Урок математики в 1 классе "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток". Урок можно провести по любой программе.

  • docx
  • 07.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сложение однозначных чисел с переходом через 10.docx

Автор Маликова Алеся Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Пермь

malikova_059@mail.ru

учитель начальных классов

Математика

1 класс

УМК «Перспектива»

Приобретённая компетенция: предметная

 

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Цели:

  1. Организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10)
  2. Формировать  умение находить значение таких выражений, пользуясь алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд.
  3. Развивать группу УУД: личностных – , самостоятельное определение и высказывание простых норм поведения, самооценка на основе критерия успешности и трудности; регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка собсьвенных достижений; познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений; коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

1.      Организационно-мотивационный момент

       Долгожданный дан звонок-

  Начинается урок.

       Мы пришли сюда учиться,

       Не лениться, а трудиться,

  Работаем старательно,

       Слушаем внимательно.

Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки.

У меня сегодня хорошее настроение, как вы думаете, почему?

Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

 

2.      Самоопределение в учебной деятельности  

1.      Математический диктант на определение состава однозначных чисел. (Самопроверка с доской. Самооценка +, v, ?) Что повторили, зачем?

 

2.      Учитель  соседнего класса принесла листы с заданиями, которые выполняли её ребята. Давайте поможем проверить решённые примеры. (работа в группах)

- Какие условия нам надо соблюдать?(уметь слушать друг друга; уметь договариваться; уметь аргументировать)

     2.1 - Найдите ошибки в заданиях, дополнив первое слагаемое до 10.

3+8=10                                 

5+5=10                                

9+1=10                                

7+2=10                                

8+2=10                                                            

-Состав, какого числа мы повторили ? Как мы можем себя проверить?

 

       2.2 Найдите значение суммы.

10+2 =13

10+8=18

10+3=13

10+4=15

10+5=15

-Что общего в примерах 2 столбика? Какие знания нам понадобились при решении таких примеров? Как мы можем себя проверить?

 

3.      Решаем у доски с объяснением.

3+2+2=…7

Сколько всего единиц прибавили к 3? Как записать короче этот пример? 3+4=7

Дальше решаем у доски по аналогии с объяснением.                   

9+1+6=16                        9+7=16

 

3.      Постановка учебной задачи (проблемы)

Посмотрите на 1 столбик. Встретились ли новые примеры? А во 2 столбике? (9+7=16) Почему? (Складываем однозначные, получаем двузначные.)

-Давайте предположим, чему будем учиться на уроке и попробуем сформулировать тему урока? (Складывать однозначные числа, а получать двузначные( или как-то иначе)

-Назовите  такие выражения.

- Если для нас эти примеры новые, как же у нас так быстро получилось найти его значение? Давайте разберёмся.

4.      «Открытие» учащимися новых знаний

1.    Наблюдение над приёмами счёта на моделях. (Презентация Слайд 2) и составление алгоритма действий (на доске с помощью опорных слов составляем алгоритм ).

 

2.      -Как мы к 9+7?

Мы прибавили 1(т.е. дополнили 9 до 10).                   (дополнить первое слагаемое до 10)

Где мы взяли 1? (у  второго слагаемого)

7 это 1 и ещё ? (6).

Прибавим оставшиеся единицы.                            (прибавим оставшиеся единицы)

Получили пример, который мы умеем решать. 9+1+6=16

3.                 Кто повторит вывод: как к однозначному числу прибавить однозначное число, если их сумма больше 10?

Дополнить первое слагаемое  до 10

Прибавить оставшиеся единицы

 

 
 

 

 


ФИЗМИНУТКА

 

5.      Первичное закрепление

1.      Работа по учебнику (учебник-тетрадь Л.Петерсон Математика 1 класс, часть 3).

Стр. 76 № 2     1 пример (графическая модель) Комментирует один ученик.

2 и 3 пример  в парах (Проверка по образцу на Слайде 4)

 

Стр. 76 №3(б) задание в парах (Объяснение без рисунка)

- Кто хорошо понял способ сложения и сможет объяснить классу свой пример?

 

-Мы научились решать и объяснять примеры нового вида. Чему будем учиться дальше? (Применять новый способ в жизни. Например, при решении задач.)

 

6.      Самостоятельная работа

1.      Решить задачу самостоятельно по выбору учащихся.

Стр. 76 № 5 в одно действие          или.

Стр. 77 №6 в 2 действия

(Проверка с образцом на доске.)

 

2.      Найдите примеры на новую тему. Решите их.

8+7        2+6        8+5        4+7

Соотнесите ответы со словами в таблице, что получилось? (слайд 5)

11

8

15

13

ДА

НЕТ

ДА

ДА

     

- О чём это говорит?

7.      Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Кто запомнил, как складывать однозначные числа, если ответ больше 10 ?

Самооценка работы на уроке по критериям «освоил способ сложения» и «активность на уроке»

8.      Домашнее задание.

Предлагаю домашнее задание. 

- Придумать три примера на новый приём сложения.

- Раскрасить картинку после решения примеров (см. Приложение).

 

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.(Закрепление)

1.      Организационно-мотивационный момент

(Привлечение внимания игрой «Кто меня слышит…»

Тихим голосом произносить фразы: «Кто меня слышит, поднимите  ручки вверх, кто меня слышит, опустите ручки на пояс и т.д. кто меня слышит повернитесь к соседу по парте, улыбнуться и пожелать успехов на уроке »)

- Вы все внимательны, собраны, у вас хорошее настроение, и можно начинать урок.

2.      Проверка домашнего задания и определение задач на урок

- На какую тему были предложены примеры в домашнем задании? (сложение однозначных чисел с переходом через десяток)

- Какому алгоритму следовали при решении данных примеров? (Повторить алгоритм сложения используя опорную схему составленную на предыдущем уроке)

Дополнить первое слагаемое  до 10

Прибавить оставшиеся единицы

 

 
Дополнить первое слагаемое  до 10

Прибавить оставшиеся единицы

 

- Покажите, какие рисунки у вас получились дома. (Самые аккуратные и красочные можно прикрепить в классном уголке)

У кого задания вызвали затруднения? Можно ли сказать, что мы освоили прием сложения однозначных чисел, когда сумма  больше 10?

Давайте поставим задачу на урок.

- Будем отрабатывать решение  примеров  нового вида.

3.      Актуализация знаний Работа по учебнику.

Сегодня нам надо работать сообща, проверять свои знания и помогать соседу.

1.Работа в паре.

Игра «Карусель» (Учебник стр. 79 № 5 -а)

-Какое умение отрабатывали выполняя это задание?(умение складывать однозначные числа и получать двузначные)

- Какой пример оказался лишним? Почему (10+7)

- Кто воспользовался помощью соседа при решении примеров?

2.Чтобы быстро решать такие примеры, необходимо запомнить все случаи сложения однозначных чисел. Чтобы запоминалось легче, надо все примеры привести «в порядок» (систематизировать). Для этого заполним таблицу на стр. 78 № 2(Дети работают в паре. Они быстро определяют  принцип заполнения таблицы и успешно справляются с заданием на уровне автоматизма. Но таблицу надо проанализировать)

-Какое первое слагаемое? Второе? Что происходит с первым слагаемым?(остаётся) Со вторым?(увеличивается на 1) Как меняется сумма? (увеличивается на 1) Пришлось ли вам считать все примеры? (Достаточно посчитать один раз и потом прибавлять 1)

- Сколько выражений со значением 18, 19? (1)   16, 15 (2), 14 и 13 (3), 12 и 11 (4)

- Чему соответствует количество десятков в значении суммы? (1)

- Сравнить количество единиц в сумме и второе слагаемое в выражении (меньше слагаемого на 1, 2 и т.д.)

ФИЗМИНУТКА

2.Фронтальная работа

Решение задачи №3 стр.78 (Задачу решаем у доски с комментированием)

3.Решение уравнений № 5

Три уравнения у доски решают ученики, а ещё три , более сообразительных ученика, выступают в роли проверяющего. Остальные решают  самостоятельно, по окончанию выполняют сверку с доской.

- Что необходимо помнить при решении уравнений? (Знание компонентов действий и правило нахождения неизвестного компонента действий)

- В решении, какого уравнения понадобилось умение складывать однозначные числа, получив двузначное?

4. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа и соотнесение ответов с буквой

6+7          9+2         9+3         7+4            8+7        9+5       8+9

11

14

15

17

13

12

о

е

д

ц

м

л

 

- Какое слово у вас получилось?

9.      Итог урока

-Чему учились на уроке?

Самооценка работы на уроке по критериям «освоил способ сложения» и «активность на уроке»

1.      Домашнее задание.

Предлагаю домашнее задание. 

- Запомнить таблицу сложения

- Подготовить задания на карточке для соседа (с 6 примерами изучаемой темы)

 

Оборудование: учебник-тетрадь 1 класс Л.Г.Петерсон часть3

                       Мультимедийный проектор, экран

                       Опорные слова

                       Таблица с ответами, словами «ДА», «НЕТ», «молодец»

Литература: Л.Г.Петерсон Математика 1 класс Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru