Урок математики 1 класс (Школа России)
Тема: Угол. Прямой угол
Педагогические задачи: познакомить с понятиями угол, прямой угол; учить делать модель прямого угла и выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: понятия угол, прямой угол; умеют: делать модель прямого угла и выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке, работают по предложенному учителем плану.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе, слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя).
Личностные УУД: имеют представление о причинах успеха в учебе, проявляют интерес к учебному материалу, имеют целевую установку на отработку математических навыков.
Оборудование: небольшие листы кальки на каждого ученика, линейки, цветные карандаши.
Ход урока.
I. Организационный момент (Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс)
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и пожелаем здоровья. (Д.Здравствуйте).
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране Геометрии. Что это за страна? В ней будем решать, соображать, удивляться, думать и обязательно считать.
- Посмотрите, кого мы возьмем с собой? Почему? (На доске изображены лица – веселое, грустное, злое. Дети делают выбор и объясняют его)
- Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь.
- Урок у нас необычный, а «Кошкин». И класс сегодня не класс, а «Кошкина гостиная», и дети у нас не ученики, а котята.
- У нас в гостях один из котов - героев ваших любимых сказок. Отгадайте, кто? Добрый, ласковый, доброжелательный, поучал неразумных мышат. (Кот Леопольд- звучит музыка Кота Леопольда)
-Я хочу, чтобы и вы были добрыми, ласковыми, доброжелательными. Мы поможем вспомнить коту Леопольду его любимую фразу. Для этого нам нужно выполнить задания.
II. Актуализация знаний (Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания)
1) На доске числовой ряд с перепутанными числами и их моделями.
- Восстанови числовой ряд, проложите дорожку к дому кота Леопольда; (У доски 2 человека. Остальные выкладывают на парте числовой ряд).
- Из каких геометрических фигур составлен дом? (Многоугольники)
- Сосчитай от 3 до 8, от 9 до 1.
- Назови последующее число для 1, 3.
- На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назови предыдущее число для 4, 2.
- На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит справа от 2? Слева от 4?
2) Работа с веерами
Задачи в стихах.
Лежит на рогожке рыжая кошка,
Играет с мышонком черная кошка,
Залезла в лукошко белая кошка.
Сколько же кошек? Не сбейся, смотри.
Сколько ты насчитал? Покажи.
Съела трех мышей в кладовке
И опять к норе подкралась.
Цап! Еще одна попалась.
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей?
У него полно хлопот.
На рыбалку он пошел –
Был отличный, сильный клев.
Хороша будет уха:
Два ерша, два окунька!
Сколько рыб поймал наш кот?
- «4» - это сколько и сколько?
3) Игра «Кошки – мышки» (вывешивается плакат с норками, на каждой норке – число)
+ ИНДИВИД.РАБОТА «Засели домик»
- Кот вышел на охоту, развелось много мышей. Только мыши оказались очень проворные и разбежались по норкам. Найдите, куда спряталась каждая мышка. Номер норки – это ответ примера, написанного на мышатах. (К доске по очереди выходят 4 ученика решают примеры, проводят линию, соединяющую пример с ответом.)
- Ребята, вы хорошо поработали, получите первое слово, которое забыл Леопольд. (Ребята,)
4) Треугольник
- Какую геометрич. фигуру напоминают норки? (треугольник начерчен на доске).
- Почему эту фигуру так называют? (замкнутая ломаная, 3 звена, 3 вершины)
- В этих фигурах спрятана геометрическая фигура. А какая, это - тема сегодняшнего урока
- 5) Закройте глаза, положите голову на руки и подумайте о какой геометрической фигуре идет речь.
III. Проблемное объяснение нового знания (Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию нового способа действия в знаках, организовать фиксацию преодоления затруднения)
1) Пока мы с вами отвечали на вопросы, проворные мышата подкрались к треугольнику – и вот что от него осталось. Мышата утверждают что это геометрические фигуры.
-Что за фигуры у нас получились? Значит, о чем мы будем говорить на уроке?
Цель: уяснить понятие угла, научиться конструировать прямой угол. Выяснить где встречаются в жизни?
Стихотворение.
Однажды точка пошла на охоту.
Взяла она лук, две стрелы подлинней
Подумала точка: “Что будет, когда я
Пущу от себя две стрелы подлиней?”
Подумала точка и сделала это,
И вот получился у нас… уголок
Красивый, веселый, две стенки имеет
И в точке игривой смешной хохолок.
– Так что же, ребята, у нас получилось? На какие геометрические фигуры похожи эти “стрелы”?
Вывод: Лучи – это стороны угла. (Карточка- ЛУЧИ – стороны угла)
- Как назвать эту общую точку для двух лучей? (ВЕРШИНА – карточка)
– Сколько проведено лучей из каждой точки? Как бы вы назвали эти фигуры?
- Что вы можете сказать об углах?
ФИЗМИНУТКА(музыкальная подвижная)
2)Работа в учебнике № 2 с.54
Давайте все вместе попробуем сделать модель угла из бумаги. Посмотрите в № 2, кто – то может расскажет, как нам надо действовать?
-У вас на парте лежит калька. Возьмите её в руки.
- Перегните её пополам. Перегните ещё раз, совмещая стороны листа.
- Как следует, прогладьте стороны.
- Развернём и найдём точку пересечения в центре и обозначим ее красным фломастером. От точки пересечения проведите по линии сгиба синим фломастером по линейке линии.
- Кто увидел, какие фигуры у нас получились? + Углы.
- Сколько углов? (4)
- Эти углы называются прямые. Это ПРЯМОЙ УГОЛ. (Карточка)
- Сверните лист.
- Покажите вершину угла.
- Покажите стороны угла.
Что такое угол? (Угол- геометрическая фигура, он имеет вершину и стороны. Стороны угла – лучи, исходящие из одной точки, а их общее начало – вершина угла.- прямые линии, прямой угол.)
- Сейчас мы научимся проверять, действительно ли угол прямой. Для этого есть специальный чертежный угольник, который является моделью прямого угла. Он поможет находить прямые углы.
- Я покажу, как проверить угол при помощи угольника.
Прикладываем линейку так, чтобы совпали вершины и стороны.
- Возьмите угольник. Проверьте, действительно ли угол, который мы получили прямой-
-Что получилось?
-Какой угол у нас получился?
3) №3 Сравним свои модели с моей, сейчас сравните друг с другом. Какой можно сделать вывод? ( Все прямые углы равны!)
Правило - Углы равны, если при наложении совпали стороны и вершины.
4) Работа в паре.
Проверим модель в работе. Отыщим на предметах в классе прямые углы.
-Как нам их отыскать? (сравнить с моделью прямого угла. Если вершина и стороны совпадут – угол прямой)
– Где, в каких предметах встретились прямые углы?
– А нужны ли прямые углы в жизни? (Прямые углы очень часто встречаются в интерьере)
- Ребята, вы хорошо поработали, получите второе слово, которое забыл Леопольд (давайте).
ФИЗМИНУТКА
Котята
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
А ушки у котят, как домики стоят.
«Все котятки мыли лапки вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки вот так, вот так!
А потом они играли вот так, вот так! (прыжки)
А потом они устали, сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!»
IV. Первичное закрепление (Цель: Организовать усвоение детьми прямого угла)
1. Работа в парах. № 4 с.55
– Давайте проверим, кто начертил прямой угол? (- Катя и Вова.) Как это сделать? (Наложить модель прямого угла на чертеж.)
– Как будем накладывать? (Так, чтобы совпали вершины и стороны.)
– Чем непрямые углы отличаются от прямых? (У непрямых углов одна сторона находится или внутри модели, или снаружи.)
– Так как можно найти прямые углы? (наложить модель или угольник) Объяснить. (Проверить с помощью особого инструмента – угольника или моделью прямого угла наложением. Если, приложив угольник к углу, вершиной к вершине, стороны совпадут, то угол – прямой. Не совпадут – не прямой. Углы непрямые: острые, тупые. Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а если величина угла больше величины прямого – тупой.)
- Ребята, вы хорошо поработали, получите третье слово, которое забыл Леопольд (жить).
V.Самостоятельная работа
Цель: Организовать самостоятельную деятельность для проверки усвоения детьми прямого угла.
Задание №2 в рабочей тетради (ур. 3.17, с.26)
- Ребята, вы хорошо поработали, получите четвертое слово, которое забыл Леопольд. (дружно!)
- Прочитайте, что получилось. - Ребята, давайте жить дружно!
VII. Рефлексия. Итог урока (Цель: способствовать формированию рефлексии)
- Мы провели большую исследовательскую работу. Вам понравилось быть исследователями. А чем?
- Какая тема урока была? (Угол. Прямой угол.)
- Что такое угол? С какими углами вы познакомились?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Как называется точка, из которой выходят лучи?
- Как называются лучи, которые выходят из этой точки?
– Какое задание было интереснее для вас?
– Какое задание было трудно выполнять?
– Как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему?
Оцените свою работу на уроке, используя схему
знаю
я запомнил
смог
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (была 1 ошибка), красный (много ошибок), синий -(не смог выполнить ни одного задания).
- Спасибо за урок. Вы молодцы!
Спасибо
за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.