Урок математики в 4 классе "Знакомство с долями и дробями"

  • docx
  • 28.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доли и дроби.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок математики

в 4 классе

тема «Доли и дроби»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок математики в 4 классе тема «Доли и дроби».

 

Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли

 

Задачи урока:

-    обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;

 -    развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;

-    воспитывающие  – воспитывать коллективизм, аккуратность.

 

Планируемые результаты:

Предметные: Знать, что такое «доли», что такое числитель дроби, знаменатель дроби; уметь называть, записывать и сравнивать доли

Метапредметные: Выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием;Находить способ решения учебной задачи

Личностные:Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности;уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

                                                               Ход урока

 

I.            Организационный момент

 

       -  Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

 

- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

 

II.            Актуализация знаний.

 

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.

Устный счёт

270 * 2 =540                                 

640: 320= 2                                                                  600 * 9 = 54

(46 + 14 ): 5=12                                                             1 : 2= ?

-Как 1 разделить на 2? Ответы детей

Проблема?

 -Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд 2)

О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81

Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210

И 720 : 90 x 10 x 8 = 640

Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000

Д 16 x 100 : 10:40 = 4

Р 450:50 х1000х4 = 32000

О 160:8х100х20=40000

Б 17х3х1000 = 51000

И 9х781000 = 63000

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

II Сообщение темы урока  (Слайд 3)

Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»

 

 III.       Знакомство с темой урока.

 

– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин.  Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.  (Слайд 4)

 

- Как в песенке, животные называют равные части?  (Дольки).

 

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

 

– Сколько долек поучил каждый?  (Одну дольку апельсина).

 

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части?   (Да).

 

- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

 

IV.     Постановка учебных задач.

 

- Как на языке математики  назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

 

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

 

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).  (Слайд 5)

 

V.   Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».

 

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

 

- Сколько частей досталось каждому животному?  ( По одной части).

 

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

 

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

 

- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

 

(Слайд 6)

 

 (На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)

 

В математике пишут короче: 1/5.  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

 

- Когда мы «делим»  натуральные числа, то используем знак (:).

 

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

 

- Кто догадался, как называется данная запись?  (Дробь).

 

-  Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

 

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

 

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

 

VI.   Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

 

1) Практическая работа.

 

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось?  (Две равных части).

 

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

 

-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).

 

-Закрасьте одну такую долю полоски.

 

- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?  (Измерить линейкой.

 

 6 : 2 = 3 см).

 

Запись в тетради.    (Слайд 8 )

 

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

 

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

 

Запись в тетради. (Слайд 9)

 

ФИЗМИНУТКА.

 

2) Сравнение дробей.

 

(Слайд 10)

 

- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

 

- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).

 

- Какую долю получит каждый гость? (1/3)

 

- Запишите дробь. Проверьте себя .

 

-  А у нас еще гости, давайте и их  угостим шоколадкой.

 

- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)

 

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

 

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

 

-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).

 

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

 

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.      (Слайд 11)

 

(Слайд 12)

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

 

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

 

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

 

- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)

 

V II.    Закрепление нового материала.

 1.Работа в группах

2.Работа в парах

-У вас есть карточки.  1) Прямоугольник Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть .

                                       2)Квадрат Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить  одну четвёртую.

 

VIII . Итог урока

 

– Какая тема урока была?

– Что такое доля?

 – Как называется число, которое пишем над чертой?

 – Что показывает числитель?

 – Как называется число, которое под чертой?

 – Что показывает знаменатель?

 – А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?

 

  IX. . Рефлексия

       -Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы их достичь? Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему настроению.

 

  И закончить урок я хочу стихотворением.

Домашнее задание  (Слайд 16)

 

Задание на сообразительность.

(Слайд 17, 18)

- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.

 

После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

 

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

 

 

– Урок закончен. Спасибо! (Слайд 19)