Урок математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

  • docx
  • 19.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы обучения: метод проблемного обучения Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я.
Иконка файла материала сложение и вычитание десятичных дробей.docx

Урок математики  по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

 

Ф. И. О. педагога: Карцева Наталья Александровна

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные

-  уметь письменно складывать и вычитать десятичные дроби;

-  уметь решать задачи.

Метапредметные

-  уметь воспроизводить на память правила сложения и вычитания десятичных дробей;

-  уметь обрабатывать информацию;

-  формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

-  контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности

Личностные

-  умение работать в коллективе, аргументировать свою точку зрения.

 

 

Методы обучения: метод проблемного обучения

 

Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я.

 

 

 

Технологическая карта

Этапы

урока

 

Содержание этапа

 

Деятельность

учителя

 

Деятельность учащихся

 

Форма

обуче-ния

 

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организа-ционный момент

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность

к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

(Л) волевая само-

регуляция

 

2.Актуализа-ция знаний

 

1)Индивидуальная работа у доски.  (2ученика)

Задание 1.

Сравнить числа:

4,56 и 5,56

0,5 и 0,3999

10,15 и 10,51

2,55 и 2,5500

Задание 2. Записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби  или смешанного числа:

3,7=

4,05=

0,08=

5,004=

2) Фронтальная работа с классом.

Задание 1.

В магазин привезли 600 кг картофеля. В первый день продали ¼ всего количества. Сколько картофеля осталось.

 

Задание 2.

Мама купила кг яблок и кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?

1) Организует учебную деятельность класса

в процессе фронтальной работы.

2) Организует фиксацию

затруднений и побуждает детей к определению своей позиции.

3) Контролирует

Выполнение индивидуальных

работ.

4) Оценивает деятельность

наиболее активных учеников.

 

1) Два ученика у доски выполняют индивидуальные задания.

2) Класс решает задачи, предло- женные учителем. Решение задач записывают в тетрадь.

3) Коллективная проверка инди- видуальных работ.

 

 

Инд-я,

Фронт-я

Актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала: сравнения

десятичных дробей, перевода десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение, вычитание

смешанных чисел.

 

(Р) взаимоконт-роль: учатся контролировать решение устных заданий; осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,  осозна-вать качество и уровень усвоения.

(К) умение выра- жать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обоб- щение.

 

3.Изучение нового материала

(определение темы, постановка цели, формулирова-ние правила)

Задание 3.

Мама купила 3,7 кг яблок и 4,5 кг бананов. Сколько килограмм фруктов купила мама?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Значит: 3,7+4,5=8,2

 

Как найти сумму чисел

3,7 + 2,651?

 

 

 

 

 

Как найти разность чисел

3,7-2,651= ?

1)Подводит к осознанию новой темы с помощью создания проблемной ситуации.

(задание3). 2)Предлагает прочитать и со- ставить план ре- шения задачи.

3)Организует обсуждение за- дачи и предлагает найти выход из данной проблемы.

а) «Мы не знаем правило сложе- ния десятичных дробей. Как решить задачу, исходя из ранее полученных знаний?»

б) «Исходя из условия предло- женной задачи, сформулируйте

тему и цели уро- ка».

 

 

4) Вопрос учителя: а) Как получить ответ, не перево- дя десятичные дроби в смешан- ные числа? (выслушивает варианты ответов)

б) Как найти сумму чисел

3,7 + 2,651? Кто попробует сформулировать правило?

 А теперь  прочитаем  правило в учебнике.

2)Организует работу с учебни- ком:

- откройте учеб- ник на стр.190-

191;

-прочитайте пра- вило сложения (вычитания) де- сятичных дро- бей;

-расскажите ал- горитм сложения (вычитания) друг другу; 3)Предлагает

решить пример

3,7 + 2,651 с применением алгоритма.

4) Предлагает решить пример на вычитание десятичных дро- бей.

Задание 3.

1)Решение учеников:

3,7+4,5=

2) Ребята предлагают представить десятичные дроби в виде смешанных чисел и сложить.

3)Учащиеся делают вывод: Значит: 3,7+4,5=8,2

3) Формулируют тему урока и определяют его цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Один из учеников записывает решение примера у доски.

3 ,7

+ 4 , 5

------------------

8 , 2

 

Обучающиеся предлагают варианты правила.

2) Работа с учебником.

3) Работа в парах ассказывают правило сложения (вычитания) десятичных дробей)

4) Записывают решение примера в тетрадь.

3,7+2,651=3,700+2,651=6,351

3 ,700

+ 2 , 651

   --------------------

6 , 351

5)Записывают решение примера в тетрадь.

3,7-2,651=3,700-2,651=1,049

3 ,700

- 2 , 651

---------------------

    1, 049

 

 

 

 

 

-фронт-я

-с учеб-ником,

-в парах

вывод правила сложения и вычитания десятичных дробей; первичное умение использовать алгоритм для сложения и вычитания десятичных дробей

(П) анализ и сравнение объектов, поиск и выделение необходимой информации, умение делать вывод, выделение и формулирование познавательной цели и темы урока

 

(Р) Планировать пути достижения цели.

(К):

-уметь выражать мысли устно и письменно

4.Первичное закрепление с проговарива-нием вслух

№1211

1213

1214

 

Организует работу и контролирует ее

выполнение

Решают примеры на закрепле-

ние, используя алгоритм. Записывают решения в тетрадь.

 

Фронт-я

Инд-я

 Первичные умения применять полученные зна- ния при решении примеров

(К) Умение выражать свои мысли с до- статочной полно- той и точностью, умение понимать речь других, уме- ние составлять план работы над задачей.

5.Самостоя-тельная

работа с самопро- веркой. Самооценка.

Самостоятельная обучающая работа по карточке

Проверка по эта-

лону

У кого возникли затруднения при выполнении за- дания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил зада- ние?

- Оцените себя.

9-10 примеров –

«5»

7-8 примеров -

«4»

5-6 примеров -

«3»

«2» не ставим, работаем над ошибками

 

Выполняют самостоятельную работу.

Самопроверка по эталону

индивидуальная

умение самостоятельно применять полученные зна- ния при решении примеров

(П)Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез.

(Р): умение планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; самоконтроль, самооценка

(Л): чувство личной ответственности за качество работы; самооценка.

6.Рефлексия

 

Соотнесение поставлен-

ных задач с достигну- тым результатом.

Выставление

оценок за урок. Задаются вопро- сы о задачах урока, побужда- ющие к высказы- ванию мнения.

Я узнал …

Я научился … Мне понятно … Я затрудняюсь

Оцените свою работу на уроке.

Формулируют конечный резуль-

тат своей работы на уроке.

Я узнал правила сложения и вы- читания десятичных дробей.

Я научился складывать (вычи- тать) десятичные дроби.

Мне понятно, как складывать (вычитать) десятичные дроби, и я смогу применить алгоритм сло- жения (вычитания) десятичных дробей.

 

Фронта-льно

 

 (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение кон- тролировать и оценивать процесс и результаты дея- тельности.

(К) умение выра- жать свои мысли с достаточной пол- нотой и точно- стью.

7.Домашнее задание

 

Выучить правило сло-

жения (вычитания) де- сятичных дробей (стр.191)

1)Базовый:

1255,б,в),

1256,б,в),

2) Повышенный:

1245

3) Для умников и ум- ниц: №1246

Даёт коммента-

рий к дозирован- ному домашнему заданию.

Учащиеся записывают домашнее

задание в зависимости от уровня освоения темы урока

 

 

Р: планировать

свои действия в соответствии с поставленной за- дачей, оценивать своё задание