи
Цель: Сформировать представление о единице измерения площади (квадратный сантиметр) как единой принятой мерке.
Задачи:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей площади – квадратный сантиметр, условным обозначением; научатся записывать единицы площади, находить и сравнивать площади фигур при помощи мерки.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира.
Учебник: Александрова Э.И. Математика: Учебник для 4 класса начальной школы: В 2-х кн. Кн.2 - 13-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. - 160 с.: ил.
Интернет-ресурс:
1. https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/ploshchad-16350/edinitcy-izmereniia-ploshchadi-16352/re-7fc33dd1-07d5-48a1-9bab-c01b53ced235 - 1-4 части
2. https://www.yaklass.ru/p/geometria/8-klass/chetyrekhugolniki-9229/priamougolnik-romb-kvadrat-9231/re-c1724565-6bf9-4063-944d-9a4d814c27f6/pe?resultId=915239211 - 1 часть
Оборудование: Учебник Математики для 4 класса, прямоугольник размером 6х8, линейка деревянная 1 м.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Наш урок хочу со слов А.П.Конфорович
"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, все математические крепости нам покорились?
- Как же так? Вы же сильные? Умные? Тогда крепости уже давно должны быть наши?
- Я правильно вас понимаю, что вы сильные, ловкие, умелые, умные, но ваших знаний еще не достаточно, чтобы остановить себя в познании и покорении математических вершин?
- Я приглашаю вас в математическую страну, но для начала предлагаю вспомнить о чем мы говорили вчера на уроке математики? (говорили о периметре, его измерении)
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Что вы знаете о периметре? Чем измеряется периметр?
- Предлагаю вычислить периметр прямоугольника..
https://www.yaklass.ru/p/geometria/8-klass/chetyrekhugolniki-9229/priamougolnik-romb-kvadrat-9231/re-c1724565-6bf9-4063-944d-9a4d814c27f6/pe?resultId=915239211
- Как узнать, чему равен его периметр? (дети выполняют вычисления)
P=80см
- Интересно, а сможете ли вы построить фигуру с таким же периметром, как у данной фигуры, но другой формы?
- Предлагаю поработать в группах.
Работа в группах
- Что послужит доказательством того, что в предложенных вами фигурах периметры равны?
3. Создание ситуации разрыва.
- А вы когда-нибудь задумывались над вопросом: Что будет происходить с площадью фигуры, если изменять форму или размеры фигуры, но не менять при этом периметр?
- У вас есть желание подумать над этим вопросом?
4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
- Тогда, кто озвучит цель нашего урока? (Цель: узнать меняется ли площадь фигуры при ее изменении по форме или размерам, но не меняя при этом ее периметр)
- А тема нашего урока? (Площадь фигур. Измерение площади)
- А вам интересно с помощью чего измеряют площадь?
- Тогда тема урока будет как звучать? (Площадь фигур. Измерение площади . Мерка измерения площади)
- Итак, кто был очень внимательным и сейчас напомнит нам вопрос нашего исследования?
- Для начала нашего исследования вспомним, что мы уже знаем про площадь и умеем делать с площадью? (умеем сравнивать)
- Для чего нужно уметь сравнивать и как мы это делаем? (чтобы узнать у какой фигуры площадь больше, нужно фигуры наложить друг на друга и при необходимости перекроить, чтобы узнать, в каком отношении находятся площади)
- Покажите, как вы это будете делать?
- Что вы можете сказать о площади этих фигур?
- Я правильно вас понимаю, что я могу таким образом сравнить площади любых фигур?
- Хорошо! Кто мне поможет сравнить площади полов нашего кабинета и соседнего? Кто обладает богатырской силой?
- Как же не имея возможности положить одну фигуру на другую сравнить их по площади?
- Какую будем использовать мерку?
(Даю одному ученику мерку-ручку, другому - колпачок от ручки)
- Почему вы не можете ими измерить?
- Эти предметы могут выступать в роли мерки? (Да) Тогда почему вы отказываетесь ими измерить площадь?
5. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
- Я правильно вас понимаю, что вам нужна другая мерка, побольше? (Предлагаю деревянный метр)
- Почему нет? Что не так?
- Запишем в тетрадях ваши действия и ответы.
?
S1 = S2 e1 - ручка e2 = 1 метр
- Что же делать? Мы знакомы с такой меркой, которой можно использовать для измерения площади?
- Как же должна выглядеть мерка для измерения площади? (предположения детей)
- Начертите в тетрадях квадрат со стороной 1 см и 1 дм
- Можно их представить как величина А и величина В?
-Что вы можете сказать про площади этих фигур? Как вы узнали?
- Вы же не прикладывали их друг к другу?
- Рядом положите фигуру, с которой работали дома (прямоугольник 6х8)
- Посмотрите на три фигуры. Можно использовать одну величину (фигуру) для измерения площади другой? (да. квадрат со стороной 1 см)
- Чем будет являться эта величина для другой?
e1
- Что мы можем сейчас с помощью этой мерки сделать? Как измерить?
- Расчертите фигуру (величину) со стороной 1 дм (В) на равные мерки измерения.
https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/ploshchad-16350/edinitcy-izmereniia-ploshchadi-16352/re-7fc33dd1-07d5-48a1-9bab-c01b53ced235
- Что мы видим? Сколько таких мерочек уместилось во величине В?
- Запишите результат измерения.(В/е1=100)
- А как выглядит наша мерочка?
- Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? (квадрат)
- Получается, мерка - квадрат, со стороной 1 см. Так? И она помогла, что сделать? (измерить площадь)
- Эта мерка может быть пригодна для измерения других площадей? А пол в нашем классе удобно будет ею измерять? Почему? Тогда найдите предметы на своих партах, площади которых м сможем измерить этой меркой.
- Отлично! Я предлагаю придумать ей имя. (выслушиваю разные варианты)
- А вы хотите узнать, как по-настоящему ее называют математики?
- 1 кв.см, 1 см2 Читают - один квадратный сантиметр
6. Рефлексия
- Я думаю, что сегодня вам будет о чем рассказать своим родителя? О чем? О работе своей на уроке будете рассказывать? Поделитесь своими эмоциями.
- Но на все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы смогли найти ответ? Как вы думаете, мы можем оставить его без внимания? Ваши предложения? (дома провести исследования)
7. Домашнее задание
Проработать самостоятельно материал и познакомить родителей.
Единицы площади. задания с 1-4
https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/ploshchad-16350/edinitcy-izmereniia-ploshchadi-16352/re-7fc33dd1-07d5-48a1-9bab-c01b53ced235
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.