Тема: Мини – проект «Растения – переселенцы»
Цель: - ознакомиться с историей введения декоративных и овощных растений в культуру в доисторические времена и во время эпохи Великих географических открытий;
- изучить особенности ухода за комнатными растениями;
- развивать способности работать самостоятельно и в группе.
Оборудование: карта материков, термометр, психрометр, компас, инструктивные карты.
Ход урока
1. Введение к уроку.
2. Проверка усвоения полученных знаний и умений
1) Размножение — это:
А - увеличение количества растений;
Б - увеличение размера организма;
В - образование новых побегов;
Г - образование придаточных корней.
2) Различают два способа размножения растений:
А –половое и бесполое;
Б - усами и луковицами;
В - клубнем и глазками;
Г - ветром и животными.
3) Размножить клубнем можно:
А – лук;
Б – картофель;
В – морковь;
Г – тюльпан.
4) Семена развиваются из семязачатков, которые находятся:
А - в тычинке;
Б - в завязи пестика;
В - в пыльнике;
Г - на рыльце пестика.
5) Женские гаметы цветкового растения называют:
А – спермиями;
Б – яйцеклетками;
В - пыльцевыми зернами;
Г – пыльцой.
6) Оплодотворение — это:
А - попадание пыльцы на рыльце пестика;
Б- перенос пыльцы насекомыми;
В - перенос пыльцы с помощью ветра;
Г - слияние мужской и женской гамет, в результате которого образуется зародыш.
7) Цветок — это:
А – околоцветник;
Б - яркий венчик;
В - видоизмененный побег;
Г - часть стебля.
8) Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:
А – ветром;
Б – насекомыми;
В – искусственно;
Г - путем самоопыления.
9) Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
А – раздельнополыми;
Б – обоеполыми;
В – двудомными;
Г – ветроопыляемыми.
10) Какие растения называются двудомными?
А - имеющие два различных вида плодов;
Б - имеющие два вида соцветий на одной особи;
В - имеющие на одной особи цветки только одного пола;
Г – имеющие в одном цветке и пестики и тычинки.
3. Сообщение темы и цели урока
4. Изучение нового материала
Сегодня нам предстоит по-новому посмотреть на давно известные вам растения. Мы познакомимся с растениями, которые человек выращивает несколько веков, даже не догадываясь, что это путешественники, пришедшие к нам из дальних стран. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий.
Конечно, большинство культурных растений обретало новую родину не случайно. Мореплаватели привозили из далеких странствий семена диковинных растений, дающих вкусные плоды или красиво цветущих. Посмотрите вокруг себя. В каждом классе нашей школы тихо расположилась маленькая оранжерея. Не исключение является и компьютерный класс, в котором мы сейчас находимся. Вы никогда не задумывались, почему комнатные растения, к которым мы так привыкли, что иногда даже забываем поливать, остаются зелёными даже тогда, когда за окном зима. Ответ очень простой. Все эти растения - наши гости из далёких тёплых стран, где весь год тепло. Как вы думаете, нужно ли нам при уходе за растениями учитывать те условия, в которых они растут у себя на родине или эти знания нам не нужны и мы сами можем решать, как часто их поливать, в какую почву сажать, и при какой температуре они у нас будут расти.
На столе перед вами стоят горшки с растениями. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по странам и континентам, узнать где их родина, в каких условиях они произрастают в природе и проанализировать, правильно ли мы ухаживаем за ними.
1) Работа по созданию мини – проекта «Растения – переселенцы». Цель проекта: ознакомиться с историей введения декоративных растений в культуру во время эпохи Великих географических открытий; изучить особенности ухода за комнатными растениями.
Учащиеся объединяются в группы и выполняют задания по инструктивным карточкам
2) Как вы поняли, все комнатные растения, выращиваемые на наших подоконниках – гости из далёких стран. А вам интересно узнать, каково происхождение тех растений, которые мы используем в пищу? Но, чтобы наша работа была ещё интересней, я предлагаю вам выполнить ещё один проект «Какое блюдо нашей национальной кухни старше – вареники или борщ?». Как вы думаете, можем ли мы, не будучи ни историками, ни археологами, не выходя из этой комнаты решить такую сложную задачу. Оказывается, можем. Достаточно узнать время проникновения тех растений, которые используются для приготовления этих блюд на той территории, где мы с вами проживаеи.
3) Для приготовления борща нужны:
№ |
Растения |
Время начала выращивания на той территории, где проживаем |
Сколько лет назад |
1 |
Капуста |
10 век |
1100 лет |
2 |
Свекла |
10 век |
1100 лет |
3 |
Морковь |
12 – 13 век |
800 – 900 лет |
4 |
Лук |
12 – 13 век |
800 – 900 лет |
5 |
Фасоль |
18 век |
300 лет |
6 |
Картофель |
18 век |
300 лет |
7 |
Томат |
19 век |
200 лет |
Известно, что первое блюдо с использованием томата было впервые приготовлено в 1850 году. Так сколько примерно лет назад мог быть впервые сварен борщ? (160 лет)
4) Для приготовления вареников нужны:
№ |
Растения |
Время начала выращивания на территории Украины |
Сколько лет назад |
1 |
Пшеница |
До начала нашей эры |
Более 2000 лет назад |
2 |
Рожь |
До начала нашей эры |
Более 2000 лет назад |
3 |
Гречиха |
До начала нашей эры |
Более 2000 лет назад |
Вывод: Первые вареники могли быть сварены примерно 2000 лет назад.
5) Чем же питались наши предки до 18 века – времени проникновения на её территорию растений, используемых в качестве основных пищевых растений в настоящее время? Ответ нужно искать в фольклоре. Назовите самые известные и самые древние славянские сказки. (ожидаемый ответ – «Колобок» и «Репка»)
6) Наверное, вам интересно, родиной какого культурного растения является территория Донбасса. Это тюльпан. Степи Донбасса каждую весну покрывается разноцветным ковром. Тюльпаны совершили уникальное путешествие. Из наших степей татары увезли луковицы этого растения в Крым, а потом в Турцию. Из Турции они попали в Голландию, которая стала мировым центром селекции тюльпанов.
5. Закрепление изученного материала
1) Игра «Куда купить билет?»
2) «Третий – лишний»
3) «Определи гражданство»
6. Интересные факты из жизни растений
Учащиеся получают карточки с интересной информацией. На подготовку даётся 2 мин.
Ø ГЛАВНЫМ атрибутом маскарада на Хэллоуин считается полая внутри тыква с фонариком. Легенда гласит, что этот фонарь изобрел скупой и хитрый ирландский кузнец по имени Джек. Он сумел два раза обмануть дьявола и получил от него обещание не покушаться на душу. Но за свои грехи не был допущен в рай. В ожидании Судного дня Джек должен бродить по земле, освещая путь кусочком уголька, защищенного от дождя тыквой.
Ø В небезызвестной сказке Шарля Перро добрая фея, собирая Золушку на бал, превратила тыкву в карету. И это не случайно, ведь тыква - самый крупный из всех существующих овощей на Земле. Встречаются индивидуумы весом 200 и больше килограммов, а САМАЯ большая в мире тыква была выращена совсем недавно. В октябре 2006 года был зафиксирован очередной рекорд. В Америке фермер смог вырастить тыкву весом 676 кг!
Ø Подсолнечник был завезен в Европу из Америки специально как декоративное растение. Попал он и к славянам и был оценен у нас не только как красивое растение, но и как прекрасный медонос. А в конце 18 века крепостной воронежский крестьянин Д. С. Бокарев раскрыл и главную ценность подсолнечника, получив из его семян замечательное подсолнечное масло.
Ø Среди первых растений, вывезенных европейцами с берегов Южной Америки, было растение с ярко-оранжевыми ягодами, которые перуанцы у себя на родине называли «томатль», откуда и произошло европейское название растения — «томат».
Ø Ягоды томатов европейцы считали ядовитыми и поэтому долгое время томаты выращивались только как декоративные растения, пока, наконец, итальянцы не начали употреблять их в пищу. И тогда за свой отменный вкус эти ягоды получили новое название «помид'ор», что означало «золотое яблоко».
Ø Все растения, включая картофель, завезённые из Америки европейцами, предназначались исключительно для украшения клумб и оранжерей.
Ø В помидорах есть гормон счастья (серотонин), поэтому помидоры улучшают настроение.
7. Рефлексия
§ Игра «Куда купить билет?»
§ Игра «Третий – лишний»
§ Игра «Определи гражданство»
8. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.