Урок математики "Знакомство с понятием "Скорость" 4 класс
Оценка 4.8

Урок математики "Знакомство с понятием "Скорость" 4 класс

Оценка 4.8
docx
математика
15.11.2020
Урок математики "Знакомство с понятием "Скорость" 4 класс
Урок математики по теме Скорость.docx

Технологическая карта урока: математика                                                   Класс: 4 класс

Тема урока: «Знакомство с понятием  «Скорость».

 

Тема урока

Знакомство с понятием «скорость»

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Способствовать формированию знаний о скорости; умения  обозначать единицы скорости, использовать полученные знания в жизни.

Задачи

образовательные

1. Познакомить детей с понятием скорости и единицами её измерения.

2. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.

3. Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями и записывать условие задачи в таблицу.

развивающие

4. Развивать умения  анализировать, синтезировать, осуществлять рефлексию собственной деятельности,  развивать наблюдательность, внимание, коммуникативные навыки.

воспитательные

5. Прививать интерес к математике, воспитывать  чувство дружбы и товарищества  на основе работы в группах, умение  адекватно оценивать  свой труд и труд своего  одноклассника.

Планируемые результаты

личностные

Способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

предметные

Знать основные понятия: скорость, время, расстояние, единицы измерения скорости; уметь решать и составлять простые задачи на движение.

метапредметные

 

регулятивные УУД

Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, оценивать свои достижения на уроке.

познавательные УУД

Учиться  воспринимать и анализировать сообщения, источники, извлекать информацию и систематизировать её.

коммуникативные УУД

Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

 

Название, содержание 

этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I. Оргмомент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание эмоционального настроя на урок

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Сегодня у  нас на уроке много  работы: нужно думать, что-то впоминать, а что-то запоминать.  Желаю вам удачи! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головах.

 

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Волевая саморегуляция 

II. Актуализация знаний.

 

Повторение необходимого материала, подводящего к теме урока

1) - Прочитайте единицы измерения величин:

 

345 кг,  25364м,  56 мин,  158 с,  2004 км,  25 кв. м,  2 сут,  6ч 10мин,  345 кв. см , 120км/ч,  425г

 

- На какие группы их можно разделить?

- Какую единицу измерения можно назвать лишней?

- Кто из вас знает, что измеряют ею?

- А хотите узнать?

2) - Вы узнаете  название величины, если решите примеры на карточках.

 

61 сот.х2 (12200/ Р)  

9 дес.х8  (720/ C)        130дес.х5 (65000/ Т)                  125 х2 дес. (2500/ К)

4х12 сот. (4800/ О)     8х7тыс. (56000/ С)    

 30 тыс. х 3 (90000/ Ь)          15сот х30 (45000/ О)

 

(Решенные примеры переворачиваются. На обороте карточек ответ и буква.)

 

- Запишите числа в порядке увеличения. Составьте из этих букв слово.                            (СКОРОСТЬ)

Извлечение необходимой информации из текста.

Пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему.

Отвечают на вопросы педагога, формулируют учебную проблему, строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Подготовка учащихся, осознание ими недостаточности имеющихся знаний (проблемная ситуация)

III. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.

 

Постановка учебной задачи, актуализация субъективного опыта учеников

1) - Выскажите свои предположения, что такое скорость.

- Что вы слышали о скорости? Нужно ли в жизни знать эту величину? Почему?

2) Работа с таблицей   « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» про скорость.

3) Заполнение таблицы

ЗХУ (Знаем – Хотим узнать - Узнали)

4)- Задайте мне два вопроса по теме урока, которые начинаются со слов: ЧТО  и КАК.

- Какая тема нашего урока?

Ответы детей на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Заполнение таблиц на основе своих знаний (Приложение)

 

 

 

Формулирование вопросов по теме урока

Что такое скорость?

Как найти скорость?

 

Обмен мнениями, предположениями,информацией.

 

 

 

 

 

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

 

 

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов, определять тему урока.

IV. Усвоение новых знаний. 

1) Проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Постановка целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Решение проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Выведение нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Первичное закрепление нового материала.

 

6) Выведение правила нахождения скорости.

 

Поиск решения учебной задачи

1) - Рассудите спор двух друзей.

Перед вами на партах задача. Познакомимся с ней.

«Миша и Игорь учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них быстрее бегает. Миша на соревнованиях пробежал 60 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15с. Каждый считает себя лучшим спортсменом. Игорь утверждает, что он затратил меньше времени, а Миша с ним не согласен. Ведь он пробежал большее расстояние. Кто же из них прав?»

– У всех получились разные ответы. Что вы сравнивали?
– Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос: кто из мальчиков бежит быстрее?
2) Пробное действие.

- Давайте попробуем решить задачи и узнать, что такое скорость.

 

а) Денису идти до школы 500м, Егору 520м.  Кто ближе к школе живет? Кто быстрее дойдет?

            (Ответы:  Денис ближе к школе, его расстояние меньше (нам это известно).

 - А насчет того, кто быстрее дойдет, у кого какие ответы? (ответы разные)

- Вывод: Нам это неизвестно, мы не знаем, кто сколько времени тратит. И узнать не можем.

 

б) Даша идет до школы 12мин, а Саша 10 мин. Кто тратит больше времени на дорогу? Кто ближе живет? Кто быстрее идет (скорость)?

            (Ответы:  Даша тратит больше времени, 12мин больше 10мин (мы это знаем).    

- Кто ближе живет? А кто из них быстрее идет, кто как решил? (ответы разные).

- Вывод: Кто быстрее идет, мы не можем узнать, расстояние неизвестно.

 

- Как видите, ни время, ни расстояние сами по себе не являются характеристиками скорости, хотя скорость от них и зависит.

 

- Так какова же цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы:

- познакомимся со скоростью;

- единицами ее измерения;

- установим, взаимосвязь скорости со временем и расстоянием;

- будем учиться решать задачи нового вида.

 

- Вернемся к задаче о споре двух друзей. Как же нам узнать, кто бегает быстрее?

- Надо узнать, кто пробегает быстрее за 1 секунду

Решение задачи

-Какой вывод можем сделать?

-Что же такое скорость?

- Найдите ответ в учебнике на с.54. Групповая  работа. Работа по учебнику и ответы на вопросы на карточке:

-Что такое скорость?

– Скорость можно измерить? Какой прибор существует для измерения скорости?

-В каких единицах измеряется скорость на спидометре?
– Единицы измерения скорости отличаются от ранее изученных. Попробуйте записать: км в час.

 

- Из каких единиц измерения образуются названия единиц скорости?

 

Знакомство с другими единицами измерения скорости по учебнику

(№ 4, 5 с.56).

 

Решение задачи из учебника (№ 6 с.56):

-составление чертежа

-обозначение буквами данных и неизвестного (v, t, s)

-выведение правила нахождения скорости

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом.

Анализируют, аргументируют и доказывают свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с материалами учебника, устанавливают причинно-следственные связи

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают уточняющие вопросы, осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют.

 

Учатся формулировать своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают ответы одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Учатся работать в группе: распределяют роли, задания, договариваются друг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают ответы других и приходят к единому мнению

Исследуют условия учебной задачи, обсуждаю способы ее решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происходит планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

 

 

Исследуют условия учебной задачи, обсуждаю способы ее решения

 

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

 

 

Выработка умения анализировать информацию, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

V. Применение новых знаний. 

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Работа по учебнику –

решение задач на нахождение скорости

(№ 7 с.56)

Отработка операций нового способа действия – умения находить скорость предметов.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Выполнение поставленной учителем задачи в результате учебных действий. Самоопредление, самоусвоение знаний 

VI. Рефлексия.

 

Анализ результатов учебной деятельности

Выполнение теста.

(Приложение)

 

- О чем говорили на уроке?

- Что интересного узнали?

- Что хотели бы узнать?

 

Называют основные тезисы усвоенного материала

Формулируют результат работы на уроке 

Соотносят достигнутые цели с поставленным результатом

Умение определять результативность образовательной деятельности

 

 

 

Приложение.

 

Таблица « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ».

 

ВОПРОС

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

1

Скорость – это движение

2

Скорость измеряют шагомером

3

Скорость измеряют рулеткой

4

Скорость измеряют часами.

5

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени

6

Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути

7

Время движения объекта зависит от его скорости

8

Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое

9

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время

 

 

 

 

 

 

Тест - рефлексия.

 

1.Среди данных обозначений единиц измерения выбери единицы измерения скорости.

Кг, т, с, км/ч, см, км, сут., м, л, г, мин, м/мин, ч, м/с

 

2.Выбери правильное утверждение и подчеркни его.

Скорость – это расстояние между двумя точками.

Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.

Скорость- это быстрая езда.

 

3.Обведи кружком букву, которой обозначается:

А) скорость – s v m t p.

Б) время – s v m t p.

В) расстояние – s v m t p.

 

4.Соотнеси части одного и того же правила.

 

Чтобы найти скорость, надо                     расстояние разделить на скорость

                                                                  расстояние разделить на время

                                                                  расстояние умножить на время.

 

5.Как называется прибор для измерения скорости.

А) тонометр
Б) амперметр
В) спидометр


 

Технологическая карта урока: математика

Технологическая карта урока: математика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Р) 9 дес.х8 (720/ C ) 130дес

Р) 9 дес.х8 (720/ C ) 130дес

Ответы детей на вопросы учителя

Ответы детей на вопросы учителя

Постановка целей урока. 3)

Постановка целей урока. 3)

Постановка целей урока. 3)

Постановка целей урока. 3)

Первичное закрепление нового материала

Первичное закрепление нового материала

V . Применение новых знаний

V . Применение новых знаний

Тест - рефлексия. 1.Среди данных обозначений единиц измерения выбери единицы измерения скорости

Тест - рефлексия. 1.Среди данных обозначений единиц измерения выбери единицы измерения скорости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020