МОУ Кавельщинская ООШ
Технологическая карта урока математики в 6 классе
«Осевая симметрия»
Евстафьева Лариса Владимировна,
учитель математики
Технологическая карта урока математики в 6 классе «Осевая симметрия».
Предмет |
Математика |
Класс |
6 |
||
Тема урока |
Осевая симметрия |
||||
Тип урока |
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. |
||||
Используемые технологии |
технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение.
|
||||
Используемые методы |
словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, побуждающий диалог, подводящий к гипотезам диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.
|
||||
Формы работы |
фронтальная, самостоятельная, работа в группе.
|
||||
Планируемые образовательные результаты. |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
понимать, что такое осевая и зеркальная симметрии, находить признаки симметрий в объектах живой и неживой природы, научить строить точки, симметричные относительно прямой. |
регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок: высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения при работе в группе; познавательные - анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, выдвигать гипотезы |
личностные – уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование устойчивых эстетических предпочтений. |
|||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Осевая симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии, зеркальная симметрия. |
||||
Средства обучения |
ПК, презентация к уроку, пакеты с индивидуальными и групповыми заданиями, зеркала.
|
||||
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
1. Самоопределение к учебной деятель-ности. Орг.момент. Цель: создание атмосферы мотива-ции к уроку. |
Учитель приветствует учащихся, контролирует подготовленность к уроку. |
Проверяют готовность к уроку. |
Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль. |
2. Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация. Цель: создать проб-лемную ситуацию, зафиксировать причину затрудне-ний, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность. |
Вступление учителя (ставит проблему гармонии и красоты, зачитывает высказывания великих о симметрии) -Начнём урок с просмотра фотографий. Слайды 1-5. - Они вам нравятся? -А почему они вам нравятся? -Вот сегодня на уроке мы будем говорить о красоте. -А знаете как в древности называли слово красота? -Красота, гармония, соразмерность, «наличие определённого порядка», закономерности в расположении частей называли симметрия! -Слово «симметрия»- греческого происхождения. Творцами симметрии является природа и человек. Один из самых первых проявлений симметрии, отмеченных человеком, это отражение в глади водоёма и симметрия человеческого тела. Позднее люди стали использовать симметрию в архитектуре, предметах быта, орнамента. Слайд 6. Известный немецкий математик Герман Вейль дал определение так: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок , красоту и совершенство» -А вы уже знакомы со словом симметрия? -На каких уроках вы знакомились? |
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в обсуж-дении.
|
- Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, устанавливать прчинно-следст-венные связи, выстраивать логическую цепочку); - Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) - Личностные (формирование способности к эмоциональному восприятию материала) - Регулятивные (способность к самооценке) |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруд-нения, проговарива-ние темы и целей урока. |
-Мы написали контрольную работу и как вы поняли начинаем изучать другой раздел . -Как он будет называться? С.147 учебник. -Прочитайте, с чем мы будем знакомиться в этом разделе. -Как вы думаете какова же тема нашего урока? -Какие цели урока? Что нового должны узнать, чему научиться? |
Высказывают гипотезы .
Читают в учебнике.
Формулируют тему урока, записывают тему в тетради.
|
- Познавательные (самостоятельно выделять познавательную цель,умение анализировать условие, устанав-ливать причинно-следственные связи, выстра-ивать логическую цепочку); - Коммуникативные (умение вести диалог, высказы-вать и обосновы-вать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве) - Личностные (критичность мышления) - Регулятивные (способность к саооценке) |
4. Открытие нового знания. Цель: знакомство с осевой симметрией. |
-Выполним практическую работу с. 148 . -Вспомним правила безопасности при работе с иглой.
-Назовите свойство симметричных точек. |
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой. |
- Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, логическую цепочку); - Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) - Личностные (критичность мышления) -Регулятивные (прогнозирование) |
Физкультминутка. |
|
|
|
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Работа по учебнику. Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях. |
-Выполним задание из учебника с.148. «Читаем и делаем».
-Попробуйте сформулировать алгоритм построения, ориентируясь на определение симметричных относительно прямой точек.
С помощью какого инструмента можно построить перпендикуляр к прямой? С помощью какого инструмента можно отложить отрезок, равный данному? Алгоритм построения обсуждается, уточняется и фиксируется. |
Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой. Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой, в результате побуждающего и подводящего диалога.
Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме. |
- Познавательные (умение устанавливать взаимосвязь объектов); - Коммуникативные (умение вести диалог)
|
6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях |
Учащиеся выполняют индивидуальные задания на построение точек, симметричных относительно прямой. Каждый ученик из группы получает из пакета индивидуальное задание. По завершению работы выполняют взаимопроверку. |
Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата.. |
- Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей); - Коммуникативные (рефлексия своих действий) - Личностные (ответственное отношение к учению) - Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров) |
7.Восприятие и осмысление нового материала. Закрепление.
|
1.-Принцип симметрии используется в построении орнамента. Орнамент (от лат. – украшение) – узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Слайды 7-9. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. 2. -Нагляднее всего видна симметрия в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, красоты. Рассмотрим некоторые сооружения с точки зрения симметрии. Слайды 10-13. ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. (Растрелли) ПЕТРОДВОРЕЦ город в Российской Федерации, Ленинградская обл., расположен в 29 км к западу от Санкт-Петербурга. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник позднего русского классицизма. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана, АДМИРАЛТЕЙСТВО, здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — выдающийся памятник русской архитектуры. Заложено в 1704 как корабельная верфь КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11. 3. Рассмотреть здания Кавельщины с точки зрения симметрии. Слайды 14-16. 4. Задания в группах. Определите фигуры, имеющие ось симметрии, есть ли среди них фигуры, имеющие более одной оси симметрии? (на партах модели геометрических фигур – приложение 2) 5. Определите, какие буквы имеют вертикальную, горизонтальную, обе оси симметрии, или не имеют симметрии, распределите их в соответствующие группы. (на партах – буквы русского алфавита на магнитной основе для последующего прикрепления их к доске). 6. – Послушайте стихотворение и скажите о какой симметрии идёт речь. -Вот мой портрет, а вот – я сам. Портрет мой как живой. Я сам, и я, который там, Качаем головой. Я показал себе – ему, язык, И в тот же миг Он, то есть я, мне самому Мой показал язык. Постарайтесь угадать, о какой симметрии идет речь. Тема «Зеркальная симметрия» будет изучаться в 10 классе. 7.Работа по учебнику №473,475, 476. |
Слушают, смотрят.
Работа с моделями, выявление геометрических фигур, имеющих ось симметрии. Распределяют буквы по группам в соответствии с расположением оси симметрии.
Находят симметрию в зданиях с. Кавельщино. Работа с моделями, выявление геометрических фигур, имеющих ось симметрии.
Распределяют буквы по группам в соответствии с расположением оси симметрии.
|
-Личностные: оценивание усваиваемого содержания. -Регулятивные.: контроль, коррекция, оценка. -Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия. - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
8.Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.
|
Итак, как бы вы ответили на вопрос: «Зачем человеку знать о симметрии?» Мы ответим так – чтобы применять ее в своей жизни. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всем, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Некоторым она кажется скучной, некоторые не любят ее за спокойствие, которое она вносит в нашу жизнь. Но как бы мы к ней ни относились, она есть в нашей жизни буквально во всем. Слайд 17. -Ответьте на вопросы. |
Отвечают на вопросы.
Оценивают себя, делают выводы. |
-Личностные: оценивание усваиваемого содержания. -Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения результата. -Познавательные: умение делать выводы, рефлексия способов и условий действий. -Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
9.Домашнее задание. |
Запишем в девник.п.31 №474. Творческое задание- подготовить сообщение. |
Записывают задание в дневник, оценивают характер задания.
|
-Личностные оценивание усваиваемого содержания. -Регулятивные: регуляция учебной деятельности. -Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя. -Коммуникативные: слушание учителя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.