Урок математики в 5 классе по теме "Проценты"
Оценка 4.6

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты"

Оценка 4.6
pdf
16.05.2023
Урок математики в 5 классе по теме "Проценты"
Урок математики в 5 классе по теме Проценты.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок математики в 5 классе

«Проценты»

 

 

 

Учитель математики Л.В. Емельянова

МАОУ «Филипповская ООШ» с. Филипповка

Кунгурский МО

Пермский край

 

 

 

 

 

 

2023 г


Тема: «Проценты»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для формирования  и усвоения нового знания.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее нового понятия - процент.

Методы: 

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: Виленкин Н.Я.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М: Мнемозина, 2019 г., доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Проценты». Ресурсы:  мультимедийный проектор, презентация 

Формируемые УУД:

Предметные: уметь объяснять, что такое процент; представлять проценты в виде десятичных дробей и дроби в виде процентов.

Личностные: формирование  устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики. Способности к адекватной самооценке результатов своих действий.

Метапредметные

Регулятивные: формирование  умения определять и формулировать цель  урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; работать по составленному плану; отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном; понимать перспективы дальнейшей работы.

Познавательные:  умение ставить и формулировать проблему; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Умение ориентироваться  в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного); добывать новые знания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Основные понятия: процент, десятичные дроби.

 

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

 

1. 

Мотивация (самоопределение)

к  учебной 

деятельности

 

 

Учитель создает эмоциональный настрой на урок. 

 

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, как у солнышка на слайде, и вы готовы начать работу.

Французский философ  Ж.Ж. Руссо(17121778г) сказал: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой. ставить новые цели и стремиться к их достижению,,,»  Как вы понимаете  эти слова?

 

Мы сегодня с вами продолжим изучение удивительной науки математики

 

 

Слушают и высказывают своё мнение.  

 

 

 

 

 

 

Не надо останавливаться на достигнутом, а нужно двигаться вперед, ставить перед собой цели и достигать их.

 

 

 

 

 

 

Л: формирование  устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

2.

Актуализация и фиксирование

- Чтоб работать  нам быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка.

 

 

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

 

 

индивидуального затруднения в пробном действии

Устная работа (по слайдам) 1) Найди ошибку.

2) Найти треть числа, четверть числа. 3) Задача.  Пятиклассник Николай копил деньги на новый сотовый телефон. За два года он накопил 6500 руб. В магазине «Евросеть» проходит акция, рекламу вы видите на экране. Николаю понравился телефон за 8000 руб. Сможет ли  Николай купить данный телефон со скидкой по акции?

 

 

 

 

П: умение анализировать

 

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

3.

Выявление места и причины затруднений

-                     Ваши предложения по решению задачи?

-                     Что  непонятно?

 -В чем возникли затруднения? 

-                     Ребята, а вы знаете, что означает знак %  в рекламе? Как он называется? - Данный знак обозначает проценты. Поднимите руку те, кто  знакомы со словом

«процент», и со знаком процента.

-                     Где вы встречались ? (Опишите ситуации, в которых вы встречались с процентами) Учитель подводит учащихся к выводу: изучение темы «Процент» необходимо не только в рамках предмета математики, но и для удовлетворения бытовых потребностей любого человека. 

-Ребята, какой будет тема нашего урока?

-Действительно, тема нашего урока «Проценты». Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока ПРОЦЕНТЫ. 

Вступают в диалог с учителем Новый знак.

 

 

 

 

 

 

 

В магазине, в банке, при заготовках…

 

 

 

 

 

- Проценты 

 

 

 

П: умение ставить и формулировать проблему; умение ориентироваться  в своей системе знаний. К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

 

4.

Построение проекта выхода из затруднения

-                     Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Целями нашего урока будут:

-                     узнать, что такое процент; -учиться представлять проценты в десятичную дробь и наоборот.

-                     Как спланируем свою работу на уроке?  План работы: Узнаю, что называется процентом. Буду учиться представлять проценты в виде десятичной дроби и наоборот.

Проверю себя.

Оценю себя.

Предполагаемые ответы:

Узнать, что такое процент.  Как использовать проценты при решении задач.

Как по-другому записывать проценты.

 

 

Составляют план работы по схеме.

 Р: умение определять и формулировать цель  урока; планировать свои действия

в соответствии с поставленной целью; работать по составленному плану.

 

Узнаю   ..

Буду учиться    ..

Проверю

Оценю

 

5.

Реализация построенного проекта

Организует работу в парах по изучению понятия процента.

 Так что же называют процентом? Следующее задание вам подскажет, что такое процент Выполняем задание в парах. Задание 1. Заполни таблицы,   и сделай выводы.

Число

100

5

234

12,4

Сотая часть числа

 

 

 

 

 

Величина

 1м

 1

дм

 1 га

 1 а

1 ц

Сотая часть величины

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Р: умение работать по составленному плану. П: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение делать предположения и обосновывать их.

 

К: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

 

 

 

Какую часть числа, величины мы находили?  Ещё в древности люди заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент

(от латинского «на сто»). Как вы думаете, что называется процентом? 

-                     1%  = 1/100 

-                     проверяем себя по учебнику стр. 236 - Мы узнали, что такое процент. Какой следующий шаг в изучении темы?

 

-                     Во сколько раз вся величина будет больше 1% ?

 

 

 -Я  попрошу вас выполнить следующее задание. 

Задание 2. Заполни  пропуски, и сделай вывод.

1  – это  100%          0,14 -- %

2  –      %                  1,2  - %

0,5 -  %                    0,09   -  %

0,7 -   %

Вывод :  Чтобы обратить десятичную дробь в проценты нужно…  

 Задание 3. Заполните пропуски, и сделай вывод.

100%  = 1     10%  =

300 % =        1% = 

50%  =          5% = 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы:

-                     Процент – это сотая часть  любой

величины

Работа с учебником

 

-                     Учиться представлять проценты в виде десятичной дроби

 

-                     так как 1% равен сотой части величины, то вся величина в сто раз больше и будет равна 100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умножить на 100.

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

 

 

 

 60% =          8% =

Вывод:  Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо…     

 

 

Разделить число процентов на 100.

 

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу по закреплению нового материала.

1) Работа по учебнику № 1561, 1562,

1563

 

 

Выполняют задание у доски, а затем с комментированием с места.

 К: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7.

Минутка отдыха

А сейчас, ребята, встали.

Руки медленно подняли. 

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз, так постоять.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь, вы все садитесь  И за дело вновь беритесь.

 

 

8.

Самостоятельная 

работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу - Какой следующий шаг нашей работы? 

1)      Запишите в виде десятичной дроби:

2%;  34%;  136%

2)      Запишите в процентах десятичные дроби:

0,58; 0,05;  1,2.

3)      Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной, а затем в виде процентов:

3/5; 3/4

Критерий оценивания.. У кого всё

 

Проверить себя.

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

Проверяют по эталону и выполняют самооценку. 

 

 

 

 

П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Р: отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном.

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

 

 

 

правильно ставит +;  у кого с ошибками +-.

 - У кого все правильно, у кого есть ошибки.

В чем возникли затруднения?

 

 

Выявляются затруднения.

 

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

-                  Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-                  Давайте посмотрим это  по карточке

«Проверь себя»

Процент – это …

Чтобы перевести десятичную дробь в проценты надо…

Чтобы  представить проценты в виде десятичной дроби нужно,,,

Чтобы перевести обыкновенную дробь в проценты нужно…

 Дома: 1) обязательно стр. 236, № 1598,

№ 1599

  На выбор:  подготовить небольшое сообщение о том, когда возникли проценты, как появился знак процента %.

- А сейчас оцените свою работу на уроке в листе индивидуальных достижений.

 ФИ

 

 

Вступают в диалог с учителем. Проводят рефлексию своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самооценку своей учебной деятельности.

 

Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

 

К: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Р: понимать перспективы дальнейшей работы.

 

 Утверждения

Поставь знак + или ?

1) Тема урока мне понятна

 

2) Я достиг цели урока

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

 

 

 

 

3) Я знаю, что такое процент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы:

- Мы не ответили на вопрос, сможет ли пятиклассник купить понравившейся ему сотовый телефон. Знаний.

 

Научиться решать задачи на проценты.

 

 

 

4) Я умею представлять проценты в виде десятичной дроби

 

5) Я умею представлять десятичную дробь в виде процентов

 

Мне необходимо поработать над…

 

- Я вижу, что  вы старались, работали хорошо, и поэтому все получилось почти у всех. Но что мы  не смогли выполнить на уроке? Какой вопрос остался не решенным?

Чего нам не хватает для этого?  Поэтому,  какую цель мы поставим на следующие уроки по теме «Проценты»?

 

Молодцы, ребята, я довольна вашей работой на уроке. 

 

 

 

Урок математики в 5 классе «Проценты»

Урок математики в 5 классе «Проценты»

2023 г

2023 г

Тема: «Проценты» Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Проценты» Тип урока: урок открытия новых знаний

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Мы сегодня с вами продолжим изучение удивительной науки математики

Мы сегодня с вами продолжим изучение удивительной науки математики

Устная работа (по слайдам) 1)

Устная работа (по слайдам) 1)

ПРОЦЕНТЫ. Вступают в диалог с учителем

ПРОЦЕНТЫ. Вступают в диалог с учителем

Как спланируем свою работу на уроке?

Как спланируем свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы. Р: умение работать по составленному плану

Отвечают на вопросы. Р: умение работать по составленному плану

Какую часть числа, величины мы находили?

Какую часть числа, величины мы находили?

Какую часть числа, величины мы находили?

Какую часть числа, величины мы находили?

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2023