РАССМОТРЕНО Руководитель МО: Гресь Н.Л. /__________/
Протокол № 1 от «___»_______ 2019 г. |
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от «___»_______ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ЦО № 38» Максимова Т.В.
Приказ № ________ от «___»_______ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Решение задач повышенной трудности по математике
название курса
по техническому направлению
направление развития личности
в форме внеурочной деятельности
для 7
класс (ы)
срок реализации: 2019 – 2020 учебный год
|
Составитель программы:
Учитель математики Преподаваемый (-ые) предмет(ы)
Громова Т.В. /____________/ |
Тула - 2019
Пояснительная записка.
Программа «Решение задач повышенной трудности по математике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Актуальность состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи. Содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные, в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности состоят в том, что программа подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Цель программы:
Формы и методы проведения занятий
Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, а также интернет ресурсов.
При проведении занятий на первое место выходят следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная.
Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Ведущее место при проведении занятий уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала осуществляется с использованием активных методов обучения.
Важным условием организации процесса обучения на факультативных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Общая характеристика
Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Поставленные задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Планируемые результаты
Личностными результатами внеурочной деятельности являются формирование следующих умений и качеств:
Метапредметным результатом является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Предметные результаты.
Содержание учебного программыа
Раздел 1:Решение логических задач.
Тема 1.Задачи типа "Кто есть кто?"
Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из
методов решения таких задач –метод графов. Второй способ, которым решаются
такие задачи – табличный способ.
Тема 2.Круги Эйлера.
Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.
Тема 3.Задачи на переливание.
Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.
Тема 4.Задачи на взвешивание.
Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.
Тема 5. Олимпиадные задания по математике.
Задачи повышенной сложности.
Раздел 2:Текстовые задачи
Тема 6. Текстовые задачи, решаемые с конца.
Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.
Тема 7. Задачи на движение.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 8. Задачи на части
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 9. Задачи на проценты
Работа по теме занятия. Решение задач.
Итоговое занятие:Математическое соревнование (математическая карусель)
Раздел 3: Геометрические задачи
Тема 10. Историческая справка. Архимед
Работа по теме занятия. Доклад ученика об Архимеде.
Тема 11. Геометрия на клетчатой бумаге.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 12. Решение задач на площадь.
Работа по теме занятия. Решение задач.
Тема 13. Геометрические задачи (разрезания).
Решение геометрических задач путём разрезания на части.
Раздел 4: Математические головоломки
Тема 14. Математические ребусы
Ввести понятие математического ребуса, совместно обсудить решения трёх заданий. Решение математических ребусов.
Тема 15. Принцип Дирихле.
Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.
Итоговое занятие:Математический КВН
Раздел 5:Решение олимпиадных задач
Тема 16. Решение олимпиадных задач.
Задачи повышенной сложности.
Итоговое занятие: Олимпиада.
Самостоятельное решение олимпиадных задач с последующей проверкой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий «Решение задач повышенной трудности по математике» 7 класс
№ п/п |
Примерная дата проведения |
Что пройдено |
Количество часов |
Примечания |
1-ая неделя сентября |
Решение логических задач |
20 |
|
|
1 |
1-ая неделя сентября |
Задачи типа «Кто есть кто?» Метод графов. |
1 |
|
2 |
2-ая неделя сентября |
Задачи типа «Кто есть кто?» Метод графов. |
1 |
|
3 |
2-ая неделя сентября |
Задачи типа «Кто есть кто?» Табличный способ |
1 |
|
4 |
3-ая неделя сентября |
Задачи типа «Кто есть кто?» Табличный способ |
1 |
|
5 |
3-ая неделя сентября |
Круги Эйлера |
1 |
|
6 |
4-ая неделя сентября |
Круги Эйлера |
1 |
|
7 |
4-ая неделя сентября |
Игра: «Придумай нам задачу. Круги Эйлера» |
1 |
|
8 |
5-ая неделя сентября |
Игра: «Придумай нам задачу. Круги Эйлера» |
1 |
|
9 |
5-ая неделя сентября |
Мозговой штурм. Решение задач |
1 |
|
10 |
1- ая неделя октября |
Мозговой штурм. Решение задач |
1 |
|
11 |
1- ая неделя октября |
Математическая викторина |
1 |
|
12 |
2- ая неделя октября |
Математическая викторина |
1 |
|
13 |
2- ая неделя октября |
Задачи на переливание |
1 |
|
14 |
3- ая неделя октября |
Задачи на переливание |
1 |
|
15 |
3- ая неделя октября |
Задачи на взвешивание |
1 |
|
16 |
4- ая неделя октября |
Задачи на взвешивание |
1 |
|
17 |
4- ая неделя октября |
Олимпиадные задания по математике. |
1 |
|
18 |
1-ая неделя ноября |
Олимпиадные задания по математике |
1 |
|
19 |
1-ая неделя ноября |
Олимпиадные задания по математике |
1 |
|
20 |
2-ая неделя ноября |
Олимпиадные задания по математике |
1 |
|
Текстовые задачи |
12 |
|
||
21 |
2-ая неделя ноября |
Текстовые задачи, решаемые с конца. |
1 |
|
22 |
3-ая неделя ноября |
Текстовые задачи, решаемые с конца. |
1 |
|
23 |
3-ая неделя ноября |
Задачи на движение. |
1 |
|
24 |
4-ая неделя ноября |
Задачи на движение. |
1 |
|
25 |
4-ая неделя ноября |
Задачи на части |
1 |
|
26 |
1-ая неделя декабря |
Задачи на части |
1 |
|
27 |
1-ая неделя декабря |
Задачи на проценты. |
1 |
|
28 |
2-ая неделя декабря |
Задачи на проценты. |
1 |
|
29 |
2-ая неделя декабря |
Решение задач. |
1 |
|
30 |
3-я неделя декабря |
Решение задач. |
1 |
|
31 |
3-я неделя декабря |
Математическая карусель. Повторение. |
1 |
|
32 |
4-ая неделя декабря |
Математическая карусель. Повторение. |
1 |
|
Геометрические задачи |
12 |
|
||
33 |
4-ая неделя декабря |
Историческая справка. Архимед |
1 |
|
34 |
2-я неделя января |
Проектные задания |
1 |
|
35 |
2-я неделя января |
Геометрия на клетчатой бумаге |
1 |
|
36 |
3-я неделя января |
Геометрия на клетчатой бумаге |
1 |
|
37 |
3-я неделя января |
Решение задач. |
1 |
|
38 |
4-ая неделя января |
Решение задач. |
1 |
|
39 |
4-ая неделя января |
Решение задач на площадь |
1 |
|
40 |
1-я неделя февраля |
Решение задач на площадь |
1 |
|
41 |
1-я неделя февраля |
Решение геометрических задач путём разрезания на части. |
1 |
|
42 |
2-я неделя февраля |
Решение геометрических задач путём разрезания на части. |
1 |
|
43 |
2-я неделя февраля |
Защита проектов |
1 |
|
44 |
3-я неделя февраля |
Защита проектов |
1 |
|
Математические головоломки |
8 |
|
||
45 |
3-я неделя февраля |
Математические ребусы |
1 |
|
46 |
3-я неделя февраля |
Математические ребусы |
1 |
|
47 |
4-ая неделя февраля |
Математические ребусы |
1 |
|
48 |
4-ая неделя февраля |
Математические ребусы |
1 |
|
49 |
1-ая неделя марта |
Принцип Дирихле. |
1 |
|
50 |
1-ая неделя марта |
Принцип Дирихле |
1 |
|
51 |
2-ая неделя марта |
Математический КВН |
1 |
|
52 |
2-ая неделя марта |
Математический КВН |
1 |
|
Решение олимпиадных задач |
|
|
||
53 |
3-я неделя марта |
Решение олимпиадных задач. |
8 |
|
54 |
3-я неделя марта |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
55 |
4-я неделя марта |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
56 |
4-я неделя марта |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
57 |
1-ая неделя апреля |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
58 |
1-ая неделя апреля |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
59 |
2-ая неделя апреля |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
60 |
2-ая неделя апреля |
Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
Математика вокруг нас |
8 |
|
||
61 |
3-ая неделя апреля |
Математика в моей жизни |
1 |
|
62 |
3-ая неделя апреля |
Математика в моей жизни |
1 |
|
63 |
4-ая неделя апреля |
Математика в моей жизни |
1 |
|
64 |
4-ая неделя апреля |
Математика в моей жизни |
1 |
|
65 |
1-ая неделя мая |
Математика в моей жизни |
1 |
|
66 |
2-ая неделя мая |
Математика в моей жизни |
1 |
|
67 |
3-я неделя мая |
Математика в моей жизни |
1 |
|
68 |
3-я неделя мая |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
ИТОГО |
|
68 |
|
Ожидаемые результаты
В ходе освоения содержания программы «Решения задач повышенной трудности по математике» ожидаются:
Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал;
Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний;
Основные знания и умения учащихся
В результате работы на занятиях “Решения задач повышенной трудности по математике ” учащиеся должны знать:
основные способы решения нестандартных задач; основные понятия, правила, теоремы.
Учащиеся должны уметь:
решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
применять основные понятия, правила при решении логических задач;
создавать математические модели практических задач;
проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.